Рождение Героя. Роман Ляхович

Чем отличается Отец от Наставника? Почему детей не нужно воспитывать? Что происходит с ребенком при выходе из-под родительского контроля? О детях, взрослении и родительстве рассказывает автор курса для взрослеющих детей Роман Ляхович.

Мужчина — герой не только потому что он твердый в своем намерении что-то сделать и прийти к цели. Он не меньший герой, если он также умеет быть открытым, чувственным и наслаждаться процессом

— Роман, как ты оказался в сфере воспитания детей? 

— Волею судьбы. В студенчестве не думал всерьез, что дети и их родители – мои будущие клиенты.

Но по факту моя жизнь складывается так, что все время работаю с детьми, и эта работа развивает, раскрывает меня все больше. Работа нужна мне, а я нужен ей. Года четыре назад я достаточно четко обнаружил эту взаимность и взаимообогащение.  

Сейчас просто знаю, что многим детям нужна определенная внешняя помощь, общение в разные периоды жизни. И эту помощь не всегда могут и не всегда должны давать родители. Нужны внешние люди, нужны разные формы общения и деятельности.

За последние десять лет я работал с детьми в очень разных качествах и форматах: психолог, педагог, тьютор, тьютор инклюзивного класса, преподаватель танцевально-двигательной практики, наставник, ведущий выездных семейных лагерей, преподаватель театральной мастерской.

А шесть лет назад у меня родился сын, сделав меня отцом. Мой ребенок – мой учитель в каждом радостном и непростом моменте. Последние два года радуюсь от того, что стал ему больше нужен как мужчина, как друг. Вижу, что сыну нужна помощь в освоении мира, изучении жизни, ответах на вопросы. И эта его нужда сподвигает меня к действиям и удивительным образом развивает меня самого в семье и проектах.

На данный момент, помимо проектов для мальчиков, консультирую детей и родителей, веду семинары и индивидуальные сессии по эмоциональной гармонизации. 

— Какие самые распространенные ошибки воспитания ты замечаешь у современных родителей?

— Словосочетание «ошибки воспитания» перегружено большим количеством смыслов.

У каждого родителя есть свое представление о том, что хорошо и плохо, о том, что есть ошибка. Если родитель заметил свою ошибку, он может ее исправить, отталкиваясь от своих соображений о том, как лучше.

Показатель гармонии в отношениях с ребенком — то, насколько родители удовлетворены своей жизнью, отношениями друг с другом, и то, насколько они дают чувствовать ребенку свою любовь.

Конечно, если родители, в целом довольны своей жизнью, периодически радуются друг другу и ребенку, умеют отдыхать и заботиться о себе, проводя время с ребенком, то данная семейная система в целом гармонична. 

Конечно, есть множество деталей и нюансов.

Возвращаясь к «ошибкам воспитания». Здесь, скорее, можно говорить о неосознанности родителей, ведущей к проблемам с ребенком. Потому что, если родитель внутри себя ощущает, как хорошо, а как не хорошо общаться со своим ребенком, он не причинит ему вреда. А только наоборот.

Причины неосознанности родителей в их прошлом; в их жизненном опыте в отношениях с собственными родителями. Многие современные родители не имели позитивного опыта в своих семьях, будучи детьми. И это длится поколениями.

В их детстве будущих родителей могли бить, оскорблять, наказывать, не объясняя причин. В детстве им не отвечали на вопросы, обо многом приходилось догадываться. Их родителям было непонятно, как можно проявлять свою любовь к детям.   

Многие взрослые считают до сих пор, что любовь, это то, что надо заслужить, путая это с похвалой родителя за конкретное действие ребенка.

Едва ли неосознанность родителя можно назвать ошибкой воспитания. Однако, неосознанность ведет к дисгармонии внутри семьи.

Ребенок ждет от родителей, чтобы они ему рассказали все, что знают о мире, о своем личном опыте, о своих успехах и о своей боли. О своей семейной истории.

Искренность, открытость, любовь. Каждый ребенок, родившись, естественным образом нуждается в этом. Ему нужна правда и любовь — так он сможет в будущем искать свою правду и, опираясь на себя, взрослеть.

