Арт-журнал «Солнечный город Люстгальм», интервью с творцами и мастерами. 18+

Эссе о спектакле «Демон» Театра имени Ермоловой

18, 19 февраля 2015 г. на сцене ДК Горького состоялась петербургская премьера спектакля «Демон» (версия без слов) Московского драматического театра им. М. Н. Ермоловой в постановке режиссера-хореографа Сергея Землянского.

Создавая пластические спектакли с драматическими артистами, Сергей Землянский утверждает, что «ничто не может раскрыть и передать все грани и закоулки сложной человеческой души так точно и сильно, как язык тела». В своей постановке он рассказывает о борьбе человека с гордыней и манящими его соблазнами, о том, какого труда стоит обрести себя и как легко себя потерять.

Персона

Сергей ЗемлянскийСергей Землянский

Режиссер, хореограф

Родился в городе Челябинск в 1980 г. В 2002 году окончил Челябинскую Государственную Академию культуры и искусств (по специальности хореография). Обучался на мастер-классах европейских и американских педагогов и хореографов. В период 2001-2005 г. был танцовщиком театра «Провинциальные танцы» (Екатеринбург) под руководством Татьяны Багановой.

Работал в спектаклях «На дороге» хореографа Й. Шлемера (Германия) и «STAU» хореографа из Голландии Анук Ван Дайк (проект реализован в июле 2004 г. в Москве). 

C 2006 года постоянно сотрудничает со студией SounDrama в качестве актёра и хореографа проектов.



Театр

Театр имени ЕрмоловойМосковский драматический «Театр имени Ермоловой»

Годом основания Театра считается 1925 год, когда выпускники студии при академическом Малом театре под руководством Е. К. Лешковской, С. В. Айдарова и Н. Ф. Костромского организовали передвижной театр. Свои сценические опыты они решили связать с именем великой актрисы Марии Николаевны Ермоловой, на что было дано её благословение.

В 1946 году труппа заняла здание бывшего пассажа Постниковых, где и находится по сей день.

Сегодня рядом со старшим поколением ермоловцев работают молодые артисты. Преемственность поколений – это то, чем всегда был силен театр. Главным в творчестве ермоловцев остается самый обычный человек со всеми его слабостями и пороками, с его конфликтами, страданиями и счастьем. Остается то, о чем всегда рассказывал театр: добро и зло, любовь и ненависть, власть и судьба.

В 2012 году художественным руководителем Театра им. Ермоловой стал Олег Меньшиков.

страница театра в контакте театр имени Ермоловой

Журналист

murzich-anastasijaАнастасия Мурзич

Писатель, поэт, журналист

Провокационный автор, автор книг о Романе Виктюке и Александре Башлачёве. Безудержно активный организатор творческих встреч, интервью и презентаций. В её журналистской коллекции собрана добрая половина петербургской интеллигенции. И пожалуй самое главное — позитив и доброта Анастасии Мурзич, излучаемая двадцать четыре часа в сутки на всех и вся.

Автор и ведущая программы «Глаза в глаза» ТВ «ВОТ!» (Ваше Общественное Телевидение).

Матерь творческого союза одиночек «Соборище».

Директор агентства «Мурка-post» (pr, арт-менеджмет).

Сотрудничает с ведущими периодическими изданиями Санкт-Петербурга: «Смена», «Вечерний Петербург», «Панорама ТВ», «Санкт-Петербургские ведомости», «Невское время» и т.д. Биография.

Анастасия Мурзич на «»
публичная страница
«Соборище» альтернативный творческий союз одиночек

art

Фотографии © Ольга Аносова и Елена Лапина.

Мы разучились слышать себя настоящих, зато научились прислушиваться к своим прихотям, эгоистичным удовольствиям, безвозвратно теряя себя в мире иллюзий современной цивилизации.

Олег Меньшиков: «Появление в нашем театре Сергея Землянского я считаю знаковым и во многом определяющим дальнейший путь развития театра им. М. Н. Ермоловой. Человеческое тело — сложнейший аппарат и мощнейшая составная сценической выразительности актера».

