Современная школа русского классического балета нуждается в новых талантах. Хочется думать, что чем больше детей получит возможность прикоснуться к высокому искусству, тем более высоко духовным станет наше общество. Заслуженный артист России, ведущий солист Мариинского театра Илья Кузнецов открыл в Санкт-Петербурге сеть детских школ классического балета.
Мы хотим привлечь детей к классическому искусству, сделать нашу нацию более трудолюбивой и красивой.
— Илья, считается, что балет — самое изящное, эфемерное из всех видов искусства. Можешь согласиться? Или это только картинка, за которой стоит тяжелый труд артиста?
— Наше тело — это материал, с помощью которого мы должны донести зрителю все то, что мы хотим рассказать. Чем материал гибче и подвижней, тем легче и красивее у артиста получается это сделать. У всех артистов разные физические данные, проблемным участкам уделяется очень много труда — для достижения совершенства. Это может понять любой человек. Но способность артиста выйти на сцену, забрать все внимания и не отпускать зрителя до конца рассказа — это дано не каждому, а и не каждый этого хочет, если честно… Лично для меня, это тяжелый труд, к которому я привык и не могу без него. Но это и тончайшее искусство, и создание своей роли по мелочам, и труднейшие роды партии, а в дальнейшем — каждый спектакль — взросление и шлифование этой партии! Так я отношусь к своему искусству…
— Современная хореография и классика — для тебя лично равнозначные проявления танца?
— Современная хореография имеет основу классического танца. Современные балетмейстеры ставят постановки, отвечающие времени, ставят на современников. И на меня ставили. Это очень важно, когда на артиста ставит современный балетмейстер — артист встречается с новым материалом, неизведанным миром. Балетмейстер смотрит на артиста, как на материал, из которого будет лепить образ — здесь и появляется волшебство искусства. Но и не менее важно схоронить классику на высоком уровне!
— Как получилось, что ты решил связать свою жизнь именно с классическим балетом? Ведь это не было случайным решением?
— Я родился в семье артистов балета, они сразу все и решили за меня. Если честно, деваться было некуда… Я с рождения знал, что буду именно классическим танцовщиком и актером! Я так воспитывался и все для этого делал. Родители танцевали в Куйбышевском (Самарском) театре. В 1978 году мы переехала в Томск, а в 1980 — в Омск , где папа и мама стали солистами балета. И я там же станцевал свою первую роль в спектакле «Тиль Уленшпигель». Я был маленьким Тилем, а папа — взрослым. Постановщиком этого балета был известный балетмейстер Давид Авдыш — один из тех, кто дал мне путевку в жизнь. В 1986 году я поехал в Пермь учиться. А в 1988 мои родители переехали обратно в Самару, где я познакомился с великим балетмейстером Игорем Александровичем Чернышевым, он стал моим крестном. Именно он во мне зародил идею переезда в Ленинград, он много красивого рассказывал об этом городе, и сказал, кстати, что я буду танцевать Спартака в постановке Якобсона. Спустя двадцать четыре года это произошло! Сейчас мои родители церковные служители и я рад за них, у них все хорошо…
— Как ты считаешь, человек — хозяин и строитель свой судьбы, или все уже предрешено?
— Есть, конечно, изначальная энергетика, данная человеку природой и Богом, но мы сами выбираем путь и решаем, как нам пойти и в какую дверь!
— Согласен ли с тем, что настоящий творец от искусства — это Вечный Ученик? Расскажи о своих учителях в балете.
— Если нет поиска и сомнения — это утопия! Я лично учусь на своих ошибках! Я очень благодарен Василию Ивановичу Иванову, царствие ему небесное! Он взял меня, при переводе из Пермского училища в Вагановку. В дальнейшем мне повезло, и я попал в класс к Владлену Григорьевичу Семенову, я его выпускник. Придя в театр, я работал со многими мастерами мирового балета — это Марат Даукаев, Андрис Лиепа, Дмитрий Корнеев, Юрий Фатеев, Махар Вазиев. А сейчас я уже двенадцать лет работаю с Игорем Юрьевичем Петровым. — А учителя — в жизни? Сама жизнь, ох, как меня учила!
— Ты — состоявшийся танцовщик, ведущий солист… Но тебе этого недостаточно для творческого удовлетворения?
— Я только начал! У меня еще много энергии! Я еще потанцую!
Моя детская балетная школа рассчитана на детей от четырех до двенадцати лет. В школу, может попасть любой ребенок, который хочет танцевать и не боится работать. Мы — новая школа, в нас много энергии. Мои педагоги подбирались мной в течение всей моей карьеры, для меня это не случайные люди, я точно знаю их характер, их профессионализм.
