Международный кинофестиваль из Твери подружился с питерским собратом. В клубе «АрктикА» посмотрели и обсудили конкурсные работы участников молодежного фестиваля короткометражного кино и анимации «Meters».
«Пришли посмотреть, что в нашем кино снимают помимо пиф-паф», — поделились целью визита на мероприятие зрительницы, первые попавшие в фотообъектив.
Они оказались активными участниками кинопроцесса — актрисами второго плана, и охотно перечислили известные фильмы, в которых участвовали. Затем, когда просмотр начался, дамы довольно шумно реагировали, порой делая колкие замечания. Очевидно, как представители старшего поколения, они не все воспринимали в предлагаемом киноязыке. На экране было не «пиф-паф», но и не «доброе советское кино». У каждого времени свои средства выражения. Большое достоинство подобных фестивалей в том, что они предоставляют авторам возможность показать, какими те владеют стилистическими арсеналами.
Затравкой явился живой пролог в виде рок-композиции группы «Шива». Молодую часть аудитории это обнадежило тем, что, вероятнее всего, разговор пойдет на доступном ей языке. Подавляющая часть публики была юного и среднего возраста и реагировала на происходящее по-теплому. Чувстваволось, молодежи импонировало, что о ее проблемах говорят отковенно — но не бытово, а метафорически. Впрочем, высказывались и недоумения. Например, один молодой человек потребовал от ведущего пояснений, на кого рассчитаны фильмы — на «элитного зрителя» или на «простого». На что ведущий неоднозначно прошелся по «дозорам» и «аватарам», и просмотр продолжился в благоприятном русле.
Как отметил один из киноавторов, «приятно, что собрались не столько участники фестиваля, сколько сторонние зрители». На этот раз «Кинопрофилактика» представила не саму себя, а форум из Твери под названием «METERS» — один из самых популярных молодых кинофестивалей. Его директор Юлия Быкова рассказала, что в 2011 году на фестиваль было подано около 300 заявок, в конечном итоге в конкурсную программу попали 80 работ. Самое ценное, по ее словам, слышать такие зрительские признания: «Спасибо вам за фильмы, благодаря им, я поняла свою дочь».
Директор «Кинопрофилактики» Константин Рассолов считает, что в социальных сетях есть множество интересных работ, выполненных «своими силами», которые достойны быть показаны в кинозалах. Почему бы авторам не пообщаться вживую со зрителем? Зритель, в свою очередь, так же не против подобных контактов. Такие фильмы в российском прокате — дифицит. В «Арктике» мы увидели, что они существуют. Есть множество молодых режиссеров и сценаристов, которые пытаются преодолеть тотальную патоку мейнстрима. И зритель испытывает потребность в них.
Несмотря на насыщенность кинопрограммы 2,5 часа пронеслись незаметно. Короткометражки дали пищу для ума и души. Например, запомнились герои новеллы о сбежавшей из психушки девушке, которая, придя в гости к случайно встреченному парню, видит настоящий сумасшедший дом здесь. Все гиперболизировано, и садистки размазанный мамашей по белой рубашке «главы семейства» салат с причитаниями «ты хотел салатика…», в сущности, становится образом-символом отношений.
В другом фильме грузовик, несущийся по пыльной дороге с вожделенной «киношкой» для маленького татарского поселка, напоминает кадры в духе соцреализма. Но «яичный» ажиотаж по поводу платы за просмотр — по воле режиссера Aйнура Аскарова она взималась натуральным продуктом — превращает бытовизмы в фарс. Умело играют метафорами и авторы стильного мультяшного ужастика, в котором некий дядька-монстр выдает по ночам леденцы в подвале в обмен на детские конечности… Чем не художественный аналог острой социальной проблемы — педофилии?
Запоминаются и глаза на выкате дамы бальзаковского возраста, к которой залез грабитель и, неожиданно очаровавшись жертвой, забыл, зачем пришел. Их танго-соперничество за драгоценный кристалл просто шедеврально. Вялотекущие отношения героев кинозарисовки «Poem», один из которых постоянно бормочет стихи Пушкина, вызвали у женской половины зала жаркую дискуссию.
«Амеба! Стихи читал, а чувства влюбленной девушки проглядел, и она чуть не погибла!» — наезжали девушки по поводу героя на появившегося на авансцене режиссера. «Почему его называют амебой?! Многие так живут — слепо по отношению к близким!» — не соглашались другие. Мужчины большей частью отмалчивались, но с интересом следили за баталиями подруг.
«Такое впечатление, что сейчас все смотрели разный фильм», — подытожил разговор ведущий, подчеркивая, что настоящее произведение искусства каждому зрителю открывается своими гранями. И хорошо, что авторы не бояться возможности различных трактовок своих работ. Нас десятилетие кормили подростками, летающими на метлах, коротышками, занимающимися многочасовыми хождениями за мифическими кольцами — здесь ни трактовок, ни ума, ни фантазии. Погоня за спецэффектами в ущерб содержанию завела кинопроцесс в тупик. Кинопрофилактика необходима.