Арт-журнал «Солнечный город Люстгальм», интервью с творцами и мастерами. 18+

На 4-м международном фестивале world music зажигал африканец Мулату Астатке.

art

Что такое world music даже для специалистов не совсем понятно, но началось все с Африки. Потом потянулись кельты, индейцы, болгары и эскимосы. Термин прижился и стал обозначать музыку, на которую не оказала влияния западно-европейская культура.

У некоторых народов, например африканских, балканских, образцы древней культуры сохранились практически в первозданном виде. То есть без последующих религиозных культурологических влияний, которые подавляли местную обрядовость с составной ее частью — музыкой. Несмотря на гнет живое народное творчество сохранилось и сейчас, когда силы пришлых религиозных влияний ощутимо тают, вылезает из бессознательного, принимает причудливые формы.

Лет тридцать назад музыканты начали супер активно интегрировать национальную музыку в мировую. Как, например, хэдлайнер фестиваля ЭтноМеханика Мулату Астатке, который придумал скрестить эфиопскую этнику с джазом. В Россию он приехал впервые, причем со своими новыми коллегами-британцами из психо-джаз группы «Хелиоцентрикс».

Публика в забитом до отказа зале «Прибоя», где размещается центр им. Курехина, похоже, испытывала настоящий транс от виртуозной команды африканского гостя, которая органично сочетает множество инструментов — фортепиано, духовые, скрипку, гитару.

Родное русское народное так же пытается интегрировать с новыми формами. Пять девушек, окончившие университет культуры и искусств, назвались «Осиповой Лукой» и лихо соединили классическое «Ой ты, порушка-пораня, ты за что любишь Ивана?» с чем-то «битловским».

Вера Сажина, «жемчужина московского андеграунда», как называют ее музыковеды, большой оригинал, считает, что народная музыка — не только способ индивидуального самовыражения, но голос времен, проходящий через исполнителя.

«Сама себя ни к какому направлению не отношу, — уточняет артистка, — мне просто нравится издавать разные звуки. Но меня обозначили как dark folk. То есть некий таинственный фолк».

«В советское время привыкли, что народная музыка — это «ансамбль песни и пляски», что-то официозное, скучное, — делится мыслями руководитель центра Анастасия Курехина, — к фольклору отношение было, скорее, как к элементу политики, а не культуры. Интересно, что нынешняя молодежь возвращается к народной песне и вдыхает в нее новую жизнь».

Фестиваль ЭтноМеханика состоялся благодаря, в том числе, финасовой поддержке городского комитета по культуре. Кроме того, помогли голландское консульство и институт Гете. В этом музыкальном формате организаторам финансово сложнее всего, потому что этно-коллективы, как правило, большие по составу, едут издалека, а билеты дорожают с каждым днем. Окупаемости здесь нет, как и на всех подобных фестивалях.

«Если людям что-то нравится, — улыбается Алевтина, бойко торгующая этническими цветастыми аксессуарами собственного изготовления, — они все равно будут слушать свое — есть пропаганда или нет ее. Это не имеет значения, живая музыка обязательно пробьется».

  • Антон Соя: я — за сказку!

    Антон Соя: я — за сказку!

    Король русского галлюциногенного реализма, писатель Антона Соя рассказывает о двух изданных сказках. Одна — для взрослых, вторая — для детей. Осталось только разобраться, кто из нас кто. Хотя?.. Сказкам все возрасты покорны! Read More
  • Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Актриса, чье появление на сцене обеспечивает невообразимую игру контрастов, увлечение зрителя в коридоры смыслов и идей. Людмила Погорелова — ведущая актриса Театра Романа Виктюка и женщина, вдохновляющая и преображающая мир своей неповторимостью. Read More
  • Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Единственный в своем роде творческий тандем дизайнера Alex Theatre_No и фотографа Раисы (Чешшш) Канаревой, не устает удивлять… Следя за их совместной работой, несложно предположить, что гармония творческих отношений существует! Read More
  • Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Интервью с Вадимом Курылевым, лидером группы «Электрические Партизаны». Вадим Курылёв развеивает стереотипы об анархистах, рассказывает о взаимопомощи, борьбе против массовой культуры. Read More
  • Рок Янки Дягилевой

    Рок Янки Дягилевой

    Скажешь просто — Янка, и всё ясно, не нужно ничего больше добавлять, и так понятно о ком идёт речь. Объяснять, кто она, тем, кто слышал её песни, не нужно, тем, кто не слышал, бесполезно. В этом году ей исполнилось бы 47 лет. Так и хочется добавить — всего-навсего 47 лет! Read More
  • Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Бард-рок музыкант Кошка Сашка, песни которой приписывают то Янке Дягилевой, то народу, утверждает что в современном искусстве здоровая конкуренция, делится планами турне по России и рассказывает как собрать стадион. Read More
  • Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Художник Юлия Виданова считает, что творческие соревнования — вещь субъективная, она видит богатство полутонов в тёмной палитре и говорит, что в современном веке не хватает остановки для созерцания. Read More
  • Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин рассказывает о работе над спектаклем «Несравненная», о своём превращении в Флоренс Фостер Дженкинс и мечтает построить гиперболоид инженера Бозина, топливом для которого называет энергию молодости. Read More