Потеря равновесия

В театральной лаборатории On.Театр создали спектакль в бассейне.

Это удивительное философско-сатирическое зрелище, отражающее колеблющееся фальшивое равновесие находящегося в весьма неустойчивом положении социума и страшащегося это положение потерять.

По правилам лаборатории здесь сначала делают эскизы. Лучшие из них рекомендуются к повторному показу, а потом уже может сложится целый спектакль. Ведь «оn» — это включение, открытие, свободный доступ, «open new».

Спекталь «Потеря равновесия» стал лауреатом фестиваля, идущего постоянно в лаборатории On Tеатр, и получил номинации «Самый лучший дуэт режиссера и драматурга»,«Лучшая мужская роль». Кроме того, работа была показана в  специальной программе XXII Международного театрального фестиваля «Балтийский дом». 

Инсценировка Владимира Силакова (он же исполнитель одной из ролей) сделана по прозе Александра Покровского, который своими сюжетами, навеянными службой во флоте, ввел в литературу флотский жаргон. В постановке Андрея Гогуна он сплавлен с … японским классическим театром и православными песнопениями.

Все начинается со стульев. Войдя в зал, в центре которого вместо привычного помоста, небольшой бассейн, зрители обнаруживают разложенные на сиденьях экземпляры «Боевого листка» — рудимент армейской жизни времен Советского Союза.

Однако содержание листовки — далекое от бравурных рапортов. Там находится текст объяснительной некоего лейтенанта Михайлова, ушедшего в самоволку не по прихоти разгильдяя, а чтобы привлечь внимание руководства к своим переживанием. Переживает он по поводу того, что видит бессмысленность системы «начальник — подчиненный».

«Я допускаю мысль, что через два-три года я смогу свыкнуться со службой. но я не хочу так служить», говорится в объяснительной. Короче говоря, протестная душа в очередной раз в течение мировой истории что-то собралась объяснить системе. Душа — это «как я хочу», «как я понимаю», а социум загоняет ее в рамки.

Стенки бассейна как нельзя лучше обозначают эти рамки. Вода, согласно представлениям древних, энергия чувственности, также весьма  подходящий символ для обозначения непокорности индивидуума. Собственно, спектакль в бассейне — метафора жизни, построенной на маразматическом следовании регламенту, но смывающей изначальной своей своюододюбивой основой любые ограничивающие ее построения.

«Человек, поставленный в экстремальные условия ежедневной борьбы за живучесть, описанной в специальной инструкции, превращается в биологический автомат, строго выполняющий необходимые предписания и команды», поясняет аннотация к спектаклю.

Любовь к инструкциям способна сделать реальность абсурдной — так возникает путаница с телом внезапно умершего подводника, не влезавшего в «ящик», сделанный не по размеру. И мало того, доставленного совсем не тем родственникам. Или вот в какой-то момент морской «начальник» накладывает грим, и , — о. ужас! —  в нем начинает просматриваться что-то путинское, при этом нельзя сказать «умное».

Или так только кажется сознанию, отравленному вибрациями одинаковых новостных каналов? А незадолго до этого в спектакле звучат реплики о «стране дураков». К тому же, они пропеваются на манер православных священников, ведущих службу в храме, — исполнителями, выглядящими как артисты японского театра. Что, безусловно, навевает ассоциации со всевозможными кодексами: самурайскими, религиозными, коммунистическими…

Смех как сопротивление — рецепт состояния для личности в условиях, может быть, сносных для существования, но невыносимых для жизни, когда ощущается потеря равновесия не локальными сообществами типа команды подводников, а целой страной. Непонятно, как в такой ненормальной обстановке родить ребеночка, но молодые люди, несмотря на агрессию военизированного общества, хотят становиться папами и мамами и даже разбираются в наилучших для зачатия сексуальных позициях. И это им гораздо интересней, чем ежедневная муштра.


Театральная режиссерская Лаборатория «On.Театр»

Лаборатория организована Молодежным центром театрального и киноискусства «МИГ» при поддержке Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета и Комитета по культуре г. Санкт-Петербурга.

Участники Лаборатории — молодые режиссеры и актеры театра Санкт- Петербурга.

Почему «Лаборатория»?

Мы называемся Лабораторией, потому что готовы к постоянному эксперименту, потому что молоды и хотим донести «слово молодых» в Театре. Мы не боимся современного языка и нестандартных подходов при постановке спектаклей, мы хотим и любим работать с «новой драмой», наряду с традиционной классикой, мы не боимся и даже рады критике, потому что готовы и дальше расти и совершенствоваться

Главная цель?

Мы ищем своего Зрителя, такого же, как мы сами – молодого духом, не боящегося экспериментов, и конечно любящего Театр и саму Жизнь во всех ее проявлениях.

Сайт
Vk.com

Добавить комментарий