В Карелии на культуру денег нет, дают финны. Именно так и случилось на Carelian faces.
На обложке: группа Tekosyyttömät.
«Если к сотрудничеству добавится денежный эквивалент и найдется баланс между финскими и российскими ценами, будет неплохо».
Marko-Juhani Rautavaara
Для того, чтобы восьмой фолк-рок фестиваль финно-угорских народов Сarelian faces состоялся, его совместили с просветительскими мероприятиями Nuori Karjala, молодежной организации, базирующейся в столице Карелии и осуществляющей ряд программ на финские деньги.
Известные музыканты из соседней Финляндии были приглашены для проведения мастер-классов по работе со зрителями и сценическому действию. Заодно и на музыкальном форуме выступили.
Дирекция фестиваля Сarelian faces признает, что раньше интерес к мероприятию у публики был выше, народу собиралось больше. «Сейчас время такое, что, наверное, руки у всех опустились — и у зрителя, и у музыкантов, — считает продюсер Питер Кун, — в первые годы было достаточно спонсоров. Но начался кризис, и они сказали: больше денег не дадим, выживайте, как хотите».
В регионе явно не хватает государственной поддержки подобным начинаниям. «К сожалению, та помощь, которую мы получили от министерства культуры Карелии, недостаточна. Оно нам помогло только с официальными приглашениями финских музыкантов», — говорит директор фестиваля Арто Ринне.
Благодаря личным связям А.Ринне с финскими коллегами удалось выцепить ряд команд на безгонорарной основе — была оплачена лишь дорога и проживание. Слава богу, все остались довольны, а группа из Хельсинки «Caroline», впечатленная петрозаводской публикой, даже готова была выступить благотворительно в еще одном клубе, где их накормили вкусным обедом, да администрация от такой чести растерялась и заявила, что надо было предупредить заранее…
Речь идет не только о финансовой помощи. Музыкантам нужна поддержка в виде проявленного интереса со стороны «культурных институтов» — предоставление репетиционных баз, помощь с организацией концертов, с костюмами, с арендой залов.
Особенно это важно в регионах, где есть национально-экзотические факторы. Если посмотреть, как развиваются рок-коллективы этно направления в Карелии, Удмуртии, Мордовии, Коми, то картина получится достаточно пестрой и разнообразной. Национальная культура — и есть тот базис, из которого при грамотном подходе можно развивать региональные бренды.
Например, Silent Woo Goore из Ижевска сделали настоящий прорыв с элементами фолк-рока в удмуртской культуре и прославились не только у себя на родине.
В Карелии немало групп с национально-фольклорной основой: Sattuma, Santu Karhu и др. Не так давно появилась Jousnen Järved с репертуаром на редком вепсском языке. А «Konec leta» из Питера, позиционирующие себя как «ингерманландский postmodern folk», наполовину состоит из петрозаводчан. Репетируют поочередно в двух городах. Но карельские ребята уже перебираются в Северную столицу. Здесь шансов на развитие их идей куда больше.
И культурная жизнь, и харизма в регионе, безусловно, есть. Но имеет форму дистрофичную и часто схлапывается до нескольких узких кругов, в которых каждый друг про друга давно всё знает. «Варение в собственном соку» не провоцирует свежие идеи.
Власти обманываются, думая, что пара-тройка проектов под их крылышком смогут породить привлекательный бренд региона. В каждом городе республики должен быть свой музыкальный проект.
Marko-Juhani Rautavaara
Sattuma
Silent Woo Goore
Jousnen Järved
Konec leta