Очерк о гадательных техниках. Среди всех высокоразвитых стран Япония сохранила удивительную связь с духом природы. В японской традиции сложилось представление о божественном или мистическом духе, обитающем в любой местности.
Эти божества имеют свойство бесконечно увеличиваться и делиться, а при соприкосновении с предметами и людьми оставлять в них свою часть. Есть «бог-душа данной местности», есть «бог-душа страны».
Нет разделения на живое и неживое: для последователей синто все живое — и животные, и растения, и вещи; во всяком природном явлении и в самом человеке живет божество ками. В одной из хроник говорится: «В их мире мириады духов показывают видения, а стрекозы, кусты и деревья говорят». Ками можно сравнить с видением шамана божественности в луче солнца.
Истоки синто берут начало предположительно за пятьсот лет до н э., когда стали сливаться культ природы, плодородия, мантические техники и шаманизм. Само слово «синто» — путь богов — начало использоваться лишь в шестом столетии для того, чтобы отличать японскую традицию от буддизма и конфуцианства, начавших в то время проникать в Японию, но нисколько не потеснивших позиции синто. В отличие от буддизма, христианства или ислама, у синто нет основателя, нет священных канонизированых текстов или специфического кодекса.
Синто — это путь людей, которые выбрали жизнь не в жестком мире вещей, а загадочном мире духов; мир — суть свет и радость и во главе пантеона стоит богиня солнца Аматэрасу. Две работы восьмого столетия, Кодзики (Запись Древних Первопричин) и Нихон Сёки (Хроники Японии), включают в себя историю творения Японских островов божествами. Особенно интересен такой аспект мифов: близкая неразрывная связь между божествами, духами, миром и людьми. В западных течениях Создатель и созданный им мир полностью разделены. С точки зрения синто человеческая природа является добром, а проявления зла — результат неправильного обращения с миром, нарушение внутренней гармонии.
До сих пор у японцев проводится ритуал усмирения земли — вознесение молебнов божеству перед возведением построек. Государственные и общественные организации, учреждения, затевая новое строительство, проводят данный ритуал. На место строительства приходит священник из синтоитского храма, возводит временный алтарь, провозглашает молитвословие. Японские предприятия, расположенные за границей, также проводят обряды усмирения земли. По японским ощущениям, божества места пребывают не только на японской территории. Там, где пребывает душа бога: лес, холм, скала, камень, дерево — священная территория.
У каждого объекта или явления есть внешняя оболочка и внутренняя суть. Взаимосвязь экзотерического (внешнего) и эзотерического (внутреннего) присутствует во всём. Например, кроме внешних, имиджевых данных, у каждого из нас есть некая внутренняя суть, которую мы, как правило, прячем глубоко-глубоко. Это прятанье ведёт к зажимам, комплексам, фобиям. Иногда плотины прорываются, индивид совершает действия, алогичные с точки зрения здравого смысла.
В нашем социуме активно муссируется вопрос о толерантности к инаковости в религиозном, национальном или другом каком-либо аспекте. Японцы этот вопрос не муссируют, для них как такового понятия «инаковости» не существует. И в этом заключается ещё одно из многочисленных японских чудес.
Спросите японца какой он религии. Сегодня вы можете получить один ответ, завтра другой. Почему? Когда вы это спрашиваете, японец может вспоминать разные картинки: в первый день наступившего года он идёт в синтоитский храм, или вот он на венчальном обряде у друга в христианской церкви, а, может быть, на похоронах родственника, которые ведутся по буддистской традиции. Как ему ответить на вопрос о религиозной принадлежности? Да и зачем отвечать, если для японца в нём нет никакой смысловой основы?
В Японии вместе с подарками от Санта Клауса люди ждут хорошего предсказания на будущий год и выстраиваются в очереди к гадалкам и предсказателям. Предсказания — здесь крупный бизнес. По наблюдениям СМИ, оборот этого бизнеса составляет около 100 млн. иен (830 тыс. долл.) в год.
Сюн Сэкигути, астролог и преподаватель Токийской академической школы магии, считает, что «молодые люди постепенно утрачивают интерес к восточным методам гадания, потому что ответы в восточной традиции всегда ограничиваются только «да» и «нет». А западная техника требует, чтобы вы сделали подробный анализ состояния клиента. Это намного ближе к рекомендации психолога».
