Новый год когда-то называли Йолем. Не случайно название праздника совпадает с русским «ёлка». Дерево символизировало животворящее начало, мужской член. Приносить в дом вечнозеленое дерево — значит поддерживать жизнь. Вешать на него сладости — просить природу о даровании хорошего урожая в следующем году.
Шары изначально были яблоками — символом жертвенного плода умершим предкам (не отсюда ли впоследствие калькировали «райское яблоко» с Древа познания?). Шишки считались дарами леса, ими благодарили лесных духов за щедрые дары и просили о не менее щедрых дарах в следующем году.
Люди сопротивлялись тьме и холодам озорным весельем, грубыми шутками, в которых наше ухо услышало бы много непристойного. В это время варили хмельные напитки и совершали обильные возлияния. Кстати, название традиционного йольского напитка можно обнаружить в славянском языке — отвар из ячменя назывался эль, или олъ (варианты произношения). Заметим, кстати, слово «год» (календарный цикл) совпадает с «god» в европейских языках (обозначение Всевышнего). А слово «year» (год) похоже на славянское «Ярила» — имя бога плодородия.
Ежегодный цикл праздников у народов Европы назывался Колесом года. В основе этого цикла лежат наблюдаемые с Земли изменения пути Солнца по небесной сфере. Эти изменения служили основным звеном представлений о мире и человеке. Второе не менее важное звено — ассоциации сексуального характера. Эта сфера до поры до времени никого не смущала.
Согласно верованиям северных народов, 20 декабря — накануне дня зимнего Солнцестояния, в день Матери, Богиня зачинает, а затем вынашивает и на 13-й день рожает солнечного младенца. После чего удаляется набираться сил до прихода весны. Темнота, царившая большую часть суток в это время года в северных странах, таким образом, сравнивалась с женским лоном.
Женским, и мужским гениталиям придавался божественный смысл. Он был связан с плодородием земли. Существовали специальные обряды, когда мужчины извергали семя в землю, дабы собрать такой урожай, который обеспечит пропитание семьи в течение года.
Христианство присвоило себе многие древние обряды, праздники. И церкви неслучайно часто строились на языческих священных землях. В английском языке христианские праздники часто имеют дохристианские названия: Пасха — Easter (Остара), Сретенье — Candlemass (Имболк) и т. д. У скандинавских народов Yule (финск. Joulu) используется для наименования Рождества.
Помимо идеологического момента немаловажную роль в насильственной охристианизации социума играла материальная сторона дела. Инквизиторы укрепляли свою власть богатством, в основе которого лежало конфискованное имущество тех, кто мыслил «неправильно».
Один из символов Йоля — змея, кусающая свой хвост. Великая мудрость змеи — сбрасывать с себя старую шкуру, чтобы идти к новой жизни без груза прошлого.
О славянских верованиях прочитать здесь