Арт-журнал «Солнечный город Люстгальм», интервью с творцами и мастерами. 18+

Новый список Новгородской летописи.

В отделе рукописей государственной библиотеки Берлина обнаружен список, считавшийся утраченным.

Первая Новгородская летопись — древнейший памятник русского летописания — впервые была обнаружена историком и государственным деятелем Василием Татищевым. Это стало одним из важнейших открытий начала XVIII века. Именно по ней ученые воссоздали историю Древней Руси.

Самый древний список Новгородской летописи — Синодальный хранится в Государственном историческом музее в Москве. Он выполнен на пергаменте (специально выделанной телячьей коже) и датируется XIII — XIV веками. К сожалению, в нем отсутствует 15 тетрадей, то есть начало и средина летописи. Поэтому ученые давно ищут другие списки. Те, которые были найдены позже Синодального, также имеют разные дефекты: попадали в пожар, их заливало водой и т. д.

Новый список не имеет утрат и видимых повреждений. Он выполнен скорописью на 169 листах и полностью воспроизводит текст первой Новгородской летописи, включая листы, утраченные другими списками. В том числе: Повесть временных лет, Русскую Правду, Житие Александра Невского и Михаила Черниговского, Повесть о взятии крестоносцами Константинополя…

Список был направлен в начале XVIII века Татищевым в дар Лондонскому королевскому обществу, членом которого он мечтал стать, но до адресата почему-то не дошел, а впоследствии оказался в коллекции голландца Филипса. Знаток и собиратель древностей граф Румянцев знал о списке, ему удалось получить его копию, правда весьма низкого качества. Оригинал оставался у Филипса до его смерти, а потом уникальная коллекция была распродана на аукционе. Долгое время рукопись считалась утраченной. Среди исследователей была распространена версия, что список погиб во время штурма Берлина в 1945 году.

Коллекция Майермана, где и обнаружил список Александр Майоров, посвящена тибетским рукописям, поэтому никому не приходило в голову искать летопись именно там. Список выполнен на бумаге английского производства начала XVIII века. Рукопись украшает герб Пруссии, поскольку Берлинская библиотека — уникальное рукописное собрание, которое начали формировать еще при прусских императорах. В настоящее время рукопись — собственность Германии, в конце XIX века она на законном основании была приобретена на аукционе. Для ее выкупа и возвращения в Россию в настоящее время нет средств. Как говорит Александр Майоров: «Рукопись дорога настолько, что в свое время сам граф Воронцов не смог этого сделать».

В библиотеке исторического факультета находится сделанная за несколько сотен евро электронная копия. Кстати, такую копию может заказать в Берлинской библиотеке каждый, имеющий статус историка-исследователя.

Александр Майоров, известный знаток творчества Татищева, след найденного источника нашел в его переписке. В обнаруженной рукописи в конце 169-го листа есть приписка, которая указывает, что книга списана с древней летописи, причем оригинал очень редкий и ветхий, поэтому переписчик не гарантирует избежания ошибок. Имеется также письмо Татищева о том, что летопись направляется в английское королевское собрание.

В ближайшем будущем находка будет опубликована в университетском издании. Как утверждают эксперты, она поможет пролить свет на историю формирования раннего русского государства и объединения земель вокруг Новгорода. Известно, что средневековый город возник на месте более ранних поселений у истока Волхова, где скопление древних стоянок прослеживается со времен неолита (IV — III тысячелетия до н. э.). Новгород считается первой столицей, а затем — вторым по значимости после Киева центром Древнерусского государства, а также столицей Новгородской земли до ее подчинения Московскому княжеству в 1478 году.

Новгородскую округу заселяли праславяне, финно-угры и балты. Кстати, одно из значений скандинавского имени этого города — Хольмгардр — «скопление поселений, затопляемых во время паводков». Официальной датой возникновения Новгорода принято считать 859 год, исходя из упоминания города в более поздней Никоновской летописи (компиляция XVI века). При этом в самой летописи не говорится об основании города именно в этот год, но под годом 6367 (859 год) содержится запись о смерти Гостомысла — новгородского старейшины.

Автором официальной даты основания города стал историк М. Е. Тихомиров, выступивший с докладом на научной конференции в Новгороде накануне 1959 года, что позволило отметить в тот год 1100-летие Новгорода. Тем не менее проблема даты основания Новгорода остается по-прежнему спорной.

«Новгородская первая летопись писалась на протяжении шести веков несколькими десятками поколениями авторов, — говорит Александр Майоров, — это один из самых «толстых» томов полного собрания русских летописей. Летописи начинаются с недатированной вводной части, а первая упоминаемая дата — 859 год. Это не отправная точка, а первая датированная статья, причем хронология достаточно условна, зачастую летописцы вставляли даты задним числом. В найденном списке есть первые упоминания о варягах, о славянах…»

Кто знает, что еще может обнаружиться при тщательном изучении вновь найденного источника. Его находка сравнима с сенсацией 1951 года, когда в Новгороде нашли первую берестяную грамоту.

  • Антон Соя: я — за сказку!

    Антон Соя: я — за сказку!

    Король русского галлюциногенного реализма, писатель Антона Соя рассказывает о двух изданных сказках. Одна — для взрослых, вторая — для детей. Осталось только разобраться, кто из нас кто. Хотя?.. Сказкам все возрасты покорны! Read More
  • Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Актриса, чье появление на сцене обеспечивает невообразимую игру контрастов, увлечение зрителя в коридоры смыслов и идей. Людмила Погорелова — ведущая актриса Театра Романа Виктюка и женщина, вдохновляющая и преображающая мир своей неповторимостью. Read More
  • Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Единственный в своем роде творческий тандем дизайнера Alex Theatre_No и фотографа Раисы (Чешшш) Канаревой, не устает удивлять… Следя за их совместной работой, несложно предположить, что гармония творческих отношений существует! Read More
  • Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Интервью с Вадимом Курылевым, лидером группы «Электрические Партизаны». Вадим Курылёв развеивает стереотипы об анархистах, рассказывает о взаимопомощи, борьбе против массовой культуры. Read More
  • Рок Янки Дягилевой

    Рок Янки Дягилевой

    Скажешь просто — Янка, и всё ясно, не нужно ничего больше добавлять, и так понятно о ком идёт речь. Объяснять, кто она, тем, кто слышал её песни, не нужно, тем, кто не слышал, бесполезно. В этом году ей исполнилось бы 47 лет. Так и хочется добавить — всего-навсего 47 лет! Read More
  • Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Бард-рок музыкант Кошка Сашка, песни которой приписывают то Янке Дягилевой, то народу, утверждает что в современном искусстве здоровая конкуренция, делится планами турне по России и рассказывает как собрать стадион. Read More
  • Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Художник Юлия Виданова считает, что творческие соревнования — вещь субъективная, она видит богатство полутонов в тёмной палитре и говорит, что в современном веке не хватает остановки для созерцания. Read More
  • Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин рассказывает о работе над спектаклем «Несравненная», о своём превращении в Флоренс Фостер Дженкинс и мечтает построить гиперболоид инженера Бозина, топливом для которого называет энергию молодости. Read More