Алексей Дёмин. Познать мир, себя и других

Интервью с лидером группы «Whisky bar band». Он легко проводит параллели между «Аквариумом» и аквариумными рыбками, западными и отечественными ориентирами из мира музыки, он говорит о музыке, вообще — в смысле процесса и результата.

Воздушные замки понятие относительное — ведь если мы ставим перед собой некую эфемерную мечту, то сперва она действительно кажется очень призрачной. Но по мере её достижения она обретает черты вполне конкретные, и если её достиг хотя бы в каком-то виде — это уже огромная победа. Мечтать надо, а как же без этого…

— Леша, сейчас много говорят о запрете всевозможных пропаганд… Это вас не касалось? Никто не связывал название группы с пропагандой алкоголя?

— Интересно, не впервые такой вопрос задается. Нет, никогда не касалась нас борьба с пропагандой алкоголя и прочие штуки. И слава Богу. Вообще, я бы удивился, если бы кто-то стал ассоциировать наш коллектив с выпивкой и тем более с её пропагандой, хотя возможно, для кого-то это и так… Но это сродни тому, чтобы всерьез проводить параллель, допустим, между группой «Аквариум» и аквариумными рыбками гуппи, телескопами или вуалехвостами. Название пришло в голову первому бас-гитаристу группы Владимиру Смирнову. Я тогда его «подсадил» на The Doors основательно, и именно песня Alabama Song, исполняемая The Doors на их первом альбоме, дала его мозгу такую вот почву. Подтекста как такового нет — просто Виски-бар это место, где собираются люди, для того, чтобы общаться. Потом, само словосочетание «виски бар» очень звучное, оно имеет некую рок-ауру, которая играет немаловажную роль. Ну и, виски — это достаточно благородный напиток, который я очень уважаю.

— Должны ли песни настраивать аудиторию только на положительную волну, учить тому, что хорошо… Или все-таки цель творчества — заставить нас задуматься? Твои варианты?

— Цель творчества определить не берусь. Естественно, художник ставит какие-то вопросы, проблемы, решает их тем или иным способом. Но в большей степени, я думаю, что это просто самовыражение. Ведь не пишется песня или картина для того, чтобы научить чему-то. По крайней мере, специально… Если это не какая-то конъюнктура. На счет положительной волны — совсем не обязательно. Цель скорее в том, чтобы взглянуть на мир глазами автора, найти то, чего не видишь ты, и с помощью того или иного произведения познать мир, себя и других.

— Часто ли тебя задевает за живое творческие проявления твоих коллег по цеху? Или любых других Художников, твоих современников? Расскажи об этом…

— За живое задевает искренность и честность, самоотдача. И наоборот, вызывает раздражение и разочарование то, что делается на потребу, по заказу, или сделанное откровенно халтурно, без любви, что ли…

— Можно ли назвать творческий продукт наших современников высоким искусством? И что это такое — Высокое Искусство?

— Высокое искусство — на мой взгляд, искусственно созданный термин.

— Ты склонен следовать западным музыкальным ориентирам или наша музыка, по-твоему, небезнадежна?

— Нет музыки западной и нашей. Есть музыка — вообще. Если под западными музыкальными ориентирами имеется в виду огромное количество отличной музыки, которая нам остается в наследство от крутейших музыкантов, то да — я готов следовать этим ориентирам. Среди российских композиторов, артистов, музыкантов, групп были и есть огромное количество тех, кто играет, сочиняет, записывает прекрасную музыку, от этого она не становится нашей или не нашей. На них ровняться готов в не меньшей степени.

Нет музыки западной и нашей. Есть музыка — вообще. Если под западными музыкальными ориентирами имеется в виду огромное количество отличной музыки, которая нам остается в наследство от крутейших музыкантов, то да — я готов следовать этим ориентирам.

— Почему ты вообще занимаешься музыкой? Не расстаться с хобби? Или не видишь себя вне музыки? Что-то еще?..

— Не знаю, занимаюсь ли я музыкой… Да, сочиняю песни и исполняю их доступными мне способами. Хотелось бы написать несколько реально достойных песен, слушая которые люди скажут мне: «Ты крутой автор!» А если получится с помощью этого иногда и кормить семью — то это вообще сказка. А вот не выступать и не писать — действительно не могу, просто со временем меняется само отношение к тому, что делаешь. Становишься более реалистичным и умудренным опытом.

