Арт-журнал «Солнечный город Люстгальм», интервью с творцами и мастерами. 18+

Интервью

Можно ли приручить вдохновение? Как не завязнуть в болоте обыденности? Обязательно ли художник должен миру свой «вклад»? Художник Ксения Погуляй считает, что искусство — это труд, а любовь и красота — мощные двигатели прогресса.

Журналист

Мария ЗалуцкаяМария Залуцкая

Поэт, журналист, организатор, модель

+7-926-371-54-55

 

art

Люди, особенно, что касается лично нас самих, всегда очень критичны. Не все готовы увидеть себя глазами другого человека — художника...

— Ксения, спасибо за красоту! Как вы относитесь к тому, что творчество можно продавать? Вы пишите картины на заказ?

— Я отношусь к этому положительно. Профессии художник, писатель, музыкант не отличаются от любых других профессий. Продаже творчества предшествуют долгие годы освоения навыков, учебы в колледжах, институтах и академиях, как у любой другой специальности, а, зачастую, люди творческого профиля учатся своему мастерству гораздо дольше, начиная с самого детства. Написать картину или книгу — не самое простое занятие, которое требует много физических и моральных сил.

Искусство — это труд, который формирует основу культурного, эстетического и духовного бытия человека. Но если художник будет добросовестно работать и не получать плату за свой труд, то он просто не сможет существовать. Может кто-то удивится, но краски, холсты, кисти и даже карандаши не растут на деревьях...

Единственное, чем я отличаюсь от многих других работающих людей, это то, что мне нравится моя работа, и я не хотела бы заниматься ничем другим. Какой бы сложной она не была, она всегда приносит радость и удовольствие.

— Как вам удается поймать вдохновение? Когда «надо» писать?

— К счастью, таких проблем у меня уже давно не возникает. Наша дружба с Пегасом крепка и сильна, мы вместе неразрывно.

Присутствуют даже проблемы другого характера: когда вдохновение достигает верхней точки и уже течет через край, а взяться за кисти сиюминутно возможности нет. Тогда появляется состояние творческой неудовлетворенности, для меня, в большей степени, это проблема. Идеи приходится записывать, чтобы не забыть и подумать на досуге. И список этот уже большой! Поэтому чаще приходится страдать от нехватки времени на живопись, чем на поиски музы.

— Есть ли предпочтения в жанре: портрет, пейзаж, натюрморт? И почему?

— Не знаю человека, который не любил бы природу. И сама я не из таких. Природа умиротворяет и успокаивает, в то же время, будоражит и волнует. Сотни неповторяющихся оттенков, идеальные сочетания цветов, ритмы, сюжеты. В любое время и настроение она актуальна. Поэтому в первую очередь я говорю «да!» пейзажу.

— Что вы ощущаете когда пишите природу и когда пишите людей? Эти эмоции похожи?

— Не похожи, они абсолютно различны. С портретами ситуация обстоит крайне серьезно. Рисуя портрет, чувствуешь ответственность, вечная борьба носов, зрачков, морщин, непрерывный мыслительный процесс, состоящий из основ анатомического и академического рисунка. Также психологический аспект — пытаешься угадать характер человека, что он любит... Где-то можно что-то приукрасить, где-то, наоборот, важно не переусердствовать. Важно, чтобы портрет обязательно понравился, а люди, особенно, что касается лично нас самих, всегда очень критичны. Не все готовы увидеть себя глазами другого человека — художника, каким бы красивым портрет ни получился. Негативных отзывов в моей практике не было, но даже несмотря на это, вручая портрет, всегда волнуюсь.

С пейзажем же мы больше на «ты», природа — не столь категоричный критик, она более снисходительна. В этот момент я отдыхаю душой. Самое любимое времяпрепровождение — выбираться за город на этюды. Жаль, не часто удается.

— Расскажите про ваш самый интересный заказ.

— Одной из самых интересных была работа над иллюстрациями к детской книжке. Она совсем небольшая, в стихах, но это был очень приятный опыт. Сбылась детская мечта. Очень люблю книжную иллюстрацию, и в школьные годы много рисовала иллюстраций к любимым книгам, была целая серия иллюстраций к «Хоббиту», с одной из которых я заняла 1 место на детском конкурсе рисунка «Человек и книга». Поэтому, когда мне предложили сделать иллюстрации для печатного издания, особого страха не было. Надеюсь, этот опыт будет не единственным, хотелось бы и в дальнейшем развиваться в этом направлении.

— Приходилось ли вам писать в экстремальных условиях?

— Смотря что считать экстремальными условиями... Но, думаю, многим художникам-пейзажистам и фотографам это знакомо. Часто проблемой являются погодные условия — приходится терпеть зной, сидя на горе, холод зимой, ветер у побережья или внезапный дождь в любое неподходящее время или же ради красивого вида залезать в самое «интригующее место».

