Игорь Назарук считает музыку и слово великими сущностями нашей жизни. Он отрицает жизнеспособность конструированного «творчества», рассказывает о взаимодействии режиссёра и композитора, а так же месте супервайзера в творческом процессе.
…главное — иметь, что сказать своим языком, своей душой, своей кровеносной системой, хотеть это сказать, и главное — делать это искренне. Это и есть то, что называют талантом.
— Игорь, скажите, Вы в душе питерский человек? Во всяком случае, так сказано на Вашей страничке В Контакте. Поэтому вначале расскажите о том, что Вас связывает с городом на Неве.
— Меня, десятилетнего мальчишку, впервые привезла в Питер моя тетушка Лидия Николаевна. Ну казалось бы, что серьезного может почувствовать маленький пацан?… Почувствовал!!! И Большой Сампсониевский проспект, парк Лесотехнической академии стали частью моего детства.
Словами сказать главное о Петербурге невозможно. Нельзя просто заявить, что это мой любимый город. Главное — принял ли он тебя, его ли ты человек. Можно приехать и влюбиться в Питер, ахать и восхищаться, но это еще ничего не значит… Если ты его — он не поведет тебя на Невский, Дворцовую, Исаакиевскую. Он направит по каналу Грибоедова к Подьяческой, к Коломне или по Мойке в сторону Новой Голландии — к Юсуповскому и дальше… ненароком слегка заденет твою руку серой облупленной стеной, пахнёт стоялой волной из дворика, споткнёт тебя выпялившимся из поребрика камнем, глянет поблекшими, но внимательными, цвета октябрьского тумана глазами старенькой петербурженки в изношенных аккуратных туфельках… а потом придержит тебя за плечи и тихо-тихо скажет: вот теперь смотри!
И всё! Конец тебе, житель Белокаменной, ты больше не москвич… Петербург — это особое измерение, образование во Вселенной со своей незнаемой энергетикой, плохой, хорошей — неважно… Нет, тут слов не может быть, только знать… Больше мне просто нечего сказать, честное слово!
Или марь, или явь, или невести знак,
Не откроешь секрет, не опишешь никак.
Есть религия, есть непонятная суть,
Не уйти, не прогнать, не забыть, не согнуть…
Из книги «Питер-эффект»
— Вы давно сотрудничаете с Российским симфоническим оркестром кинематографии. Это, наверное, одна из важных вех в биографии?
Господи, какие сейчас счастливые консерваторцы, что им не надо знать даты съездов КПСС и марксистское определение товара и денег!
— Это почти постоянное мое место работы уже несколько десятилетий, еще со студенческих лет. Из-за него меня чуть не выгнали из консерватории, потому что было много работы, надо было помогать семье, а формула прибавочной стоимости в марксистской политэкономии, которую тогда вдалбливали бедным музыкантикам, никак мне не давалась. Господи, какие сейчас счастливые консерваторцы, что им не надо знать даты съездов КПСС и марксистское определение товара и денег!
А оркестр кинематографии оказался прекрасной школой профессионального мастерства, многих исполнительских и композиторских умений и знаний, возможностью играть самую разную музыку — от Баха до джаз-рока, а для меня точкой приложения умения импровизировать, возможностью заявить о себе широкой аудитории. А как интересны и важны встречи с большими композиторами и режиссерами! И главное — никто не снимает фильмы про прибавочную стоимость… Про виллы и Роллс-Ройсы — пожалуйста, а про прибавочную — ни-ни!..
— По Вашим словам, главное в творчестве — свобода и откровение. То есть тотальная полная свобода?
Упаси Бог от тотальной полной свободы, она может быть только в психбольнице или в могиле! Любое, самое независимое и неординарное творчество зиждется на профессионализме, на знании, эрудиции, бескомпромиссном трудолюбии.
— Упаси Бог от тотальной полной свободы, она может быть только в психбольнице или в могиле! Любое, самое независимое и неординарное творчество зиждется на профессионализме, на знании, эрудиции, бескомпромиссном трудолюбии. А вот дальше начинается распутье. Если ты прекрасно владеешь ремеслом и знаниями, наслушался тысяч записей, изучил сотни манер и считаешь, что этого достаточно, ты неизбежно будешь повторять то, что уже существует.
Если же ты еще учеником не выработал в себе свободу видения, мышления, ощущений, небоязни опытов, проб и ошибок, умения ценить то, что нравится тебе, несмотря ни на что и ни на кого — мало что получится интересного у тебя. А главное — иметь, что сказать своим языком, своей душой, своей кровеносной системой, хотеть это сказать, и главное — делать это искренне. Это и есть то, что называют талантом. Он не может быть несвободным и неискренним. Неважно, в каком виде искусства, жанре, стиле это происходит. Господь помогает таким… тихо насвистывает в ушко мелодию…
— А как быть со свободой в кино, когда у режиссера собственное видение материала? Не приходится уступать?
