Цифровое вещание заставляет кинопроизводителей задуматься. Кинопрокат перестал быть доминирующим источником дохода для киностудий. Петербургский оргкомитет европейского фестиваля социальных фильмов Shooting Europe III организовал встречу студентов Санкт-Петербургского университета с режиссером Андреем Кравчуком.
Если раньше традиционными путями прихода фильма к зрителю были кинотеатры и телевидение, то сейчас положение изменилось: практически любой фильм можно либо приобрести в магазине на DVD, либо заказать по Интернету с доставкой на дом, и просто «скачать».
Как показывает статистика, с наличием кинотеатров в населенных пунктах не все благополучно на российских просторах: это вам не былые времена, когда киноточки были в каждом поселке. Сегодня 52% современных кинотеатров сосредоточено в 11 городах-миллионниках, и только 1% кинотеатров (всего 14 кинотеатров из 1388) в 415 городах с населением менее 20 тыс. жителей. Развитие спутникового телевидения, начало вещания в формате ТВЧ, развитие DVD-технологий способствовало тому, что кинопрокат перестал быть доминирующим источником дохода для киностудий.
Нам не до кино? Петербургский оргкомитет европейского фестиваля социальных фильмов Shooting Europe III организовал встречу студентов Санкт-Петербургского университета с режиссером Андреем Кравчуком, прославившимся фильмом «Итальянец» — о жизни российских детдомовцев. После выхода картины на экраны и завоевания ею наград международных и отечественных фестивалей профессионалы заговорили о продолжении ленфильмовских традиций. Однако восходящую знаменитость более привлекла московская, «вставшая на ноги» киноиндустрия. Сейчас на выходе новая работа Кравчука — «Адмирал Колчак», которая в дальнейшем получит дополнительный формат сериала. Продюсер проекта — «маститый попсовик» Константин Эрнст. В ролях стандартный набор примелькавшихся отечественных кинозвезд.
У нас уже в 100 километрах от обеих столиц люди живут настолько безнадежно, что им не до социальной тематики на экране…
А где же все-таки отечественное социальное кино? — поинтересовались студенты,- почему в кинопроизводстве превалируют блокбастеры? В разговоре вспомнили итальянский неореализм, который так или иначе повлиял на всех кинематографистов, развивая такую форму выразительности, как «фотографическая реальность», или, по определению Тарковского, «реальность, данная нам в наблюдении». При просмотре подобных фильмов у зрителя возникает ощущение, что все события, изображенные на экране, происходят на самом деле. Но куда все это исчезло из современного российского кинематографа?
«У нас уже в 100 километрах от обеих столиц люди живут настолько безнадежно, что им не до социальной тематики на экране, — поделился А. Кравчук, — Тем более, они уже приучены смотреть перестрелки и убийства в новостях, им это привычнее». Поэтому россиянин идет в кино не для того, чтобы его грузили проблемами, а отдыхать. Социальный кинематограф в России не востребован и, как следствие, не рентабелен.
Видите, как у нас режиссеры о народе думают…
В кинотеатр как к собеседнику. На Западе есть широкая прослойка зрителей, которая ходит в кино, чтобы «слушать умного собеседника». В таком ракурсе самыми подходящими являются фильмы социальной направленности, сюда же примыкает авторский кинематограф, кино для интеллектуалов — именно в таких фильмах ведется волнующий разговор на животрепещущие темы. Человек (режиссер) рассказывает про то, что у него болит — как считают кинопрокатчики, ситуация не очень востребованная в данный момент на российской почве. По мнению прокатчиков, виной тому сильно снизившаяся образованность россиян. Если раньше наш зритель хорошо ориентировался, скажем, в отечественной истории, то теперь даже закончившие институты актеры не знают многих хрестоматийных фактов. Во время работы над историческими фильмами нередки ситуации, когда молодые актеры просят режиссеров напомнить, «кто такие белые и красные, кто такой Ленин, кто такой Троцкий…». Кинопроизводителям приходится это учитывать, поэтому они вынуждены вводить в повествовательную ткань дотошные комментарии, «разжевывающие» очевидное — иначе зритель не воспримет фильм. Существует мнение: раз мы стали жить в капитализирующемся обществе, а это общество потребления, приходится мириться с переменой ценностей — люди не стремятся тратить деньги на саморазвитие, они зарабатывают, чтобы потратить на те вещи, которые им предлагает реклама.