Практика предсказания будущего называется мантикой и встречается практически во всех культурах — от древних до современных. Первые упоминания о предсказательных методах относятся к IV тыс. до н.э. (Китай, Древний Египет, Халдея и Вавилония). Мантические методы делятся на индуктивные, толковательные и интуитивные.
Индуктивная мантика исходит из предположения, что одинаковые причины приводят к одинаковым следствиям. Отличие от науки здесь состоит в том, что «причины» и «следствия» обычно не имеют между собой явной материальной связи: например, кот или заяц, перебежавший дорогу — и неудача, случившаяся с человеком, который шел по этой дороге; падение ножа со стола — и приход гостя. С помощью индуктивной мантики астрологи развили древнюю теорию о взаимосвязи и взаимном подобии Вселенной и человека, современные толкователи сновидений толкуют о «коллективном бессознательном» или о «сигналах из подсознания».
Некоторые старинные системы индуктивной мантики со временем развились в целые предсказательные «науки», обоснованность которых уже не вызывает сомнения у многих рационалистически настроенных людей. Таковы графология (определение характера по почерку), физиогномика (определение характера по лицу), френология (определение врожденных особенностей поведения по форме черепа) и хиромантия (гадание по линиям руки).
Толковательная мантика строится на умении извлекать информацию из случайных комбинаций гадательных предметов. Наиболее распространенная и древняя форма таких гаданий — бросание жребия. Оно применяется до сих пор — в случаях, когда «орел» или «решка» решают спорную ситуацию. В современном мире существует две весьма авторитетных системы толковательной мантики: китайская «Книга Перемен» (Ицзин) и гадание на картах; менее авторитетные, или «малые» техники оперируют бобами, монетами, табличками, кофейной гущей и т.д. Применение толковательной мантики не поддается рациональному обоснованию; и все же ее прогнозы сбываются достаточно часто. Специалисты по толковательной мантике утверждают, что рукой предсказателя движет бог или «разум», которому он задает вопрос.
Интуитивная мантика основана на сенсорных и моторных реакциях организма. Классическим примером интуитивного гадателя служит шаман. В состоянии стихийного или произвольно вызванного транса он вступает в «контакт» с надмирными, внечеловеческими силами и таким образом «прозревает» будущее. Одна из наиболее популярных форм интуитивного гадания, использующих сенсорный автоматизм, состоит в пристальном рассматривании кристалла или чернил, налитых в горсть. К тому же разряду относятся и пророчества -единственная форма предсказаний, признаваемая высокими религиозными авторитетами.
У Ямаори Тэцуо читаем («Блуждания богов в пространстве японской культуры»):
«Если обратиться к дневникам аристократов, то мы увидим, что они уповали на гадателей, когда кто-то заболевал или умирал, начинала свирепствовать эпидемия или во множестве появлялись насекомые-вредители, /…/ когда происходили какие-либо небесные явления — затмения солнца и луны, падение метеоритов».
Обряды божества ками в день гаданий отменялись потому, что все боялись порчи со стороны божеств. Гадание было противодействующим снадобьем, защитной мерой, признанной всем социумом.
Издавна существовало два способа самозащиты в виде гадания.
Первый заключался в том, чтобы определить свои повседневные действия, избежать негативных направлений (яп. кататагаэ — изменение направления пути).
Ещё одним способом борьбы с неблагоприятным было затворничество. Если «менять направление пути» в соответствии с результатами гадания было чем-то вроде «активной» меры, то «затвориться» означало погружение в чисто духовное существование с целью очищения духа и тела.
«В прежние времена император, чтобы отогнать от себя неблагоприятные знаки, надолго должен был входить в состояние затворничества, которое совершалось месяц до совершения обряда и два после. Если в этот период в окружении императора происходило что-то необычное, к нему тут же вызывался придворный гадатель».
«Простой люд в деревнях также обращался к гадателям по поводу пахоты и орошения, заразных болезней и вредителей-насекомых. Крестьяне и сами на основе многолетнего опыта вполне способны были догадаться, как им лучше поступить в том или ином случае, но просто не могли обойтись без авторитетного откровения».