— Как правильно реагировать на детскую агрессию? Если ребенок дерется, кричит и кусается, что делать?

— В любом случае спокойно, сдержанно, с любовью к ребенку и желанием понять причину. Чтобы в итоге помочь ему. 

Может ребенок просто сильно обиделся на маму, и родителю надо направить туда свое любящее внимание. Однако причин агрессивности может быть много, и важно попытаться выяснить природу конкретной агрессии, чтобы понимать, какая помощь нужна.

Какие могут быть причины?

Ребенок может быть агрессивен по своей природе. 

Тут речь идет об органической агрессивности. В этой ситуации может быть полезен нейропсихолог или специалист по сенсорной интеграции. По сути, речь идет об индивидуальной работе с ребенком с целью выработать у него сознательное отношение к данной особенности и научиться с ней обходиться. Плюс — информирование родителей с рекомендациями поддержки ребенка. Кроме этого, может быть полезен правильно подобранный гомеопатический препарат.

Тем не менее в случае органической агрессии, иногда, тяжело помочь. Иногда помогает просто время.

Агрессивность ребенка как результат действий родителей. 

Чаще эти действия не осознаны. Родители таких детей вполне могут оказаться на консультации психолога или специалиста по семейному коучингу, который, поработав с каждым членом семьи, способен помочь родителям увидеть их деструктивные действия внутри семейной системы, и предложить измениться.

Психиатрический диагноз. 

К сожалению, и такое бывает. Слышал про случаи работы с людьми, которые избавились от психической болезни в ходе работы с нужным психотерапевтом или иным специалистом. Это замечательно.

Существуют и смешанные причины агрессивности ребенка.

— В обоих проектах ты подчеркиваешь, что взрослым вход и участие запрещено. Для чего это?

— Ну, даже в пять лет у детей могут быть свои секреты, они прячутся в шалаше, придумывают какую-то историю.

Оба проекта про посвящение. Это инициация мальчиков в будущих мужчин. В «Рождении Героя» это происходит в игре-погружении, на курсе «Инструкция к жизни» это происходит более осознанно и целенаправленно. Исторически в подобных действиях зрители не нужны. Дети реагируют на присутствие родителей всегда. В отсутствии родителей ребенок может меняться и принимать решения сам о том, как он хочет действовать.

С сыном Яшей

— Чего на твой взгляд не хватает современной системе общественного образования?

— Не вижу большого смысла подробно говорить про это, тема уж очень широкая и сложная. Конечно, мы ищем для наших детей лучших, с нашей точки зрения, условий для образования.

Я бы ввел в школах дисциплины про управление эмоциями и умение рефлексировать, про умение грамотно пользоваться интернетом, про культуру отношений между людьми и культуру сексуального общения. 

Но на что мы можем влиять?

На нашего ребенка. Мы можем учить наших детей понимать, что где бы они ни находились, они должны понимать, что учатся в каждый момент жизни. Учатся во всем, что их окружает, а не только в школе. Важна привычка учиться жизни, отношениям, умению рефлексировать, договариваться, анализировать, учиться на ошибках, учиться задавать вопросы всякий раз, когда непонятно… 

Учиться в разных жизненных ситуациях — вот чему нужно научиться.

Родителям нужно сформировать у своего ребенка чувство опоры на себя самого. Чтобы он мог чувствовать твердую землю под ногами.

— Есть ли твои личные герои, наставники?

— Раньше завидовал или восхищался людьми, которые занимаются тем, что им нравится, и через эту деятельность получают душевное и финансовое удовлетворение.

Сейчас просто делаю то, что считаю нужным. Опираюсь на себя, по-другому свое дело не сделаешь. Но всегда есть те, кто помогают, вдохновляют. Мне повезло с моими родными. Они мои герои. Они и мои близкие друзья.

— Фигура отца и наставника это одно или разное? 

— Разное. Отец может дать своему ребенку все, что он может как отец. Это и как привилегия и как естественное ограничение. Он находится в своей важной роли. Можно сказать, что ребенок ограничен видением папы и мамы о жизни. 

