В стиле ALP

Петербургская студия короткого метра экспериментально осмысливает классику.

В «Диалогах Платона» отец Алкивиада, главный банкир государства, подозревает сына в гомосексуальной связи. Он выслеживает отпрыска, но ловкий мальчик усыпляет родителя хлороформом и похищает с государственной службы — для того, чтобы показать свою жизнь в Ашраме, который он, увлеченный идеями Платона, создал где-то на Балтийском побережье.

Жан-Люк Годар на вопрос «Вы рассматриваете Ваше кино как кино философское?» отвечал: «Да, это означает, что если хочется сделать кино по Платону, нет причин его не делать».

Следуя этому завету, ALPфильмовцы киниматографически перечитали тексты великого античного философа. Например, согласно платоновскому мифу Зевс лепил человечков о двух руках и ногах, но потом, недовольный такой лихой конструкцией, разделил пополам. В прологе фильма чьи-то руки лепят человечков из буханки хлеба, потом разрезают ножом. Такие вот переосмысленные платоновские картинки вставлены в сюжет о современных «бзикнутых» подростках, которых взрослые хотят угомонить, но те заводятся еще сильнее.

Находясь в Ашраме в сомнабулическом состоянии после изрядной дозы хлороформа, похищенный отец видит странные сны, в которых его жена — непременно молодая и даже танцует. Сам он никогда не говорил с сыном по душам, «только давал установки»… Так, может быть, пришло время? Иначе, «зачем заводят детей, если с ними не говорят?»

В одном из фрагментов сна мать срывает в саду яблоко, но оно достается не отцу, а сыну. Библейский миф о древе познания неожиданно трансформируется в сторону молодежной субкультуры, которая порождает новые социокультурные формы. Креативный сын похищенного банкира называет себя Алкивиадом.  Как известно, исторический Алкивиад (450 — 404 гг. до н.э.) вёл экстравагантную жизнь, состоящую из пьяных кутежей и беспорядочных любовных связей.

Об этом есть описания у Плутарха. В них так же рассказывается о бурной политической карьере Алкивиада. Он стал вождём гетерии. Гетерии — объединения граждан во главе с харизматическим лидером, — были главным инструментом политической борьбы.

В фильме гетерия заменилась Ашрамом, Алкивиад гораздо скромнее своего прототипа. Он занят исключительно познанием. Характер отношений с художником Гелио не уточнается, друг именуется «космическим братом». Намек на возможный интим содержится в небольшом фрагменте — «ладони любви», да и то в стиле «советского кино», когда влюбленные лишь «ходили за ручку».

В современном кино проблема с идеями, считает киноавтор Адре Галичанин. Без идеи и сюжетная история получается никудышной. Раньше было по-другому. Например, Андрей Тарковский, начиная кинокарьеру в 60-е годы, спас провальный мосфильмовский проект «Иван», не просто экранизировав очередную повесть о войне, а вдохнув в фильм идею о том, как вражда между людьми ожесточает детскую душу.Следущая работа режиссера — «Андрей Рублев» — не жизнеписание русского иконописца, хотя посвящена фактам его биографии, а размышления о творчестве и творце.

Если обратиться к еще более раннему кинематографу, то мы увидим, как  в  «Олимпии» Лени Рифеншталь репортажное отражение событий чередуется с невероятными, интересными, философскими кадрами — и реальность преображается. Открывается новая реальность, в которой превалирует принцип художественного отражения мира. Один из зачинателей неореализма Паоло Пазолини рисовал концептуальные полотна крупными мазками. Он первым стал строить кадр в композиции художников ренессанса.

Борхес говорил, что историй всего четыре, и все искусство строится вокруг них. В индийской классической музыке нет нот, вся рага — импровизация, но она строго упорядочена по воздействию на человека от низшего до высшего уровней сознания. Сначала это кажется какофонией, потом учишься её понимать.

Смотреть «Диалоги Платона»

Добавить комментарий