И то, что предчувствовалось социумом, как волю невидимых богов, изрекал перед социумом специалист-шаман.
Из этих обычаев вещих речений и гаданий лучше всего сохранилось до наших дней ощущение направления и верования в значимость стороны света. Когда японцы строят дом, отправляются в путешествие, строят отношения с близкими людьми, они всегда стремятся узнать, верно ли замышляемое ими. При этом важно бывает уловить, благоприятные или неблагоприятные признаки кроются в данном направлении.
Чувство направления и места остро и органично проникло в японские верования.
Отношение к мантике в целом зависит от отношения к человеческой воле: там, где положено «уповать на Бога», любые попытки узнать свое будущее неизбежно считаются вредными. И напротив: там, где принято считать, что «каждый человек — кузнец своего счастья», мантика имеет огромное значение. С этой точки зрения пренебрежительное отношение европейской науки к мантическим техникам выглядит пережитком христианской идеологии.
В Тохоку, северо-восточной части Японии ежегодно во время летних обрядов на горе Осорэдзан шаманки (итако) вызывают души умерших родственников и от их имени ведут диалог с клиентами. Душа покойного, пройдя трансформацию, может стать душой божества. Души умерших — это армия резерва для богов. Именно поэтому в Японии так почитают предков.
В японской древности явление богов людям называлось татары. Постепенно оно переродилось в понятие порчи, вреда, причиняемого людям и обществу, стало означать наказание свыше. Эпидемии, климатические отклонения и даже социальные беспорядки стали восприниматься как результат проклятия божеств ками.
Разновидность этого верования — вера в горё, то есть вера в то, что душа человека, погибшего насильственной смертью в результате политических интриг, становится злокозненным духом и совершает месть.
Как считает крупнейший японский религиовед Ямаори Тэцуо, за ритуалом усмирения земли может скрываться страх перед возможным проклятием со стороны бога данной местности. Коллективная фантазия сформировала традицию суждений о благоприятном и неблагоприятном, а это и есть разновидность предсказаний будущего.
Один из способов настроится на предсказание — это соприкосновение. Человек брал в руки камень и по линиям, имеющимся на его поверхности, пытался определить благоприятный или неблагоприятный исход дела пророчит дух камня. Точно также в европейской традиции сложилось обращение к символам, начертанным на картах, а у скандинавских народов — к рунам.
Посморим на ряд однокоренных слов. Гадание, у-гадывание, от-гадка. Заглядывание в будущее можно сравнить с раз-гадыванием кроссворда — занятие, в котором никто ничего предосудительного не видит. Процесс познания мира бесконечен и каждый из нас вправе выбирать для этого любой инструмент. Всё непознанное манит, как магнит.
На чём гадали в древней Японии?
Великое прорицание (футомани) впервые встречается в «Кодзики» в мифе о рождении японских островов. Главных типов гадания три.
Наиболее древние и традиционные виды предсказаний относятся к гаданиям по форме и внешним признакам (кэйсёхо): гадание по трещинам на нагреваемой над огнем оленьей лопатке (рокубоку) или черепашьем панцире (кибоку). Появляющиеся в результате нагрева причудливые трещины сверяли с гадательными книгами, в которых объяснялось значение всяких извивов. Гадают также по форме местности (китайская система фэншуй), по форме и цвету облаков.
Второй тип гадания — гадания по голосам и звукам (сэйонхо) — включает в себя прежде всего такие древние способы, как «перекресточное гадание» (цудзиура) — будущее определяется по слову, услышанному от первого проходящего мимо человека, или «песенное гадание» (утаура) — будущее предсказывается по сложенному храмовой девой мико стихотворению или выпавшему на долю гадающего одному из ста наиболее знаменитых песен-стихов древности, входящих в сборник «Хякунин иссю» . Гадают также по звуку ветра или грома, голосам животных или птиц.
Третий тип (кэйсухо) основывается на числовой магии и связан с представлением о «душе цифр» (кадзудама), которое, как и представление о «душе слова» (котодама), широко использовалось поборниками «древнего синто» не только для гаданий, но и при толковании древних текстов».