Юханнус — летнее Рождество

Праздник существовал с древних времен. Жители северных стран с нетерпением ждут Иванов день, олицетворяющий солнце, тепло. Лето ведь здесь такое короткое… Праздник связан с летним солнцестоянием, когда солнце лишь ненадолго опускается за горизонт.

Именно с этого момента в северном полушарии начинается астрономическое лето. В 1316 году церковь, всеми силами старавшаяся вытеснить язычество, объединила Разгар лета с Днем Святого Иоанна Крестителя.

Сегодня Иванов День празднуют в Финляндии, Скандинавии, странах Балтии и отдельных, преимущественно северных, областях России. В Финляндии праздник Разгар лета до христианизации назывался Укон юхла — в честь Укко, бога огня. Современное название Иванова дня — Юханнус — не что иное, как устаревшая форма произношения имени Иоанна Крестителя. С 1954 года Юханнус отмечается в субботу, выпадающую между 20 и 26 июня. А с 1934-го это еще и День Национального флага страны.

Для жителей Суоми Иванов день — один из самых любимых праздников. По значимости и размаху его можно сравнить разве что с Рождеством. На Юханнус мало спят и много едят. Пьют на Юханнус больше, чем обычно. По одной из версий, в прежние времена считали, что испитие алкоголя на Иванов день приносит хороший урожай. Завершается Юханнус большим костром. Эта «огненная» традиция сохранилась с тех времен, когда короткая июньская ночь считалась самой бесовской в году. По преданию, вся лесная нечисть выползала из укрытий, и отпугнуть ее можно было лишь двумя способами — громким шумом или огнем. 

Издавна в этот день объявляли о начале купального сезона. Действительно, вода в озерах и реках к этому времени становится достаточно теплой. Поэтому, оказавшись на Иванов день поблизости даже от небольшого водоема, вы можете стать свидетелем массового заплыва.

Считается, что Юханнус — весьма благоприятное время для того, чтобы найти свою «вторую половинку». Девушка собирала в лесу девять видов трав и, спрятав их под подушку, просила суженого явиться к ней во сне. И по сей день на Юханнус играют самое большое количество свадеб.

Предание гласит: в ночь на Юханнус все папоротники цветут и плодоносят. Каждый, кому удастся найти в лесу и сорвать цветок или семя папоротника, будет наделен огромной магической силой, станет красивым, здоровым и богатым. Эта легенда воспринималась настолько серьезно, что в 1612 году католическая церковь запретила сбор семян папоротника в ночь на Иванов день.

Долгое время в народе жило поверье, что на Юханнус все клады светятся из-под земли ярким сиянием, потому что в эту ночь духи и призраки очищают свои драгоценности от ржавчины. Легенды легендами, но большинство финнов до сих пор свято верят, что если в ночь на Иванов день искупаться в росе, сбудутся даже самые заветные мечты…

В этом году финны Санкт-Петербурга и Ленинградской области отметили возрожденный праздник  в поселке Тайцы. Вместе с ингерманландскими финнами сюда прибыли эстонцы, ижора, водь, коми, карела, вепсы, латыши, литовцы и все желающие. Организатор — региональная общественная организация «Добровольное общество ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто» при поддержке СПб ГУ «Санкт-Петербургский Дом национальностей».

Благодаря этому празднику общины малых народов получают возможность привлечь внимание общественности к своим национально-культурным ценностям. Как известно из истории, ингерманла́ндцы — субэтническая группа финнов, проживающая на территории исторической области Ингрии (Инкери). Язык ингерманландцев относится к восточным диалектам финского языка. По вероисповеданию ингерманландцы традиционно относятся к лютеранской церкви, однако часть из них придерживается православной веры.

Ингерманландский субэтнос сложился в результате миграции в ингерманландские земли, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру, части финнов из центральных областей Финляндии. При содействии шведских властей новые поселенцы-лютеране вытеснили из Ингерманландии часть православного населения (карел, ижор, русских) и частично ассимилировали оставшихся, таким образом сформировав своеобразню субэтническую культуру. Во время репрессий по этническому признаку в 1930-е годы, а также во время Второй мировой войны численность резко сократилась. Так, наиболее массовые депортации финского населения в Сибирь и на Дальний Восток происходили в конце марта 1942 года.

В течение 1990-е годов многие из оставшихся в Ингерманландии финнов получили право на репатриацию и эмигрировали в соседнюю Финляндию. Ингерманландцами иногда называют ижорцев, которые, собственно говоря, и дали название исторической области Ингрия, но в отличие от лютеран-финнов традиционно исповедуют православие. В конце XX века ингерманландцами также стали себя называть сторонники политического самоопределения Ингрии, включая Петербург, без различия по национальному признаку.

общество ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто»

Добавить комментарий