Арт-журнал «Солнечный город Люстгальм», интервью с творцами и мастерами. 18+

Праздник существовал с древних времен.

Жители северных стран с нетерпением ждут Иванов день, олицетворяющий солнце, тепло. Лето ведь здесь такое короткое… Праздник связан с летним солнцестоянием, когда солнце лишь ненадолго опускается за горизонт. Именно с этого момента в северном полушарии начинается астрономическое лето. В 1316 году церковь, всеми силами старавшаяся вытеснить язычество, объединила Разгар лета с Днем Святого Иоанна Крестителя.

два поколения

Сегодня Иванов День празднуют в Финляндии, Скандинавии, странах Балтии и отдельных, преимущественно северных, областях России. В Финляндии праздник Разгар лета до христианизации назывался Укон юхла — в честь Укко, бога огня. Современное название Иванова дня — Юханнус — не что иное, как устаревшая форма произношения имени Иоанна Крестителя. С 1954 года Юханнус отмечается в субботу, выпадающую между 20 и 26 июня. А с 1934-го это еще и День Национального флага страны.

Для жителей Суоми Иванов день — один из самых любимых праздников. По значимости и размаху его можно сравнить разве что с Рождеством. На Юханнус мало спят и много едят. Пьют на Юханнус больше, чем обычно. По одной из версий, в прежние времена считали, что испитие алкоголя на Иванов день приносит хороший урожай. Завершается Юханнус большим костром. Эта «огненная» традиция сохранилась с тех времен, когда короткая июньская ночь считалась самой бесовской в году. По преданию, вся лесная нечисть выползала из укрытий, и отпугнуть ее можно было лишь двумя способами — громким шумом или огнем. 

Издавна в этот день объявляли о начале купального сезона. Действительно, вода в озерах и реках к этому времени становится достаточно теплой. Поэтому, оказавшись на Иванов день поблизости даже от небольшого водоема, вы можете стать свидетелем массового заплыва.

Считается, что Юханнус — весьма благоприятное время для того, чтобы найти свою «вторую половинку». Девушка собирала в лесу девять видов трав и, спрятав их под подушку, просила суженого явиться к ней во сне. И по сей день на Юханнус играют самое большое количество свадеб.

Предание гласит: в ночь на Юханнус все папоротники цветут и плодоносят. Каждый, кому удастся найти в лесу и сорвать цветок или семя папоротника, будет наделен огромной магической силой, станет красивым, здоровым и богатым. Эта легенда воспринималась настолько серьезно, что в 1612 году католическая церковь запретила сбор семян папоротника в ночь на Иванов день.

Долгое время в народе жило поверье, что на Юханнус все клады светятся из-под земли ярким сиянием, потому что в эту ночь духи и призраки очищают свои драгоценности от ржавчины. Легенды легендами, но большинство финнов до сих пор свято верят, что если в ночь на Иванов день искупаться в росе, сбудутся даже самые заветные мечты…

В этом году финны Санкт-Петербурга и Ленинградской области отметили возрожденный праздник  в поселке Тайцы. Вместе с ингерманландскими финнами сюда прибыли эстонцы, ижора, водь, коми, карела, вепсы, латыши, литовцы и все желающие. Организатор — региональная общественная организация «Добровольное общество ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто» при поддержке СПб ГУ «Санкт-Петербургский Дом национальностей».

Благодаря этому празднику общины малых народов получают возможность привлечь внимание общественности к своим национально-культурным ценностям. Как известно из истории, ингерманла́ндцы — субэтническая группа финнов, проживающая на территории исторической области Ингрии (Инкери). Язык ингерманландцев относится к восточным диалектам финского языка. По вероисповеданию ингерманландцы традиционно относятся к лютеранской церкви, однако часть из них придерживается православной веры.

Ингерманландский субэтнос сложился в результате миграции в ингерманландские земли, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру, части финнов из центральных областей Финляндии. При содействии шведских властей новые поселенцы-лютеране вытеснили из Ингерманландии часть православного населения (карел, ижор, русских) и частично ассимилировали оставшихся, таким образом сформировав своеобразню субэтническую культуру. Во время репрессий по этническому признаку в 1930-е годы, а также во время Второй мировой войны численность резко сократилась. Так, наиболее массовые депортации финского населения в Сибирь и на Дальний Восток происходили в конце марта 1942 года.

В течение 1990-е годов многие из оставшихся в Ингерманландии финнов получили право на репатриацию и эмигрировали в соседнюю Финляндию. Ингерманландцами иногда называют ижорцев, которые, собственно говоря, и дали название исторической области Ингрия, но в отличие от лютеран-финнов традиционно исповедуют православие. В конце XX века ингерманландцами также стали себя называть сторонники политического самоопределения Ингрии, включая Петербург, без различия по национальному признаку.

  • Антон Соя: я — за сказку!

    Антон Соя: я — за сказку!

    Король русского галлюциногенного реализма, писатель Антона Соя рассказывает о двух изданных сказках. Одна — для взрослых, вторая — для детей. Осталось только разобраться, кто из нас кто. Хотя?.. Сказкам все возрасты покорны! Read More
  • Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Актриса, чье появление на сцене обеспечивает невообразимую игру контрастов, увлечение зрителя в коридоры смыслов и идей. Людмила Погорелова — ведущая актриса Театра Романа Виктюка и женщина, вдохновляющая и преображающая мир своей неповторимостью. Read More
  • Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Единственный в своем роде творческий тандем дизайнера Alex Theatre_No и фотографа Раисы (Чешшш) Канаревой, не устает удивлять… Следя за их совместной работой, несложно предположить, что гармония творческих отношений существует! Read More
  • Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Интервью с Вадимом Курылевым, лидером группы «Электрические Партизаны». Вадим Курылёв развеивает стереотипы об анархистах, рассказывает о взаимопомощи, борьбе против массовой культуры. Read More
  • Рок Янки Дягилевой

    Рок Янки Дягилевой

    Скажешь просто — Янка, и всё ясно, не нужно ничего больше добавлять, и так понятно о ком идёт речь. Объяснять, кто она, тем, кто слышал её песни, не нужно, тем, кто не слышал, бесполезно. В этом году ей исполнилось бы 47 лет. Так и хочется добавить — всего-навсего 47 лет! Read More
  • Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Бард-рок музыкант Кошка Сашка, песни которой приписывают то Янке Дягилевой, то народу, утверждает что в современном искусстве здоровая конкуренция, делится планами турне по России и рассказывает как собрать стадион. Read More
  • Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Художник Юлия Виданова считает, что творческие соревнования — вещь субъективная, она видит богатство полутонов в тёмной палитре и говорит, что в современном веке не хватает остановки для созерцания. Read More
  • Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин рассказывает о работе над спектаклем «Несравненная», о своём превращении в Флоренс Фостер Дженкинс и мечтает построить гиперболоид инженера Бозина, топливом для которого называет энергию молодости. Read More