Задача кинокомпозитора в том, чтобы войти в замысел режиссера, почувствовать его, а режиссер в свою очередь должен определиться, доверяет ли он композитору.
— Незыблемый закон кино: главный в нем человек — режиссер (есть, конечно, продюсер, но если он умен, он не будет излишне вмешиваться в режиссерскую работу), уступать или нет — такого вопроса не может быть вообще. Задача кинокомпозитора в том, чтобы войти в замысел режиссера, почувствовать его, а режиссер в свою очередь должен определиться, доверяет ли он композитору.
Георгий Данелия много лет работает с Гией Канчели, доверие полнейшее, однако каждый раз работа превращается в тихий ад: мелодии, гармонии, темпы меняются десятки раз за запись… но результат получается идеальный! Андрей Павлович Петров переделывал мелодию к «Осеннему марафону» тринадцать раз!
— С кем из режиссеров Вам работалось наиболее раскрепощенно?
— Очень приятно работать с С.Соловьевым, Н.Губенко (хотя он очень требователен). Однажды довелось делать музыку для фильма Е.Евтушенко «Похороны Сталина». Там мы свободно музицировали с замечательным американским саксофонистом Полом Уинтером. Как же здорово было!
— Простите, а сейчас в России вообще кино есть? Много разговоров о кризисе жанра, о падении художественного уровня… Как Вы считаете?
…кризис жанра (и даже жанров) сейчас не только в России. Сказать что-то новое в кино, театре, музыке, литературе очень трудно, делают это только признанные умельцы и нечастые сейчас по-настоящему талантливые люди из новых.
— Если уж говорить честно, кризис жанра (и даже жанров) сейчас не только в России. Сказать что-то новое в кино, театре, музыке, литературе очень трудно, делают это только признанные умельцы и нечастые сейчас по-настоящему талантливые люди из новых.
В России же все очень просто: большинство знает, что такое кей грип, фоли-каттинг, саунд-дизайн, мастер-премикс, пост-продакшн и совершенно магическое слово супервайзер, знают, как кино снять, озвучить, выпустить, провести актеров по красной дорожке, дать интервью, скушать тарталетку под водочку, но в результате на экране все те же скука и гадости просто потому, что на деле не знают господа, что нам сказать! И даже супервайзер не знает… Ничего, с водочкой, без водочки — пробьемся.
— То же самое хотелось бы спросить о музыке. Она-таки выжила в условиях всеобщей коммерциализации?
— Слава Богу, в музыке все не так уж плохо, на мой взгляд, хоть и дряни, глупости и пустоты предостаточно. Больше всего уважения вызывают молодые ребята, идущие учиться в музыкальные школы и вузы, зная, что работу найти сейчас ох непросто, и работа за копейки. И их немало, черт возьми, какие же они молодцы! Множество фестивалей, концертов, на которые люди искренне хотят прийти, отличные исполнители, разная музыка, новые площадки… нет, в самом деле, хорошо!.. Или у меня розовый монокль в глазу?…
— Вы цените импровизацию? Насколько творчество может быть спонтанным?
Если композитор «конструирует» музыку исключительно по законам мелодики, голосоведения, форм, оркестровки, то, как бы не оспаривали это теоретики, он создаст правильный, логичный, умелый набор нот и ничего более.
— В принципе любое истинное творчество спонтанно, импровизационно. Слово «импровизация» означает «неожиданность». Если композитор «конструирует» музыку исключительно по законам мелодики, голосоведения, форм, оркестровки, то, как бы не оспаривали это теоретики, он создаст правильный, логичный, умелый набор нот и ничего более.
Мелодия, пьеса рождается как ребенок, приходит из иного измерения. Тема фортепианного Концерта Брамса и мелодия «Yesterday» Леннона одинаково гениальны, потому что рождены душой, а не сконструированы. Когда мы слушаем импровизации Оскара Питерсона и Кита Джарретта, мы присутствуем на Акте Творения, при том, что эти выдающиеся музыканты истинные мастера своего ремесла.
— Можно ли сказать, что творчество — это сублимация личностных переживаний? В творчестве так или иначе отражаются все события жизни автора?