Лермонтов без слов, флер звездного присутствия Олега Меньшикова, добрая память о его личном Демоне, (как же без него?..), вибрирующее пространство, люксовая, стильная сценография/костюмы Максима Обрезкова, выразительные, навечно закрепляющиеся в памяти стоп-кадры. Первое ощущение... Эффектно! И удивительно... Зритель, прочитавший на афише объяснение «версия без слов», подготовился к модерн-балету! А это что-то другое, незнакомое. Непривычное. Актеры — не танцуют. Они — иначе — существуют на сцене. Они играют в свою игру, позволяя зрителю наблюдать, зритель допущен, но не посвящен. Не сразу, медленно, шаг за шагом зритель разгадывает коды и правила. Зритель думает?.. Не в этом дело, зритель — настраивается на игру, зритель погружается в спектакль. Он уже не беспристрастный свидетель некого тайного сговора. Он заколдован в соучастники.

Актеры дали обет молчания, чтобы не расплескивать... слова. Сила молчания дает им права и возможности быть эмоционально честными. Мы же знаем — сцена обнажает, тело никогда не обманывает. Актеры этого... спектакля не прячутся за слова, они беззащитны. И именно поэтому так чудовищно... прекрасны!

Сергей Землянский: «Мы разучились слышать себя настоящих, зато научились прислушиваться к своим прихотям, эгоистичным удовольствиям, безвозвратно теряя себя в мире иллюзий современной цивилизации. Подмена ценностей отнимает у нас истинную точку опоры, мы забываем, как и где искать ответы на самые главные вопросы. Поэма Лермонтова «Демон» буквально отрывает тебя от земли, пронося над всей земной суетой, заставляя обратить внимание на неподвластные времени истины, провоцируя на творчество, вновь и вновь возвращая к главным вопросам».

...Демон долго-долго недвижим, его словно и нет. Он — Ничто. Зрителю мало Демона. Тамара, отец, жених, старец, ангелы с трубами, люди-люди-люди, огромный жутковатый конь в вихре реальности, а над вихрем — Демон, клокочущая пустота, черная воронка, всасывающая суету. Долгая, насыщенная красками подготовка, полная переливов и перепетий, подготовка к самому главному...

Печальный Демон, дух изгнанья, пустота презрения... Что же с ним произошло? Неужели и правда он поверил в то, что любовь способна его спасти? Вернуть в Свет?..

Демон Сергея Кемпо медленный, холодноватый, как само молчание. Зритель недоумевает в ожидании страсти-нежности, даже жалости?.. — Мы же мыслим стереотипами (как же без этого?..) Нет, это другая история, другой театр. И зритель... уже другой. Он безошибочно угадывает Демона, он смотрит в него, слово в зеркало.

Сергей Кемпо: «Демон — личность, потому что сам сделал выбор быть одному, а не с другими демонами. Они ему неинтересны. Его сила в его свободе. Он сам себе хозяин и ни от кого не зависит! Но ему не интересно жить, все вокруг надоело и это его разрушает»!

О, да... Демон Сергея Кемпо — одиночка, личность, и в этом он стопроцентно наш пациент, наш современник, он знает себе цену, он — все — знает, и ему — все — скучно. И вот, наше пресловутое — вдруг... Вторжение! Любовь?.. Нечто непостижимое, не укладывающееся в его многовековом сознании. Нечто более глобальное, чем его самоощущение! Скучающий медленный Демон удивлен?..

Потому что Тамара естественна, искренна, чиста. Спектакль можно было бы назвать «Тамара» — говорит невооруженный зритель. И отчасти он прав! Роль Маргариты Толстогановой — богатая, насыщенная в своей трансформации. Кто эта девушка?.. Нежная, мечтательная дочь/невеста, отчаявшаяся вдова, потерянная горлица и королева мира...

Маргарита Толстоганова: «Здесь нет персонажей. Это наши пороки, страхи, болезни, которыми мы заражаемся на протяжении всей нашей жизни. И противоядие от этого только личный рост. А за неимением его мы подвластны пагубным влияниям. Тамара попала на удочку Демона из-за гордости, которую тот в ней кропотливо взращивал. Ее манит неизвестность, Демон соблазняет ее неопытную душу. Она не понимает, что есть добро, а что зло. Она в постоянном метании... Кто это? Кто приходил к ней?.. Ее тянет к нему... Конечно, она любит... Демона».

