Объективность через субъективизм

Фильм «Плошча». Рассказ о событиях на Октябрьской площади Минска после президентских выборов 2006 года, которые многие правозащитники ассоциировали с киевским Майданом. Интересны мысли режиссера о кинодокументалистике. Предоставим ему слово.

«Я не считаю, что документалист должен быть отстраненным. Ни в коем случае! — считает Юрий Хащевацкий, — объективная информация, которую нам якобы дают телеканалы, — это байка. Никакой объективности там никогда не существовало. Субъективность состоит уже в выборе информации, в выборе корреспондента, в моем выборе, как режиссера… Концентрация на каком-то вопросе изначально не очень объективна. Кроме того, в документальном кино без оценок нельзя, а оценки всегда субъективны. Так везде. Мемуары Де Кюстена, например, невероятны интересны именно тем, что они крайне субъективны. В этом парадокс! Настоящей объективности можно достичь только через субъективность. При этом документалист ни в коем случае не должен подгонять действительность под свои чувства, под свое ощущение. В противном случае это называется пропагандой. Как только художник начинает подгребать объективную картину под свое представление о мире — все, это конец! Весь фильм я сделал у себя дома. Только конечный чистовой монтаж был сделан абсолютно подпольно… не скажу, где. Сказывается привычка наших людей к самиздату. Ведь если фильм запрещен, его в первую очередь надо посмотреть!

В игровом кино есть сценарий, история, но нет героев. Героев создают режиссер с актерами и вся творческая группа. В документальном кино — наоборот: есть герои, но нет истории, нет сценария. Задача режиссера — выхватить из потока жизни определяющие, узловые моменты, чтобы выстроить историю. Тогда это безумно интересно. С профессиональной точки зрения мне намного сложнее и интереснее работать в документальном кино.

У меня давно лежит заявка на еще один фильм. Он называется «Шломо». В фильме два главных героя: актер Шломо и генералиссимус (Сталин — ред.). Фильм должен начинаться так: генералиссимус приходит к Шломе на премьеру «Фрейлехса». После спектакля он заходит к актеру, дарит ему цветы, поздравляет с успехом. Шломо ведет себя с ним, как равный с равным. Друзья! Между ними происходит следующий диалог: «Как тебе сегодня аплодировали!» — «Это что, я слышал, как тебе аплодируют! Вчера, например, на съезде…» — «Это все подхалимы. Вот тебе аплодируют искренне.» — «У тебя государственные дела, а я просто танцую фрейлехс. А фрейлехс станцевать сможет любой. Я могу научить любого.» — «Научи меня.»

И весь фильм — история о том, как Шломо учил генералиссимуса танцевать фрейлехс, но у того ничего не получалось, и он за это Шлому убил. Все действие происходит в театре. В картине есть еще один герой — старый Осветитель, который работает на колосниках в театре. Когда у Шломы плохое настроение, когда ничего не выходит, он берет бутылочку и поднимается к нему наверх. Там они сидят, пьют водку, спорят, ругаются. Осветитель ему говорит: «Что ты от меня хочешь? Я могу только дать свет и больше ничего. А там твои черти уже круг крутят».

Когда Шлому убивают, его кладут в гроб в костюме короля Лира, подвешивают на фалы и начинают поднимать наверх. Старая театральная ситуация: на сцене всегда есть три уровня. Сцена — уровень жизни, внизу — преисподняя, наверху — Боги. Так вот, наверху сидит Осветитель. У него газетка, бутылочка, селедочка, они со Шломой продолжают разговор, и Осветитель объясняет Шломе: «Я же тебе говорил, что все это — чепуха».

В один из последних дней, когда они с генералиссимусом уже ненавидят друг друга и все время ругаются, Шломо показывает ему танец, объясняя: «Фрейлехс — это полет. Просто попробуй взлететь». Генералиссимус ему говорит: «Человек не может летать. Особенно, если он — еврей». И вот в финале Шломо летит. Он подлетает к резиденции генералиссимуса. Генералиссимус стоит возле окна с трубкой. Шломо к нему подлетает и говорит: «Видишь, еврей, а летаю. Хочешь знать, почему?» — «Почему?» — «А потому, что у нас, у евреев, в жопе — пропеллер!» Вот такой вариант финала. Я хочу, чтобы трагедия окончилась взрывом хохота».

статьи о Юрии Хащеватском на сайте демократического движения «Хартия-97»
фильм  «Плошча» в свободном доступе 

Добавить комментарий