Международный проект Imagine представил необычную работу режиссера.
В арт-кинотеатре «Без Поп Корна» на Белинского, 9. Необычность в том, что в этом фильме Линча отсутствует привычная линчевская стилистика. Сюжет «Простой истории» основан на реальных событиях — путешествии старика на газонокосилке через всю Америку.
Расстояние от Лоренса до горы Зион в 390 км было преодолено на газонокосилке со скоростью 8 км в час за 6 недель — для того, чтобы встретиться с пережившим инсульт 80-летним братом, с которым Эльвин Стрейт не общался 10 лет. Причина выбора столь необычного транспорта заключалась в состоянии здоровья: серьезная форма артрита и плохое зрение, негодное для вождение автомобиля.
Д. Линч не сразу заинтересовался сюжетом, а только после того, как прочитал окончательный сценарий. Это восьмой полнометражный фильм режиссера. И единственный, получивший от Киноассоциации Америки рейтинг G, означающий, что фильм рекомендован к просмотру всем возрастам.
Признаться, на протяжении всего фильма ощущаешь некое содрогание: сейчас что-нибудь этакое страшное произойдет… Вот забарахлила газонокосилка, а владелец ее с помощью двух тросточек передвигается — неловкое движение, и механизм его закрутит и оторвет какой-нибудь орган… Но, к счастью, ничего подобного не случается. Даже когда старичка мощно разогнало с горы, и кадры нарочито смонтированы по всем канонам всевозрастающего напряжения: колеса по асфальту — встревоженное лицо героя — снова колеса и т. д. — он никуда даже мало-мальски не врезается.
Конечно, это еще далеко не европейское авторское кино. Чувствуется, как моментами Линчу трудновато и эпизоды рассыпаются. Например, сцена моральных увещеваний Элвина при расчете с починившими его тарантайку близнецами, в результате чего сумма резко снизилась с 370 до 108 долларов, более походит на плоскую рекламу «честного бизнеса», чем на художественное повествование.
Но за эмоциональными реакциями Ричарда Фарнсуорта в главной партии следить интересно. В фильме он носит такое же имя, как и его прототип. «Лица моих друзей по-прежнему юные», — произносит он по поводу друзей, погибших при освобождении Франции по окончании второй мировой. И произносит так, что, ей богу, мурашки по коже.
Оказывается, американское кино способно разговаривать со зрителем о вечных истинах, отбросив всяческие спецэффекты и коммерческую выгоду. Смотреть на это — истинное удовольствие. Особенно после всего деструктивизма, которым насытили кинематограф штаты, после экспериментов самого Линча, которые не назовешь человеколюбвеобильными.
Притягивает и то, что нам показывают не престижную Америку, а ту, что попроще — дома и их обитатели небогаты. А когда в финале мы, наконец, видим, в какой хибаре проживает родственник героя, то понимаем, что Линча во всей этой истории, безусловно, привлекла возможность некоторого сатирического взгляда на «американский образ жизни».
Во время сеанса думалось о том, как замечательно кинорежиссеры могли бы способствовать процессу усовершенствования человечества, если бы почаще задумывались о миссии художника — преобразовывать реальность, давая людям надежду. Неслучайно корифей кинематографа Бернардо Бертолуччи заявлял: «Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту!».
Не менее интересный момент в кинопоказе — аудитория кинотеатра «Без Поп Корна». По средам здесь собираются волонтеры, как российские, так и иностранные, работающие с воспитанниками детских домов. В проекте принимают участие 20 стажеров из Колумбии, Бразилии, Индии, Болгарии, Турции и Австралии. Здесь они смотрят «доброе кино» и обсуждают его на английском языке.
Устраивают также креативные вечеринки, идея которых — высмеять общество потребления и глупое следование модным тенденциям, противопоставив это детской непосредственности и независимости от общественного мнения. «Мы хотим, чтобы люди искали новые формы выражения, пытались перейти границу привычного себя», рассказывает активная участница проекта Екатерина Таланина (она же подбирает репертуар «добрых фильмов» для кинопросмотров).
Проект Imagine — детитще международной молодежной организацией AIESEC совместно с Всероссийским некоммерческим проектом «Ты – Человек».