Хороводы огнепоклонников

20 апреля 1936 года, в день рождения Гитлера, прошла премьера фильма «Триумф воли».

Его называют самым гениальным документальным фильмом в истории. Он числится под номером два в списке 50 самых скандальных фильмов всех времен и получил золотую медаль во Франции и главный приз в Венеции.

И до сих пор не утихают споры о нем — ведь «Триумф воли» посвящен съезду национал-социалистической партии в Нюрнбереге в 1934 году. В списке 50-ти самых скандальных фильмов всех времен в журнале Time Out New York он числится под номером два.

Кадры из него цитировались и цитируются до сих пор. Из облаков возникает и опускается на землю Гитлер. Тысячи встречающих в экстазе тянут руки в нацистском приветствии. Девочка дарит вождю цветы.

Ночь. Факелы, костры, прожекторы, силуэты в касках, волны умело подсвеченных знамен, людские колонны – стоящие, марширующие, вздымающие руки, несущие факелы. Речи, парады, барабаны. Гитлер крупным планом, он верит в себя, а немцы верят в него.

Кино абсолютно правдиво изображает то, что творилось с немецким обществом в 1930-е гг. Лени Рифеншталь отразила ту эпоху, в которой жила. Приход к власти Адольфа Гитлера тогда воспринимался как спасение униженной Германии после Первой мировой войны.

Рифеншталь выделили огромный бюджет, 80 помощников и 36 профессиональных операторов. И Лени совершила революцию в жанре документалистики.  Например, установив камеру на асфальте и заставив оператора принять лежачее положение, она превратила ораторов в богоподобных титанов.

Чтобы оценить ее находки, фильм надо смотреть. Это ходячее пособие по операторскому искусству и монтажу, высокого уровня мастер-класс. Если и учиться у кого-то премудрости кино, то, конечно, у Рифеншталь. Что, надо сказать, мы и делаем.

Когда много лет спустя Рифеншталь выпустила книгу «Коралловые сады» о своих подводных съемках, журнал «Штерн» провел такую параллель: «для нее форма всегда была важнее содержания. Застывшая красота мертвого кристалла для нее так же хороша, как неистовый хоровод исступленных огнепоклонников». Как сказала о ней культуролог Сьюзан Зонтаг: «Рифеншталь всегда была одержима идеей красоты».

Добавить комментарий