Однажды произошел курьезный случай, я пошла на этюды в городской парк. Там был давно пересохший пруд, на месте которого тек тоненький ручеек, ради интересного ракурса я решила с мостков спуститься ближе к воде. Оказалось, что земля, зрительно казавшаяся сухой, превратилась в болото. Самостоятельно мне удалось спасти только этюдник. Моим же спасителем оказался местный дворник, которому девушка с ящиком, рыщущая по кустам сразу показалась подозрительной. Отмывалась в том же ручейке, этюд в итоге написала. На мой взгляд, довольно экстремально!

— Ваша художественная мечта?

— Мечт множество, точнее, даже они не заканчиваются... Есть несбыточные, из мира фантастики, такая, например, чтобы в сутках было, по меньшей мере, часов пятьдесят. Может, тогда бы мне хватало времени воплощать все идеи на холсте и бумаге.

И более реальные — путешествовать с этюдником по миру. Еще бы мне хотелось открыть свою художественную школу и учить детей живописи. Надеюсь дорасту до этого морально.

— Есть ли у вас любимые художники?

— Любимых художников у меня много и выделить кого-то одного практически невозможно, единственное, что всех их объединяет — это фигуративное направление в живописи. Из самых-самых я назову Караваджо, Левитана, импрессионистов, всех в общем и целом, Ван Гога, Муху, Дали, Уорхола. Каждый для меня по-своему интересен и прекрасен. Мне нравятся художники-графики: Артур Рекхэм, Иван Билибин, чьи иллюстрации к русским сказкам многим знакомы с детства.

Но кроме всемирно известных мэтров искусства есть много современных и молодых художников, которых я так же отмечаю для себя.

— Расскажите о своем творческом становлении — где и как учились.

— Рисовала я с самого детства, как и большинство детей. И когда встал вопрос о переводе в новую школу, родители предложили мне поступать в художественную. Это предложение мне сразу понравилось, потому что мечта стать художником к тому времени уже зрела.

И с десяти лет я училась в среднеобразовательной школе с углубленным изучением изобразительных искусств. Это было классное время, несмотря на то, что часто допоздна мы задерживались на факультативах по живописи и рисунку, да и остальные уроки никто не отменял. В каникулы у нас часто были выездные творческие поездки — пленэры. Атмосфера была творческая и очень уютная.

Когда время подошло выбирать дальнейший профиль и Вуз, я определилась не сразу, периодами мне хотелось быть дизайнером, иллюстратором, ювелиром...

Но когда в очередной раз мы пошли на день открытых дверей, на этот раз в Академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, я поняла, что хочу остаться именно здесь. Первое ощущение было, что побывала не в высшем учебном заведении, а в музее. Не верилось, что там можно еще и учиться!

И в семнадцать лет я поступила на факультет реставрации живописи. Конечно, учебу в академии простой назвать нельзя, но труды и бессонные ночи компенсировались приобретенным опытом и полученными знаниями. Каждое лето у нас были выездные пленэры и реставрационная практика в музеях. Диплом я делала в стенах Государственного Исторического Музея. Это неоценимый опыт и приятная ответственность, что студентам доверяют работать с вещами подобного масштаба.

— Были ли в вашей семье художники? Расскажите о родителях, поощряли ли они Вас в выбранном пути?

— В моей семье художников не было, мои родители люди не творческих профессий, но это не мешало им всегда поддерживать меня в моих начинаниях, и помогать беспрепятственно идти по выбранному мной пути, собственно, как и до сих пор. За это им огромное спасибо!

— В каких значимых выставках вы принимали участие?

— Сложно выбрать несколько, потому что для меня они все — значимые. Пока я выставлялась только на площадках Москвы и Петербурга: галерея «Изо», Центр дизайна Artplay, Дом Культуры Рублево, ЦДХ, зал «Авангард», галерея Black dog. В галерее «Тушино» у меня была персональная выставка. В Санкт-Петербурге это выставочные пространства «Ленэкспо» и «Конгресс-холл». Надеюсь, в будущем моя выставочная деятельность обретет мировой масштаб!

— Каким вы видите свой вклад в мир? И обязательно ли художник должен миру этот «вклад»?

— Нести искусство и красоту в массы! Я делюсь своим миром, своим видением, восприятием. Хочется вдохновлять и радовать зрителя. И если кому-то нравится то, что я делаю, это уже можно назвать определенного рода вложением.

Я считаю, если художник демонстрирует свои картины, участвуя в выставках, продает свои картины или обучает людей рисованию, то он, таким образом, уже делает свой вклад, оставляя след, радуя глаз и обогащая людей духовно.

— Вы реставрируете иконы, расписываете деревянные изделия, занимаетесь росписью стекла — очень широкий художественный спектр. Вы и в жизни любите разнообразие? Расскажите про свои хобби, увлечения?