Однако, в пику такому подходу имеется противоположная точка зрения. Она исходит из того, что в современном кинематографе, мировом и отечественном, есть неофициальное разделение на блокбастеры и авторское кино, которое в последнее время еще стали называть «другое». И у той, и у другой категории свой зритель. Блокбастеры действительно можно сравнить с красивой рекламной упаковкой, в которой зачастую нет того содержимого, которое рекламируется. Напомним, блокбастером считается фильм, общие кассовые сборы которого в два раза больше его бюджета. Интересен дословный перевод термина — «нечто, уничтожающее квартал». По одной из версии, термин унаследован от одноименной бомбы времен 2-й мировой войны, взрыв которой приводил к полному уничтожению целых микрорайонов города. Так и во время демонстрации высокодоходных фильмов жилые кварталы «вымирают», и на улицах не видно ни души. Такое кино рассчитано на массовое потребление.
«Другое» — значит не то, которое обращается ко всем сразу, не то, которое использует жанровые клише и общедоступные темы ради штурма кассы. Другое кино может быть коммерчески успешным, но оно по-другому идет к своей публике.
Что касается термина «другое кино», то большинство экспертов затрудняются давать ему однозначные определения. Некоторые считают, что проще объяснить, чем другое кино не является. «Другое» — значит не то, которое обращается ко всем сразу, не то, которое использует жанровые клише и общедоступные темы ради штурма кассы. Другое кино может быть коммерчески успешным, но оно по-другому идет к своей публике. Возникает своеобразная инверсия: не кино продает себя публике, а публика ищет хорошие умные фильмы. Сейчас почти вся классика кинематографа считается жанром «другого кино».
Однако, естественный отбор очень строг и к блокбастерам, и к авторским фильмам. Век блокбастера чаще всего недолог, хотя бывают исключения. Оглушительно сверкнув миллионной кассой, через пару лет он напрочь забывается, а авторские фильмы живут десятилетия, если режиссеру удалось затронуть темы, не теряющие своей актуальности для новых поколений зрителей.
Новые кинотехнологии. В настоящее время появляется все больше сторонников идеи одновременного «мультиплатформенного» выпуска фильмов — для кинотеатров и на DVD для распространения по платным спутниковым каналам. Три года назад эта идея прозвучала публично на одном из кинофорумов, и тогда владельцы кинотеатров впервые осознали опасность ее реализации. По данным опроса большинство респондентов заявили, что при одновременном выпуске фильма для кинотеатра и на DVD посещаемость кинотеатров снизится на 49%, а продажи DVD возрастут на 78%. Это повод для индустрии кинопроката быть готовой к вызовам со стороны новых технологий.
Качество телевизионной картинки в цифровом формате существенно выше, чем в аналоговом. Зритель моментально почувствует преимущества цифрового телевещания, получив доступ к сотням телевизионных каналов вместо имеющихся полутора десятков. Переход на цифровой кинопоказ станет объективной необходимостью, поскольку он уже сейчас активно используется во всем мире и в нашей стране тоже. Пока единственным плюсом кинотеатров является возможность полного погружения в фильм: ни разговоры, ни кофе, ни телефон не мешают просмотру. В домашних условиях отвлекающие факторы снижают силу переживаний, поэтому в кинотеатре зритель может получить больше удовольствия.
В России уже насчитывается до десятка цифровых кинозалов в Москве и Петербурге. С начала 2007 года каждую неделю на экраны выходит как минимум один фильм в цифровом формате. Мы становимся свидетелями новой волны эволюции отечественного кино. Возможно, посещаемость кинотеатров в ближайшее время станет расти с привлечением в кинозалы новых зрителей, которые ищут особых ощущений от просмотра на большом экране уже не только фильмов, но и альтернативных программ, не жуя при этом попкорн на мягком диване, а ожидая увидеть на экране интересных собеседников. Часть экспертов даже предрекает переход к «нематериальному» прокату, который полностью изменит основы бизнеса киноиндустрии. Поживем — увидим.
Кравчук Андрей Юрьевич
Родился 13 апреля 1962 года.
В 1984 году окончил Ленинградский государственный университет, факультет «математики и механики».
В 1997 году — Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, мастерская режиссуры художественного и документального фильма (руководитель — Семен Аранович).
Режисёр фильмов: «Адмирал», «Господа офицеры».
Ленфильм, страница фильма «Итальянец»
Европейский фестиваль социальных фильмов «Shooting Europe»