Наставник призван расширить картину мира ребенка. В подростковом возрасте это может быть особенно актуально. Он показывает, как еще бывает в жизни. Наставник — другой взрослый, который помогает подростку увидеть себя отдельным человеком.

Мои проекты — для мальчиков. Соответственно правильней, если наставник мужчина. Желательно, чтобы у него был свой ребенок и опыт общения с детьми, конечно.

— Смартфоны являются злом? Правы ли родитель крайне ограничивающие контакт ребенка с гаджетами.

— Гаджет и интернет не зло, а данность. К сожалению, в школах не обучают тому, как экологично пользоваться интернетом и гаджетами, и родителям приходится самим решать эти вопросы. Порой это происходит напряженно, с конфликтами. Крайние меры принимают, чувствуя бессилие от невозможности договориться.

Такие меры приводят только к еще большим конфликтам.

Задача родителей научиться договариваться, ведь чем старше становится ребенок, тем больше должен ослаблять контроль над ним родитель. Это важно, это естественно, и должно происходить из любви и доверия.

Если это есть, то такая проблема как гаджет, да и великое множество других проблем уже ими не являются, а являются задачами, которые всегда перед нами ставит жизнь.

— В деревне маскулинность в охоте, рыбалке, физическом труде. А в городе?

— Зарядка, тренажерный зал, сделать что-то по дому, спортивная борьба, вообще спорт, монтажно-ремонтные работы. Еще различные практики. Танец хака Мате, в конце концов.

Кому-то и правда очень важен аспект материальной физической активности. Но не всем. Некоторым мужчинам и мальчикам для проявления и реализации маскулинности по большей части достаточно того, что у них есть любимое дело, в котором они «сильнее других», и могут реализоваться, (для уже взрослых — хороший заработок).

— Последние сто лет чувственность мужчин постоянно растет. Внешне кажется, что это становится ударом по маскулинности. Есть такая проблема, проблема ли? Как ты воспринимаешь эту тему?

— Думаю, что каждый мужчина находит своё место, учитывая себя и жизнь вокруг. Если чувственность у мужчин растет, это прекрасно. Это значит, что мужчины и женщины могут лучше понимать друг друга. Чувственность дополняет маскулинность, и наоборот. Мужчина — герой не только потому что он твердый в своем намерении что-то сделать и прийти к цели. Он не меньший герой, если он также умеет быть открытым, чувственным и наслаждаться процессом.

— Ты говоришь, что дети взрослеют сами. Это явно конфликтует с моим пониманием воспитания. В чем прикол, что ты подразумеваешь под «сами»?

— Принято считать воспитанием сознательные действия родителя или педагога по отношению к ребенку.

Что вижу под воспитанием. Родители всем своим существом влияют на ребёнка. (поведение, реакции, внутренние установки, вербалика, невербалика и прочее). Ребенок пропитывается всем этим. То влияние, которое родители оказывают на ребенка «всеми собой», просто собственным существом, гораздо глубже и мощнее сознательных действий воспитательного характера.

Наверно я немного отступил в сторону от твоего вопроса. Некоторые родители считают, что без их участия, без их фраз, напутствий, ребенок не изменится, не будет расти. Воспитание и так происходит само. Ребенок видит, как ты реагируешь в разных ситуациях. Он знает, что для тебя важно, что ты считаешь хорошим, а что плохим. 

Когда ребенок оказывается без родителей в группе детей, он уже не находится под маминым и папиным контролем, и у него появляется возможность испробовать их советы в действии. Более того — пробовать себя разным. Это естественная жизненная практика.

Если говорить про подростка, то тем более ему становится важно мыслить и ощущать себя отдельным. Он взрослеет сам. От родителей ему всегда будет важна любовь с благословениями. В этот период родители делают еще один шаг назад в плане контроля, чтобы дать ребенку возможность взрослеть. Под светом их любви.

Фото с практического семинара «Крики диких зверей или где проораться в Москве»

— Это правда, что твоя жена летает на метле?

— Видимо по ночам, когда все спят. Она моя вдохновительница в проектах и жизни. И это правда — Таша хорошо «видит» людей и вдохновляет их к более счастливой жизни.

