Античность в стиле Рифеншталь

В образах «Олимпии» Лени Рифеншталь связала античность и олимпийские игры в III рейхе.

Лично Гитлером она была назначена официальным хроникером олимпиады 1936 года в Мюнхене. Получившийся фильм стал шедевром документалистики и революцией в технике съемок и монтажа. Фильм был выпущен 20 апреля 1938 года, после 18-ти месяцев монтирования.

Впечатляющая запись событий олимпиады 1938 года признана лирическим шедевром фотографии и звука. Спорт показан, как средство формирования человеческого тела, красота которого является неотрывной частью общей красоты природы.

«Олимпия» не была одобрена Голливудом — многие полагали, что это гимн гитлеровским убеждениям. Но фильм выдержал испытание временем как величественное празднование великолепия человеческого тела и духа.

Первая часть фильма включает зажигание факела на стадионе, спортивные события и марафон. Адольф Гитлер смотрит в изумлении, как американская звезда легкой атлетики Джесс Оунес выигрывает беспрецедентные четыре золотые медали. Во второй части захватывает грация спортсменов в действии во время хоккея на траве, футбола, велогонок, конного спорта, водного спорта и гимнастических соревнований. Гимн красоте тела звучит в откровенной сцене «Спортсмены в бане».

Напомним, что Берлин был выбран местом для проведения очередных Олимпийских игр еще до прихода Гитлера к власти. В 1933 нацистская пресса начала нападки на предстоящие игры, называя их «фестивалем, на котором торжествуют евреи», однако после того как Гитлер решил, что Олимпийские игры способны поднять престиж его режима в глазах мировой общественности, всякая критика тут же была прекращена. Подготовка к играм велась с размахом. Нацистское правительство выделило 25 млн рейхсмарок на строительство девяти спортивных объектов, в том числе на строительство огромного Олимпийского стадиона в Берлине. За три недели до начала игр в стране была строжайше запрещена какая-либо антисемитская пропаганда.

На церемонии открытия присутствовало около 110 тыс человек. В первый же день ликующая публика приветствовала Ханса Вёльке, завоевавшего первую золотую медаль в толкании ядра и ставшего первым в истории немцем, получившим олимпийскую награду в легкой атлетике. Вёльке и Герхард Шток, занявший третье место, были приглашены в ложу Гитлера, чтобы принять личные поздравления фюрера.

Затем произошла целая серия затруднительных для Гитлера событий. На третий день соревнований Джесси Оуэнс, чернокожий легкоатлет из университета Огайо, победил в полуфинале в беге на 100-метровой дистанции со временем 10,2 секунды (однако не ставшим официальным рекордом ввиду попутного ветра), а затем в финале установил олимпийский рекорд — 10,3 секунды. На следующее утро он же завоевал вторую золотую медаль в прыжках в длину, победив немецкого спортсмена Луца Лонга. Еще через день Оуэнс завоевал третью золотую медаль в беге на 200 метров с новым олимпийским рекордом 20,7 секунды. В последний день соревнований Оуэнс выиграл еще одну золотую медаль в эстафете на 400 метров. Зрители рукоплескали американскому спортсмену, ставшему героем игр.

Люди, чьи предки вышли из джунглей, как объяснял Гитлер, являлись первобытными созданиями, но их физические данные оказались значительно выше способностей цивилизованных белых спортсменов.

Блестящий успех Оуэнса и еще девятерых чернокожих американских спортсменов поставил Гитлера в трудное положение. Люди, чьи предки вышли из джунглей, как объяснял Гитлер, являлись первобытными созданиями, но их физические данные оказались значительно выше способностей цивилизованных белых спортсменов. Гитлер намекнул, что эти соревнования на самом деле были несправедливыми, и что негров следует не допускать на будущие Олимпийские игры. Хотя фюрер и присутствовал во время соревнований, когда Оуэнс завоевал свою третью золотую медаль, однако он многозначительно покинул стадион еще до того, как стали вручать награды спортсменам.

Гитлер с огромным воодушевлением следил за теми соревнованиями, в которых в числе победителей оказывались немецкие спортсмены. Но многое в этих Олимпийских играх доставляло ему раздражение. Например, когда французские атлеты, проходя мимо ложи фюрера, подняли руки в знак приветствия, отчего публика взорвалась громом аплодисментов. Долго не смолкающие овации продемонстрировали Гитлеру, что большая часть немецкого народа стремится к миру и согласию со своим западным соседом. Это весьма обеспокоило Гитлера, который не оставлял надежды на военное решение франко-германских проблем.


Лени Рифеншталь 

Родилась 22 августа 1902,  немецкий кинорежиссёр и фотограф, а также актриса и танцовщица.

Рифеншталь является одним из самых известных кинематографистов, работавших в период национал-социалистического господства в Германии. Созданные режиссёром документальные фильмы «Триумф воли» и «Олимпия» принесли ей мировую славу, а после крушения третьего рейха — всеобщее проклятье.

Сайт Лени Рифеншталь

Добавить комментарий