«Секс и философию» запретили в Иране

В Польском доме в Петербурге фильм посмотрели, обсудили и одобрили.

На обложке кадр из фильма.

Мужчина в каждой из женщин ищет любовь, но находит только одиночество.

Мохсен Махмальбаф.

Мохсен Махмальбаф поговорил о сексе без его демонстрации на экране. В сценах эротических переживаний героев режиссер талантливо пользуется кинометафорами. Само слово «секс» в названии фильма в Иране расценивается как уголовно наказуемое деяние.

Когда-то, давным давно люди так испугались сексуальной энергии, что начали придумывать ей разные демонические названия. Так появились религии, в основе которых запрет на тело. Государственным мужам понравилось управлять массами с помощью религиозных запретов, и вот даже на втором десятке ХХI века у них это получается.

Посему иранский режиссер ради «Секса и философии» вынужден был эмигрировать и искать сексуальных исполнительниц в Таджикистане. Там теме мужских похождений не противились. В пику соотечественникам-морализаторам он сделал фильм об отношении полов без единой эротической сцены. Даже поцелуй изображен, как робкое соприкосновение губ.

Когда фильм появился в России, здесь таких поцелуев не приняли. «Нудно и коряво», «сказать, что фильм снят плохо, значит, ничего не сказать» — типичные отзывы при прокате. Зато киногурманы картину оценили.

Не существует нелогичного поведения и нелогичных сюжетов. Просто логику нужно понять — что в каждодневных вещах, что в метафорах.

Например, публика, собравшаяся в киноклубе Польского дома в Петербурге, усмотрела много достоинств. Сразу же отметили взаимосвязь мотива четырех любовниц героя и четырех жен, которых может иметь мусульманин согласно Корану. Как известно, в самом Иране готовится законопроект, подтверждающий право мужчины на четырех жен.

Вовсю стараются мужчины сделать себе хорошо. Только не склонны рассказывать об этом всему миру, тем более, снимать кино. В страну даже секс-игрушки провозятся под видом … медицинского оборудования.

Впрочем,  на планете немало мужчин, которым многоженство само по себе не может не нравиться. Они, в принципе, часто так и живут, хоть и состоят в законном моногамном браке. Может быть, в будущем человечество что-то придумает по этому поводу? Скорее всего, привычными станут разные формы семейных отношений. И сосед не будет осуждать соседа за то, что тот живет как-то странно.

«Не существует нелогичного поведения и нелогичных сюжетов», выдвинули тезис собравшиеся в киноклубе Польского дома. Просто логику нужно понять — что в каждодневных вещах, что в метафорах. Одному видится легализация четырех жен, другому четыре этапа любви — увлечение, взросление, зрелость, увядание. Третьему — четыре времени года (причем, на каждое нужна своя женщина, пошутил кто-то из мужчин).

Сцена открывающая фильм «Секс и философия» .

Сюжет фильма основан на том, что хореограф в день сорокалетия приглашает в танцкласс четырех своих учениц, с которыми у него были романы. Для того, чтобы поговорить. Как он считает, расставание, не повод враждовать.

Мужчина искренне недоумевает, почему его красавицы надувают губки и выражают претензии. «Каждая любовь начинается с самой простой причины. И это продолжается до тех пор, пока не возникнет ситуация для новой любви», говорит герой. Он постоянно отмеривает секундомером количество счастливых минут с каждой возлюбленной и при этом считает, что любовь в мире под угрозой из-за приоритета плотских увлечений.

Почему они усиливаются? Герой на эту тему не рассуждает, он просто констатирует и грустит от одиночества. Между тем к нему в автомобиль, где он зажигает ровно сорок свечей, в начале и в конце фильма подсаживается пожилая веселая пара — музыканты. Надо не философствовать, а любить; секундомером гармонию не поверишь — как будто утверждают они.

Автор картины, однако, пессимистически смотрит на возможность встречаться с «бывшими» и говорить по душам. Это как-то лучше получается со своим братом — мужиком. Так хореограф вместо откровений с одной из жен разговорился с ее любовником — и контакт получился.

«Чем больше молчаний, тем больше вопросов», — процитировала себя молодая поэтесса Маша Суворова, заглянувшая на разговор, и была абсолютно права. А восток все-таки нас привлекает и философски, и сексуально. И уж лучше бы у нас шли такие фильмы, чем о стрельбе, убийствах и реках крови.

сайт режиссёра Мохсена Махмальбафа
фильмография на kinopoisk.ru
киноклуб Польского дома

Добавить комментарий