— Бытует мнение, что серьезно заниматься музыкой можно только в Москве или в Питере. Ты из этих соображений поменял место жительства?

— Серьезно заниматься музыкой можно везде. Просто так устроена наша страна, что возможности проявить себя в столицах больше. Да, переезд в Питер имел одну из причин, среди прочих, и творческую реализацию. Хотя в родном городе Вологде мне тоже было хорошо, но в определенный момент стало скучно и однообразно.

— Не было ли у тебя чувства разочарования?.. Мол, все не так, как мечталось?

— Разочарование? Нет. Просто есть цели, которых пока не достиг. А неудачи и трудности подстегивают к действиям, поиску и новому творчеству. Сам процесс порой бывает важнее результата. Ведь благодаря тому, что мы делаем — мы учимся, познаем себя и мир, открываем в себе и окружающих что-то новое. В конце концов, я верю, что становлюсь лучше.

Разочарование? Нет. Просто есть цели, которых пока не достиг. А неудачи и трудности подстегивают к действиям, поиску и новому творчеству. Сам процесс порой бывает важнее результата. Ведь благодаря тому, что мы делаем — мы учимся, познаем себя и мир, открываем в себе и окружающих что-то новое.

— Склонен ли ты к созданию «воздушных замков»? Должен ли музыкант быть романтиком и мечтателем?

— Воздушные замки понятие относительное — ведь если мы ставим перед собой некую эфемерную мечту, то сперва она действительно кажется очень призрачной. Но по мере её достижения она обретает черты вполне конкретные, и если её достиг хотя бы в каком-то виде — это уже огромная победа. Мечтать надо, а как же без этого…

— Часто представителей творческих профессий обвиняют в безответственности, упрекают в том, что они существуют только в своем творчестве, забывая о прокорме семьи и прочих реалиях жизни. Что ты думаешь об этом?

— Я думаю, что все очень индивидуально. И у одного человека получается зарабатывать творчеством, у другого — нет. Вот и все. Если бы была возможность у музыкантов, которые гастролируют по деревням и весям не делать этого — фиг бы кто-то поехал в эти «пырловки», которых у нас десятки тысяч. Сидели бы все в студиях и писали музыку, потягивая пиво. А про безответственность и прочее — чушь. Не знаю ни одного музыканта, который бы не заботился о своей семье. Просто объем этого можно измерять деньгами, а можно и чем-то другим.

— Вот-вот, обязательно ли должен мужчина быть добытчиком? Или в этом смысле ты придерживаешься принципов равноправия?

— Принципы равноправия не очень хочу разбирать здесь. Отдельная тема. Скажу лишь, что я противник всякого рода феминизма в том виде, который мы зачастую видим. А если в современном обществе женщины заняли определенное место и зарабатывают деньги наравне с мужчинами, то тогда нельзя применять к ним двойные стандарты — пусть и обязанности у них будут такие же, ответственность и требования тоже.

— Как любимая относиться к твоей музыке? Вовлечена ли она в процесс?

— Нормально относится. Критически, я бы сказал. Что-то ей нравится, что-то нет. В процесс она вовлечена априори — поскольку у меня в любом случае на первом месте песни, а потом уже все остальное. Но это не значит, что семья значит для меня меньше, чем творчество.

— Твои главные результаты — на сегодняшний день?

— Я жив, я играю музыку, я пишу песни.

Алексей Дёмин

Музыкант

Весёлый, отвязный, хулиганистый лидер группы «Whisky bar band». Жарит непристойный, парадоксальный музыкальный сплав из фанка, панка и брит-рока.

Всё произошло в 1975 году, когда советский конвейер роддомов выпустил «юбилейного» новорожденного в одном экземпляре — Алексея Дёмина. Всё, в принципе, стандартно — советское детство, отрочество, юность. Музыкальная студия, хор мальчиков при «Дворце Культуры Железнодорожников». Представляете, какая у железнодорожников культура? Нет? А я представляю… с детства. Так этот пионер и рос бы себе в стране самых неограниченных возможностей, если бы не брат — музыкант, виниловые пластинки, магнитные ленты, чёрно-белые фотографии Deep Purple, Led Zeppelin, Rolling Stones и The Doors! В общем, всё было испорчено стандартным набором западной пропаганды…

Добавить комментарий