Медиум Тарковский

Андрей Арсеньевич пришел в этот мир 4 апреля 1932 года. Он оставивил нам 8,5 шедевров — короткометражную дипломную работу «Каток и скрипка», семь полнометражных художественных фильмов и документальную ленту «Время путешествий».

На обложке фото © Владимир Мурашко.

Что такое «восемь»? Нумерология считает, что Восьмёрка — образец человека, прошедшего сквозь огонь преображения.

8,5 говорит о движении к Девятке. Девятка — конечная стадия жизненного опыта, выполненная миссия. Часто этот путь оказывается полной противоположностью тому, что учит ценить общество.

Общество пытается навязать человеку мораль. «Нравственность внутри человека. Мораль — вне и выдумана, как замена нравственности, — рассуждал Тарковский — там, где нет нравственности, царит мораль — нищая и ничтожная. Там, где она есть, — морали нечего делать».

«Достойно ли смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?» — гамлетовский вопрос однозначно и жестко был им решен в сторону сопротивления — качество, возможно, передавшееся на генном уровне. Он был потомком старинной дагестанской семьи, происходившей из аула Тарки, который являлся форпостом Дагестана, противодействовавшим натиску русского царизма. Последний князь Тарковского владения Шамсудин был родоначальником рода Тарковских.

Тарковский утверждал, что «…мы не знаем мира, в котором мы живём, наивно думая, что мы его изучили». В этом контексте ему был интересен Карлос Кастанеда, в книгах которого речь идёт о том, что «человек, защищаясь от цивилизации, предпочитает природу».

Человечество существует для того, чтобы создавать «иероглифы истины», говорил Тарковский. О своем последнем фильме «Жертвоприношение» он писал: «корень зла таится в нас самих. …ожидая чего-то для себя, мы сами не готовы ничего отдать. Мы живём, как „божьи птички“, то есть безответственно… А христианская любовь начинается с любви к самому себе. Но такая любовь к себе означает не эгоизм, а способность и готовность к жертве. Речь идёт о готовности к жертве, как естественном состоянии души, а не о страдании, которым ты должен эту жертву оплатить».

«Жертвоприношение» было первой собственно европейской картиной Тарковского. Режиссёр был уже тяжело болен, и фильм читается как завещание. Первой завязью «Жертвоприношения» явился мотив благодетельной ведьмы. Тарковский вспоминал, что идея родилась ещё до «Ностальгии», на родине, — повествование об удивительном исцелении больного раком, благодаря ночи, проведённой с ведьмой, на которую указывает ему предсказатель.

Тарковский создавал свои фильмы, как некое магическое действие, как заклинание судьбы. В этом действии излучается воля художника, воздействующая на реальность.

Тарковский создавал свои фильмы, как некое магическое действие, как заклинание судьбы. В этом действии излучается воля художника, воздействующая на реальность.

Тарковский снимал удивительно честные фильмы, не увлекаясь красивостями. Умел говорить об очень тонких мистических вещах. У него нет никакой позолоты.  В биографии Тарковского был такой эпизод, когда его пригласили на фестиваль некоммерческих фильмов в один из штатов, куда надо было добираться через каньоны. Он был поражен, как американцы могут снимать то, что они снимают, если у них под боком такая шикарная натура…

Когда у человека много идей, и он воплощает их в творении, они не излагаются последовательно, потому что их много. Приходится пользоваться особенным символико-поэтическим языком. А когда идей мало или нет вовсе, со зрителем разговаривают на уровне одной извилины.

Что может явиться путеводителям по лабиринтам символов? Если специально объяснять суть, это не воспримется человеком, как собственный опыт. Нужно самому дойти до сути, тогда придёт откровение.

Если люди общаются грубо, это ломает внутреннюю сущность человека. Нужно говорить на другом языке. Тогда и сады будут вырастать. Сад — символ рая. Утраченного или приобретённого. Вспомните фотографии начала ХХ века — там везде парки. Но сад более жизненен, когда он естественно развивается, а не когда его специально украшают. Дикий сад краше ухоженного.

Мы очень часто предаём естество. Уже сорок тысяч лет, с того момента, как зародилось человечество, цивилизация тратит впустую колоссальную энергию. Та цивилизация, которую мы построили, испортила не только воздух, она исказила природу нашей натуры. Современное общество увлеклось философией успеха. Произошло перераспределение мужской и женской энергии. В этом виноват человек. Надо довериться природе, и всё восстановится.

Мы не туда ушли, взяли на себя не свойственные роли. Женщины вступили в соперничество с мужчинами. Жизнь может возродиться только тогда, когда женщина в себе увидит женщину.

В китайской философии символ гармонии инь-ян вращается. В какой-то момент сверху появляется мужской символ, белый, в какой-то момент — чёрный женский. Это говорит о пике развития того или иного аспекта. Сейчас, безусловно, пик развития женского. Возможно, мир идёт к образу идеальной женщины.

…люди хотят благ, хотят удовольствий, хотят тепла. Солнце — это Эго. Луна — архетип подсознания, интимности, взаимообмена. Земля — материя. В Золотом веке эта тройственность была целостна, но сейчас другие времена.

Большинство людей поклоняется Солнцу. Не Солнцу, Луне и Земле, что сохраняет гармоничное соотношение всех элементов, а исключительно Солнцу. То есть люди хотят благ, хотят удовольствий, хотят тепла. Солнце — это Эго. Луна — архетип подсознания, интимности, взаимообмена. Земля — материя. В Золотом веке эта тройственность была целостна, но сейчас другие времена.

Тарковский опередил своё время. Но всё, что мы видим по телеканалам, это есть насилие над садом, от которого так страдал господин Александр в «Жертвоприношении». Нам хотят представить обработанный сад, который не имеет естественной формы. 

«Только время покажет, смог ли я стать медиумом между универсумом и людьми. А мой долг только работать, не требуя вознаграждения», — выражал свое кредо Тарковский.

Шведский киноклассик Ингмар Бергман подчёркивал: «Тарковский для меня самый великий, ибо он принёс в кино новый, особый язык, который позволяет ему схватывать жизнь как сновидение».


Андрей Тарковский

Родился 4 апреля 1932, советский кинорежиссёр и сценарист. Детство провел в городе Юрьевце в семье поэта Арсения Тарковского.

Как подчёркивал Тарковский, для становления его как художника большое значение имело творчество Феллини, одного из самых уважаемых им режиссёров.

В 1989 году был организован Фонд Андрея Тарковского, который проводит фестивали и выставки, посвящённые творчеству режиссёра, ведёт архивную работу. С 1993 года в рамках Московского международного кинофестиваля присуждается премия имени Тарковского «лучшему фильму конкурсной или внеконкурсной программы».

Сайт о Тарковском

Добавить комментарий