— А разве может быть иначе? Но происходит это непредсказуемо. Очень часто музыкальное, литературное выражение переживаний, событий становится во много раз сильнее, значительнее самих переживаний, на то это и искусство. И это совсем не зависит от характера событий. Маленькое стихотворение может родить целую музыкальную картину. Женская фигурка под дождем может… о-о-о, как много она может!
— Вы еще и писатель, автор рассказов, пьес, стихов.. Рождение слова похоже на рождение музыки или там все по-другому?
Музыка и слово рождаются и развиваются из одной яйцеклетки, имеют общие законы собственной сути, хоть и разное воплощение ее, только потом слово остается с человеком, а музыка поднимается повыше к небесам, но оба никогда не отделятся от нас. Ведь они лишь две из множества великих сущностей нашей жизни.
— Конечно, похоже, источник-то один, как бы ни оспаривали это музыко- и литературоведы. Музыка и слово рождаются и развиваются из одной яйцеклетки, имеют общие законы собственной сути, хоть и разное воплощение ее, только потом слово остается с человеком, а музыка поднимается повыше к небесам, но оба никогда не отделятся от нас. Ведь они лишь две из множества великих сущностей нашей жизни.
— Или потребность написания текстов это просто переключение? Своеобразный отдых? От творчества нужно отдыхать?
— Вы можете попытаться отдохнуть от своего дыхания, зрения, слуха? Даже во сне этого не получится. Разве что в мире ином… Но там к тебе может подойти Господь и сказать: «Старик, что-то у нас молчаливо… давай почитаем Цветаеву! Или сами что-нибудь сварганим… »
— Как Вы вообще отдыхаете? У Вас бывает отпуск и, если не секрет, как Вы его проводите?
— Очень у меня размытое понятие отпуска. Если и хочу ехать — только на север. «На север, на север пошел наугад», это Джон Китс. Обожаю парус, раньше много гонялся, особенно на виндсерфе, теперь уж… гм… тяжеловат стал, гоняю главным образом на велосипеде. Хотя до Питера не доеду… наверное…
— У Вас есть и юмористические рассказы. А в жизни Вы юморной человек?
— Еще какой! Дурашливость, ребячество, немного эксцентрики — чаще всего признаки нестареющего хорошего человека. Не говоря уже о том, что это бесконечный источник вдохновения и настоящей энергии.
— Ваша книга «Питер-эффект» о Петербурге, для Петербуржцев? Что это за эффект такой?
— Для Петербурга, но не только для петербуржцев. Эффект тот самый, о котором я говорил в самом начале — мистический город, в котором с принадлежащими ему людьми, куполами, таксистами и реками могут происходить странные истории. Так и написано в подзаголовке книги: странные сказки большого города.
— В чём для вас лично её основное достоинство? На какой праздник вы бы посоветовали её дарить?
— Достоинство — любовь, добро и открытые глаза всегда молодого петербуржца (-енки). Подарить ее лучше всего на самый длинный праздник Города — «365 дней Питера».
— Какие ценности отражает «Питер-эффект», в решении каких проблем может помочь?
— Никогда, ни при каких обстоятельствах не позволяйте никому, ничему размыть в вас июньскую ночь 18-летних петербуржцев! Ходите на головах, дуйте пиво, горланьте Шевчука, занимайтесь любовью на траве Елагина, деритесь, проклинайте власти и зарплату, но любите друг друга и Город в себе и друге… он не будет вас громко благодарить, а только будет долго смотреть на вас внимательными, прозрачными, как октябрьский туман, глазами… И у вас все получится!
— Что Вас больше всего вдохновляет: природа? люди? творческие достижения?
— Простая формула: природа + люди = творческие достижения. А если еще посидеть где-нибудь на Васильевском острове в ирландском пабе…там есть парочка… ммм!
Понравилось? Подписывайся на паблик героя! Следи за творчеством!
Игорь Назарук
Композитор, пианист-виртуоз, импровизатор и литератор
Живет и работает в Москве, но в душе является истинным питерцем. Плодотворно сотрудничает с разными исполнителями, композиторами, творческими коллективами и оркестрами, среди которых Российский симфонический оркестр кинематографии. Одни из самых популярных музыкальных работ — музыка к сериалам «Криминальная Россия» и «Следствие вели..»
В творчестве сочетаются и комбинируются, органично переплетаются и взаимопроникают самые разные, казалось бы обособленные, музыкальные тенденции. Так просторы его творчества охватывают элементы классики, джаза, рока, авангарда, электроники, эстрады и пр.
Кроме того, Игорь Назарук автор нескольких десятков литературных произведений: рассказов, пьес, стихов.
ignazaruk@yandex.ru
страница в контакте
группа