— Расскажи о своей школе… Как можно в нее попасть?
— Моя детская балетная школа рассчитана на детей от четырех до двенадцати лет. В школу, может попасть любой ребенок, который хочет танцевать и не боится работать. Мы — новая школа, в нас много энергии. Мои педагоги подбирались мной в течение всей моей карьеры, для меня это не случайные люди, я точно знаю их характер, их профессионализм. В школе работают опытные профессиональные педагоги, бывшие и действующие танцовщики Мариинского, Михайловского театров и театра Бориса Эйфмана. Для удобства горожан балетные классы открыты в нескольких районах Санкт-Петербурга — в Адмиралтейском, Василеостровском, Московском, Приморском, Калининском и Петроградском. Нас поддерживают артисты Мирового балета: Илзе Лиепа, Андрис Лиепа, Николай Цискаридзе, Юлия Махалина, Ирма Ниорадзе, Вера Арбузова, Майя Думченко, Игорь Колб, Антон Корсаков и другие.
Мы хотим привлечь детей к классическому искусству, сделать нашу нацию более трудолюбивой и красивой. Уроки классической хореографии помогут детям развить правильную осанку, гибкость и координацию, сформировать образное мышление, музыкальность, чувство ритма.
— Прекрасно! И что же ученики получат — при выходе из школы?
— На выходе они получат красоту, уверенность и мое благословение… Но а если подробней, то некоторые пойдут в высшие учреждения, такие как Академия Балета им. Вагановой или новое училище Эйфмана, а многих я оставлю у себя, и создам детский театр классического балета.
— Как ты ощущаешь себя в новой роли — директор/художественный руководитель балетной школы собственного имени?
— Для меня это большая ответственность, я не просто так дал школе свое имя, это для того, чтобы отвечать самому… Можно было бы, конечно, направлять свою буйную энергию в пьянки-гулянки и брать от жизни только кайф, но мне больший кайф доставляет вкладывать свою душу и силы в настоящее дело. Я считаю, что я абсолютно на своем месте, и в нужный час для нашего падающего искусства! У балета свой мир, и я, вылезая из рамок этого мира, но не до конца, только уводя свой мир в сторону бизнеса, решаю многие проблемы. Как работодатель, например… Педагоги, оттанцевав, чувствуют в себе силы работать по специальности, но не могут найти достойную работу. Я ее им нашел. Детей и родителей приобщаю к прекрасному. Дети учатся с детства работать.
Я считаю, что я абсолютно на своем месте, и в нужный час для нашего падающего искусства! У балета свой мир, и я, вылезая из рамок этого мира, но не до конца, только уводя свой мир в сторону бизнеса, решаю многие проблемы. Как работодатель, например… Педагоги, оттанцевав, чувствуют в себе силы работать по специальности, но не могут найти достойную работу. Я ее им нашел.
— Чего ты ждешь от детей, с которыми работаешь? Чего они ждут от тебя?
— От меня обычно ждут родители… Ждут волшебства! Многие дети думали, что они пришли плясать, а здесь работать нужно! Но я вижу их чистые глаза, они как промокашка впитывают лучшее, в них нет бытовых, денежных проблем и они делают только то, что я им говорю. Я ловлю блаженство, я парю над землей, когда заканчивается урок! Вот это кайф! — Что самое сложное в этом новом деле? — Вопрос — что самое сложное?.. Со всеми трудностями борюсь, как научила меня работа танцовщика. Меня многие сейчас спрашивают: «Трудно ли было работать над ролью?» А я уже не помню этого момента трудности — я получаю кайф и от сделанного, и от аплодисментов. Если бы государство и большой бизнес помогли мне, я бы сделал еще много хорошего и быстрее! Я пережил славу и деньги — и достойно. Теперь могу зарабатывать и тратить деньги на нужные обществу дела! — Пожелание ученикам и всем-всем-всем любителям и ценителям балета.
— Пожелание ученикам и всем-всем-всем любителям и ценителям балета.
— Хочу пожелать всем нам любви, веры и терпения. Терпения! И мы победим! И страна еще будет гордиться нами, как гордилась в недавнем прошлом!
Илья Кузнецов
Директор, художественный руководитель школы балета
Заслуженный артист России (2009)
Лауреат театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (сезон 2000–2001) в номинации «Лучшая балетная роль» за партию в балете «Звуки пустых страниц» и роль Хулигана в балете «Барышня и хулиган».
Родился в Самаре. Окончил Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой (класс Владилена Семенова) в 1995 году.
В труппе Мариинского театра с 1995 года.
Солист с 1997 года.
Является ведущим солистом Мариинского театра.