Алехандро Ходоровски

Известен как режиссер самых шокирующих и противоречивых фильмов. Его принято называть режиссером, но на самом деле он не принадлежит к миру кинематографии. Его талант простирается гораздо шире, чем искусство кино, пантомимы, комикса. Это редкий человек стоящий на одном уровне с гениями Леонардо, Юнга.

Изучать генеалогическое древо — это погружаться в кошмар, бороться с монстром, но этот монстр может отдать вам клад. И из этого дерьма — фамильного древа — мы учимся добывать сокровище. Я решил понемногу, как ложкой вычерпывают море, лечить эмоциональные болезни человечества.

Кинематографическая манера Ходоровски заключается в аскетичном видеоряде. Кадр полностью лишен привычных для глаза красот. Режиссер не старается порадовать или ублажить зрителя. Наоборот, своим бескомпромиссным следованием идее, ничем не смягченным шокирующим натурализмом, зачастую отталкивает. Но в том и главная особенность Ходоровски: не вы смотрите фильм, а фильм смотрит на вас. И взгляд этот неподкупно внимателен, пугающе честен. Ходоровский обнажает суть человека, его пороки, болезни, его глупость.

Впервые в кинематографе запечатлена нагая душа без одежд, условностей, без прикрас. Не менее вызывающе выгладит и постоянное ниспровержение морали и религии.

Это можно воспринять как эпатаж, как наглую выходку прыщавого юнца, имеющую цель лишь привлечь к себе внимание. Но причина этих действий в потрясающей честности и смелости художника. С пылом оратора он иллюстрирует в фильмах свои прозрения и откровения, не считаясь с социальными условностями. Эти особенности характера немало попортили ему карьеру.

Первый нашумевший фильм режиссера — «Фандо и Лис / Fando y Lis» повествует в форме притчи о двух путниках, идущих в мистический город Тар. Лиза, девушка с парализованными ногами, и Фандо, своенравный агрессивный юноша, идут через лабиринт, наполненный человеческими комплексами, перверсиями. Декорациями служат мертвые каменные пейзажи, лишенные даже травы. Пространство залито ярким жестким светом. Повествование напоминает путешествие Вергилия в ад. Фильм снят по мотивам сюрреалистической пьесы Фернандо Аррабаля — одного из отцов-основателей театра абсурда. Показ картины на фестивале в Акапулько спровоцировал крупные беспорядки, разъяренные зрители разгромили кинотеатр, режиссёру пришлось тайно бежать. И неудивительно. Фильмы Ходоровски напоминают какой-то бесконечный дзенский коэн. Чего стоит тот факт, что на съемках «Крота» для одной из сцен режиссер собственноручно убил 300 кроликов. Не поэтому ли фильмы Ходоровски имеют столь очевидное влияние на зрителя?трейлер к фильму «Святая гора»

Фильм — путешествие «Святая гора / La montaña sagrada» стал ключевым произведением режиссера. В этой работе Ходоровски поставил ряд безумных экспериментов. В то время он был увлечен темой духовного учительства и посвящения. А так как жизнь и творчество Ходоровски не разделяет вовсе, все свои поиски он воплощает прямо на съемках. Он хочет, чтобы съемочная группа прошла серию мистических практик, медитаций с целью достичь просветления (не без применениея наркотиков). Надо ли говорить, что все его усилия заканчиваются полным крахом? Актеры, будучи простыми смертными, воспринимают все эксперименты только как издевательство над собой и упорно не хотят достигать просветления.

Он хочет, чтобы съемочная группа прошла серию мистических практик, медитаций с целью достичь просветления (не без применениея наркотиков). Надо ли говорить, что все его усилия заканчиваются полным крахом?

Не смотря на все сложности «Святая гора» для режиссера действительно становится «святой». Как скажет он впоследствии: «Я был очень наивен. Но этот фильм для меня соотносим с „Библией“ и „Кораном“». По сути Ходоровски снял фильм о своем духовном пути. Пересказывать сюжет бесполезно, это надо увидеть. Фильм насыщен философией, аллюзиями, притчами. Открытый финал окончательно стирает границу между действом и зрителем. И здесь Ходоровски оказался первым, кто не стал навязывать нравоучения или как-то пытаться обобщить пройденный путь. Он честно выразил то, что ни к чему не пришел, то, что не ответил на свои же вопросы и то, что он не остановился в своих поисках. Собственно, жизнь гения и есть его главное произведение.

После выхода «Святой горы» в 1973 году Ходоровски распустил свою производственную компанию «Producciones Panicas» и надолго ушел из кино. Но это был не конец, а очередной поворот в его многогранном пути. Он играл в театре, создавал ни на что не похожие комиксы с талантливейшими художниками, писал книги. Обладая огромной жаждой жизни, талантом познавать и свободой в выражении, он достиг огромных высот в познании себя и людей. Он создал свою собственную целительную магическую методику — удивительный сплав мистики, тарологии и психологии. В который пока можно погрузится каждую среду в парижском «Мистическом кабаре», где Ходоровски читает лекции. Его студенты сражаются с собственными предками, разыгрывают психодрамы, учатся говорить на языке таро, делают друг другу массаж, попутно изображая астронавтов на пути к иным галактикам.


Алехандро Ходоровски

Род. 7 февраля 1929, Токопилья, Чили) — актёр, режиссёр, продюсер, композитор, драматург, мим, писатель, автор комиксов и психотерапевт. Особенно известен своими эзотерическими, сюрреалистическими и шокирующими фильмами, а также рядом комиксов. Кроме того, он — спиритуалист, придерживающийся течения нью-эйдж, и один из ведущих мировых исследователей Таро.

С конца 1990-х годов большое внимание уделял разработке психотерапевтической методики под названием психомагия, нацеленной на излечение от психологических травм, полученных на ранних стадиях жизни.

Википедия о Ходоровски
Сайт Ходоровски

Добавить комментарий