Вручение прошло в Музее театрального и музыкального искусства.Так завершился фестиваль «Современная петербургская драматургия», который инициировал театр «Под самой крышей» режиссера Владимира Фунтусова.
На обложке: спектакль «Судьба» по пьесе Сергея Носова.
Помню, три года назад, только-только переехав в Питер и скитаясь по съемным комнатам, во время одного из переездов в ожидании транспорта случайно наткнулся на афишу «Современная петербургская драматургия». Тут же достал блокнот, записал, где, чего. И вскоре познакомился с театром «Под самой крышей».
Привлек он меня тем, что не часто в наше время кто-то позиционирует себя лабораторией новых имен. А ведь искусству сейчас так не хватает студийности, «творцы» чересчур заакадемичились. Безусловно, классический репертуар нужен, но нельзя забывать и о том, что театр во все времена отражал текущую дейсвительность. И без пьес о современности он немыслим. Чем живут наши современники, что думают о прошлом и настоящем, о чем мечтают — все это и отражает «Современная петербургская драматургия».
Сейчас ведется много дискуссий о том, что наше общество деградирует, что молодежью никто не занимается, поэтому она впадает во все тяжкие… За последние годы мы действительно увидели, насколько опасна для общества тенденция появления неприкаянной молодежи. Нужны структуры, где бы молодые люди могли реализовывать свой творческий потенциал.
Вот это и ценно в фестивальном движении. Там, где открыта дорога эксперименту, всегда кучкуется молодежь. Интересно, что наряду со спектаклями, фестиваль «Современная петербургская драматургия» использует такие формы подачи нового драматургического материала, как читки пьес. Это своеобразные наброски будущих спектаклей, когда актеры, держа в руках текст роли, прямо на глазах у зрителей совершают импровизационные зарисовки образов.
«Петербург никогда не страдал дифицитом талантов, — считает Владимир Фунтусов, — здесь очень сильное среднее и старшее поколение. Есть и молодые драматурги. Нынешний фестиваль представил два таких имени — Яна Богданова, Игорь Васильев. Это начинающие драматурги очень высокого уровня. То, что в Питере высокая драматургическая планка, мы слышим на зарубежных гастролях, где нередко нам говорят: «Да, Петербург может задавать тон в драматургии, в уж в театре — и подавно!»
Доказательством того, что фестиваль действительно открывает новые имена служит тот факт, что после постановок в рамках проекта пьес Сергея Носова и Игоря Шприца, их поставили в Большом драматическом театре имени Товстоногова. А пьесу Марата Дрозда поставили в Московском областном театре. За семь лет, что существует проект, выпущено около тридцати пьес современных петербургских авторов.
Пять лет назад был поставлен драматургический дебют Андрея Толубеева — пьеса «Александрия». «Спасибо за чудо в яви!» — такую дарственную надпись оставил автор театру после премьеры на обложке своей книги «Наполнение луной». А.Толубеев принял активное участие в развитии проекта «Современная петербургская драматургия». Он отсмотрел весь репертуар и планировал включить его в программу деятельности Центра современного искусства, который организовывал вместе с Константином Плужниковым. Но, к сожалению, смерть актера прервала замыслы.
Начиная с 2008 года, проект «Современная петербургская драматургия» носит имя Андрея Толубеева. Премия имени Андрея Толубеева учреждена по результатам семи лет работы проекта. Символ премии — бронзовая фигурка ангела (работа заслуженного художника России Бориса Сергеева). Первыми ее обладателями стали драматурги Тарас Дрозд, Игорь Шприц, Сергей Носов, а также актеры Иван Краско и Елена Соболева, награжденные за активную пропаганду современной драматургии.