По следам Тарковского

Лофт Проект ЭТАЖИ открыл документальный проект к 80-летию великого русского режиссера.

На обложке: Андрей Тарковский, Сюзана Флитфуд, Свен Нюквист, Эрланд Йозефсон.

Между мной и вами должна быть тайна.

Материалами экспозиции стали личные архивы Лейлы Александер-Гарретт — автора книги «Андрей Тарковский: собиратель снов». Лейла Александер-Гаррет работала переводчиком на последнем фильме Андрея Тарковского, который снимался на шведском острове Готланд — самом большом острове Балтийского моря.

Как пишет она в своей книге, «десятого июля 1984 года на международной пресс-конференции в Милане Тарковский заявил о невозвращении на родину. Последней каплей в принятии рокового решения остаться за границей была заниженная оценка «Ностальгии» Сергеем Бондарчуком — членом жюри на 36-м Международном Каннском кинофестивале».

«Надеюсь, что петербургские власти тоже отреагируют на 80-летие режиссера и устроят показ «Жертвоприношения» в хорошем зале», заявила Лейла Александер-Гаррет на открытии выставки. Здесь можно увидеть сцены из фильма, которые не вошли в окончательную версию картины, фотографии со съемок, видеозапись работы мастера над сценой «Апокалиптический сон».

По словам Лейлы, пространство Лофт проекта ЭТАЖИ, расположенное на территории бывшего хлебозавода на Лиговском проспекте, идеально подходит для экспозиции, связанной с Тарковским: «Автору «Сталкера» здесь бы явно понравилось».

В выставочном зале также ежедневно демонстрируется документальный фильм Михаила Лежиловского «Режиссер: Андрей Тарковский».

Как человек, наблюдавший Тарковского в работе, Лейла поведала много интересного. «Я, как собака, прихожу на съемочную площадку и нюхом чувствую, что надо снимать», так Андрей характеризовал свой творческий метод в беседах с переводчицей. «Он запомнился мне как общительный веселый человек, — поделилась Лейла с присутствующими, — в Швеции он мог быть самим собой, а в России был мрачным, так как здесь на любили его и завидовали таланту».

«Человеку нужен свет, считал Тарковский. Когда он начинал работу над фильмом, как будто снимал с себя кожу, в то время как другие режиссеры будто бы натягивают на себя шубы», подчеркнула Лейла Александер-Гаррет.

«Между мной и вами должна быть тайна, — передает автор книги «Андрей Тарковский: собиратель снов» слова режиссера, сказанные актерам, — вам не должно быть все понятно. Вы должны находиться в состоянии неизвестности; все должно быть неожиданно,  непредвиденно, интересно. Вы должны быть как влюбленные — в ожидании и предвкушении».

В неформальном общении друг с другом собравшиеся говорили о философских аспектах фильма-завещания (после завершения съемок у Тарковского выявили смертельную болезнь, и шансов на спасение не оставалось).

Игорь Евлампиев, доктор философских наук, автор книги «Художественная философия Андрея Тарковского» считает, что в своих фильмах он призывает нас вернуться к мистическим истокам жизни, преданным забвению современной технократической цивилизацией, и напоминает о той катастрофе, которая ожидает человечество, если оно не сумеет радикально перестроить свои отношения с бытием.

Например, герой «Жертвоприношения» открыл в себе то начало, которое у Ницше названо «сверхчеловек». Александер обратился не к богу («сделай, чтобы все было, как прежде»), а к своим силам в себе. Он открыл в себе сверхчеловеческое и изменил мир. Поскольку человек сам выбирает свой путь, он может спасти себя — именно поэтому он может спасти других. Заратустра у Ницше говорит о возможности влияния не только на будущее, но и на прошлое.

«Только чудовищная катастрофа заставляет главного героя перестать «сотрясать воздух» и начать действовать», пишет в своей книге Лейла Александер-Гаррет.

Tarkovskiy.sy
Андрей Тарковский в зеркале фотографии

Добавить комментарий