— Жизнь и творчество для меня понятия неразделимые. Поэтому все, чем я занимаюсь, так или иначе относится к понятию «в жизни». Я люблю фотографировать, часто снимаю друзей, общие праздники и мероприятия, люблю смотреть хорошее кино, ходить в театр и читать книги, мне многое интересно, но самое важное увлечение в моей жизни — это моя маленькая дочь и занятия ее развитием и воспитанием.

— Вы пишите даже машины, для девушки это необычно. Почему?

— Я не сказала бы, что сама обожаю машины. Я люблю винтажные и антикварные вещи, поэтому мне нравятся ретро-автомобили, на мой взгляд, они покрыты патиной старины и истории. Если рассматривать как предмет изображения, то ретро-кары замысловаты по форме, сложны по рисунку, и это бывает довольно интересно.

Часто случается ситуация, когда девушка «тащит» молодого человека на выставку, и он бродит по залам с отсутствующим взглядом, ожидая, когда уже все закончится. И изображение автомобиля на картине — попытка расширить аудиторию, привлечь внимание «скучающих». Увидев среди бесчисленных портретов, абстракций, пейзажей и цветов предмет «обожания», взгляд резко фокусируется, появляется интерес и мужчины увлеченно останавливаются перед картиной. Для некоторых это предмет мечты, для других — возможность блеснуть знаниями. А, может, это просто «портрет машины»... Тем не менее, многие мужчины любят сей предмет технологического прогресса. Да и многим представительницам «слабого пола» эта тема далеко не безразлична. Возможно я ошибаюсь, и многие захотят поспорить с моим мнением, но среди моих знакомых подобный эффект был достигнут.

— Какие люди вам нравятся? Есть ли легендарные личности, которые вас вдохновляют?

— Мне нравятся сильные, самостоятельные и талантливые люди, со своими мыслями и убеждениями, которые не видят преград даже в самых безнадежных ситуациях, которых не останавливают лишения и падения, которые несмотря ни на что всегда идут вперед к своей цели. Подобных имен множество, но ровняться стоит на самых лучших, которые своей жизнью показывают примеры реальной силы духа, реального ума или таланта. Из первых, кто мне пришел на ум я назову Коко Шанель, Рея Чарльза, Генри Форда, Уолта Диснея, Виктора Цоя.

— Ваши пожелания человечеству?

— В нашем современном мире, в котором существует сколько социальных противоречий и неоднородностей, я хочу пожелать всем Любви — любить и быть любимыми. Ведь именно в этом чувстве человек обретает истинное счастье, а когда мы счастливы, мы видим красоту вокруг.

Любовь и красота — мощные двигатели прогресса человеческой души. Давайте любить и делать красоту, а красота, как известно, спасет мир!

Понравилось? Смотри новые работы! Покупай картины, заказывай портреты!
  • Антон Соя: я — за сказку!

    Антон Соя: я — за сказку!

    Король русского галлюциногенного реализма, писатель Антона Соя рассказывает о двух изданных сказках. Одна — для взрослых, вторая — для детей. Осталось только разобраться, кто из нас кто. Хотя?.. Сказкам все возрасты покорны! Read More
  • Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Актриса, чье появление на сцене обеспечивает невообразимую игру контрастов, увлечение зрителя в коридоры смыслов и идей. Людмила Погорелова — ведущая актриса Театра Романа Виктюка и женщина, вдохновляющая и преображающая мир своей неповторимостью. Read More
  • Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Единственный в своем роде творческий тандем дизайнера Alex Theatre_No и фотографа Раисы (Чешшш) Канаревой, не устает удивлять… Следя за их совместной работой, несложно предположить, что гармония творческих отношений существует! Read More
  • Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Интервью с Вадимом Курылевым, лидером группы «Электрические Партизаны». Вадим Курылёв развеивает стереотипы об анархистах, рассказывает о взаимопомощи, борьбе против массовой культуры. Read More
  • Рок Янки Дягилевой

    Рок Янки Дягилевой

    Скажешь просто — Янка, и всё ясно, не нужно ничего больше добавлять, и так понятно о ком идёт речь. Объяснять, кто она, тем, кто слышал её песни, не нужно, тем, кто не слышал, бесполезно. В этом году ей исполнилось бы 47 лет. Так и хочется добавить — всего-навсего 47 лет! Read More
  • Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Бард-рок музыкант Кошка Сашка, песни которой приписывают то Янке Дягилевой, то народу, утверждает что в современном искусстве здоровая конкуренция, делится планами турне по России и рассказывает как собрать стадион. Read More
  • Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Художник Юлия Виданова считает, что творческие соревнования — вещь субъективная, она видит богатство полутонов в тёмной палитре и говорит, что в современном веке не хватает остановки для созерцания. Read More
  • Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин рассказывает о работе над спектаклем «Несравненная», о своём превращении в Флоренс Фостер Дженкинс и мечтает построить гиперболоид инженера Бозина, топливом для которого называет энергию молодости. Read More