Ниша культурных инициатив в России — существование в неформальной среде.
Это показывает история Санкт-Петербургского «Классического театра», отметившего свое 20-летие. В тот вечер в «Зеленой лампе» было шумно и весело. Студенты Балтийского института воплотились в зверушек. Они забавно приветствовали актеров и руководителей Санкт-Петербургского «Классического театра» и тех, кто пришел поздравить их с 20-летием.
Сразу почувствовалось, что коллектив необычный. Так и есть на самом деле. Начинался «Классический театр» с чеховских «Трех сестер», но шли они не на подмостках, а во дворце великого князя Владимира Александровича (Дом ученых). К сожалению, последующее руководство Дома ученых такой формы театра не поняло, и он остался без помещения.
Было время невнимания и стыдливого неупоминания в прессе. Но зрители поддержали интересное начинание. Как раз тогда театр попал на гастроли в Америку, и труппа стала всемирно известной. Он так пришелся по душе американцам, что мэр Бостона объявил один из гастрольных дней Днем Санкт-Петербургского «Классического театра».
Что ж, в этой ситуации отражаются два параллельных процесса: наше культурное «свертывание» и культурный бум постиндустриальных обществ. Если там «творческие» инициативы находят поддержку, то у нас их ниша — андеграунд. Не случайно термин появился в странах, где искусство было подчинено государственной идеологии. В нашей alma mater сейчас одна идеология — деньги.
Без поиска, который ведется в творческих лабораториях, культурные процессы чреваты застоем, с чем мы, собственно, и сталкиваемся. Но стоит подняться в мансарду во дворе-«колодце» и пред нами — другой мир. Именно в таком формате идет знаменитый «Смешной», по Достоевскому. На небольшом пятачке помещается от силы два десятка зрителей. Заслуженный артист России Леонид Мозговой обращается к ним, находясь буквально в полуметре. Игра на полушепоте, на полувзгляде…
Камерность как раз предполагает отказ от традиционной сцены и максимальное приближение актера к зрителю. Как считает художественный руководитель «Классического театра», кандидат искусствоведения Людмила Мартынова, это тот самый крупный план, при котором достигается эффект соучастия, сопереживания.
«Смешной» начинали репетировать еще в Доме ученых. Потом «Ленконцерт» предоставил Мозговому в качестве временного жилья мансарду, и пришла мысль: играть надо здесь! Когда артист съехал, спектакль остался в том же месте. На него до сих пор приезжают люди со всех концов мира.
В настоящее время театр приютила Детская библиотека имени Александра Пушкина.
Санкт-Петербургский «Классический театр» в контакте