— Как ты проживал всеобщий карантин?

— Это было так давно! Мы семьей уехали в деревню на 2 месяца. Насладился делами по хозяйству: разобрал старые вещи, колол дрова, топил баню и печь в доме. Там природа, хорошо! Сын за это время научился кататься на двухколесном велосипеде. Еще вел онлайн работу с детьми и родителями. 

Добрый был карантин. Думал, буду жить семьей там целое лето. Привык к такому образу жизни.

— Что тебя сильнее всего удивило в жизни?

— Нет чего-то одного. Но, удивляюсь я часто. Наверно все чаще. Природа, люди, разные обстоятельства жизни… Жизнь вокруг стала меня завораживать.

Удивление — впечатление души, оно внутри меня. Но порой бывает так важно разделить это чувство с другими… 

Мир удивителен, если присматриваться!

Отвечая на твой вопрос, вижу, как за окошком на травке нежатся вместе 5 кошек. Ну, диво же.

Да и как измерить эту силу удивления? Все, что нас удивляет, затрагивает разные струны нашей души. Это непостижимо, загадочно и красиво. Бесконечно. Это еще к вопросу о чувственности мужчин!

Удивление — способность чувствовать все на свете и наслаждаться этим процессом.

Отдельное спасибо тебе за этот вопрос.

— Какие твои самое главные ценности на сегодня?

— Жизнь! Мне дали пожить, и как могу, ценю это! Тут нет слов для объяснения — только чувства и ощущения.

В жизни ценю отношения с близкими, друзьями, другими людьми. Правда, открытость, близость, помощь, поддержка. Любовь. Стал больше ценить то, как провожу время жизни и в каком состоянии нахожусь в каждый ее момент. Ценю свои желания. Ценю красоту мира в разных его проявлениях. Природа, путешествия,  физическая красота человека, красота его сердца.

— Сейчас гигантское количество литературы. Можешь ли посоветовать достойную книгу о воспитании детей? Что читать родителю?

— И это гигантское количество литературы будет продолжать расти и скоро захватит всю планету.

В голову приходит Ю.Гиппенрейтер и Л.Петрановская. Читал некоторые их книги, мне очень понравилось. Просто, практично. Вплоть до подросткового возраста, включая его. Еще бы рекомендовал: Гэри Чепмен («5 путей к сердцу ребенка», «5 путей к сердцу подростка»).

Должен сказать, что даже очень хорошая книга может помочь, а может быть неверно истолкована родителем. Последнее может быть связано с полным отсутствием у родителей предлагаемого в книгах опыта общения с детьми, а иногда с другими причинами ввиду особенностей конкретной семейной системы.

Поэтому таким родителям, в начале, я бы рекомендовал получать необходимые впечатления от живого общения. Будь то пребывание в соответствующем семейном лагере — можно увидеть, как другие родители общаются со своими детьми. Или — консультация с проверенным психологом, это можно и онлайн, проверено.

— Твои пожелания человечеству!

— Любви!

Понравилось? Знакомься ближе с проектом!

Роман Ляхович

Ведущий альтернативных детских праздников для мальчиков, автор курса для подростков «Инструкция к жизни» и проекта «Рождение героя».  

facebook.com


Рождение героя

Необыкновенное празднование дней рождения мальчиков от 5 до 11 лет

Это игра-погружение, где герой-именинник сказочным образом проходит путь своего рождения героем со своими друзьями (поздравляющие ребята). Это — командное приключение, где именинник получает возможность прожить свое чувство силы, ощутить что он «особенный», вести за собой ребят, по доброму с ними договариваться и, в итоге, пройти посвящение в героя со своей верной командой.

birth-hero.ru


Инструкция к жизни

10-дневный онлайн курс для мальчиков 12 – 15 лет

Практический курс по изучению подростком самого себя, своего контакта с родителями и сверстниками, и по выстраиванию собственной картины мира (границы, потребности и желания, принципы и ценности). Курс о посвящении подростка в свой возраст, в будущего мужчину.

Добавить комментарий