Тамара Маргариты Толстогановой — мощная, понятная, она — воплощение современной женщины, самой жизни. Тамара — это реальность, поэтому она и влечет Демона. Каждый из нас запрограммирован на гармонию, но беда в том, что мы — существа иррациональные, и до гармонии не доросли. Демон соблазняет Тамару?.. Но он и сам пленен (непроизнесенной вслух) и от этого еще более пламенной клятвой!

Сергей Кемпо: «Демон просто влюбился, для любви неважно, кто ты и где живешь. Любовь дается только избранным... Я про настоящую любовь! Во имя любви нужно жертвовать собой, наступать на свой эгоизм, тщеславие, цинизм. Демон полюбил! Все было искренне и по-настоящему. Просто Бог его наказал! Чтоб он заглянул внутрь своей души...»

...Нечеловечески точный, пронзительный последний дуэт-диалог Тамары и Демона — безусловная художественная драгоценность спектакля — как раз и есть тот самый миг, равный вечности, ради которого стоит жертвовать всем на свете (светом или тьмою своей души). Зритель делает глубокий вдох и... не дышит, пока длится дуэт. И, выдыхая, понимает всю обреченность... Или нет?.. Что утрачивает Демон, подарив Тамаре смертоносный поцелуй — надежду или иллюзию?..

Хорошо, что в зрительном зале много-много зрителей. И у каждого свой ответ.

Сергей Землянский: «Все составляющие сошлись в едином ключе, дав возможность зрителю сопереживать героям и раскрыть в самих себе полную гамму чувств и эмоций, вызванных этой красивой легендой».

Понравилось? Все новости и премьеры на официальном сайте!
  • Антон Соя: я — за сказку!

    Антон Соя: я — за сказку!

    Король русского галлюциногенного реализма, писатель Антона Соя рассказывает о двух изданных сказках. Одна — для взрослых, вторая — для детей. Осталось только разобраться, кто из нас кто. Хотя?.. Сказкам все возрасты покорны! Read More
  • Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Актриса, чье появление на сцене обеспечивает невообразимую игру контрастов, увлечение зрителя в коридоры смыслов и идей. Людмила Погорелова — ведущая актриса Театра Романа Виктюка и женщина, вдохновляющая и преображающая мир своей неповторимостью. Read More
  • Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Единственный в своем роде творческий тандем дизайнера Alex Theatre_No и фотографа Раисы (Чешшш) Канаревой, не устает удивлять… Следя за их совместной работой, несложно предположить, что гармония творческих отношений существует! Read More
  • Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Интервью с Вадимом Курылевым, лидером группы «Электрические Партизаны». Вадим Курылёв развеивает стереотипы об анархистах, рассказывает о взаимопомощи, борьбе против массовой культуры. Read More
  • Рок Янки Дягилевой

    Рок Янки Дягилевой

    Скажешь просто — Янка, и всё ясно, не нужно ничего больше добавлять, и так понятно о ком идёт речь. Объяснять, кто она, тем, кто слышал её песни, не нужно, тем, кто не слышал, бесполезно. В этом году ей исполнилось бы 47 лет. Так и хочется добавить — всего-навсего 47 лет! Read More
  • Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Бард-рок музыкант Кошка Сашка, песни которой приписывают то Янке Дягилевой, то народу, утверждает что в современном искусстве здоровая конкуренция, делится планами турне по России и рассказывает как собрать стадион. Read More
  • Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Художник Юлия Виданова считает, что творческие соревнования — вещь субъективная, она видит богатство полутонов в тёмной палитре и говорит, что в современном веке не хватает остановки для созерцания. Read More
  • Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин рассказывает о работе над спектаклем «Несравненная», о своём превращении в Флоренс Фостер Дженкинс и мечтает построить гиперболоид инженера Бозина, топливом для которого называет энергию молодости. Read More