Александр Уваров. Быть настоящим в миражах

Интервью с Александром Уваровым. Молодой худрук Новороссийского Молодёжного Театра-Студии «Парадокс» истинно болен театром! Он говорит: «Режиссёр не боится быть непонятым. Режиссёр всегда живёт в двух измерениях, и творит не потому, что хочет показать себя, а потому что не может не творить. Режиссёр — это диагноз».

Актёр — создание святое и этим он отличается от серых масс… Актёр — одновременно святой и грешник… Актёр — ребёнок, актёр — уменье в разных образах показывать себя, свою точку зрения…

— Саша, Вы возглавляете театр с потрясающим названием! Что такое парадокс, в Вашем случае?

— Наш Парадокс — это неожиданный, странный коллектив единомышленников,  рассказывающий людям о тех простых вещах, о которых они стали забывать по причине бешеного темпа современной жизни. В чём-то мы неожиданные, непривычные для восприятия. Но главное в том, что мы всегда искренние, хотя первооснова театра — это игра… Можно сказать, что наш парадокс — это своеобразный арт хаус для избранных. А всё потому, что мы не любим, когда форма одерживает верх над содержанием. Наш парадокс — это авторский коллектив, который не боится высказывать свою точку зрения. Хотя это не всегда просто делать… Независимость — нелёгкая ноша. Наши спектакли — это дома для души, пазлы, которые нужно собрать и тогда возникнет целая картинка. Частенько в своих постановках мы делаем эффект открытого финала — что бы публика хоть немного подумала над увиденным. Мы предпочитаем задавать вопросы, а не давать на них ответы. Мы даём пищу для размышлений, подталкиваем зрителя к размышлению и лишь иногда развлекаем.

— У меня лично слово «парадокс» навечно соединилось с Оскаром Уайльдом… Как Вы относитесь к его творчеству? Есть ли в репертуаре его пьесы?

— Что касается непревзойдённого Оскара Уальда?.. Пока что в нашем репертуаре его нет, ключевое слово — пока… Для меня он классик из классиков, наряду с Чеховым, Булгаковым, Шоу. Он знает «как важно быть серьёзным» и это мне очень и очень нравится.

— Театральная общественность считает специалистом по Уайльду еще одного гения парадокса и скандала — Романа Виктюка. Что думаете о нем? Я знаю, что Вы осуществили постановку «Служанок», в общем-то, в корне отличающуюся от визитной карточки Театра Романа Виктюка. Расскажите подробности…

— Роман Григорьевич — это планета, которую ещё долгое время будут исследовать и пытаться разгадать его главную загадку. Для меня он большой художник, которому можно смело подражать. Всё равно дотянуться не получится… Он — синоним вечного двигателя. Его энергия способна зарядить даже через телевизионный экран! Я записал себе все его интервью, передачи, спектакли и когда нуждаюсь в подпитке, включаю и смотрю. Он не от мира сего и подтверждает это не пустыми словами, а делом. Одни его работы нравятся мне больше, другие меньше… Но ни одна из работ не вызывает равнодушия — и за это я его очень сильно уважаю. Каждый раз мысленно жму ему руку и стоя аплодирую с криками: «Браво, Маэстро!» На мой взгляд, нас объединяет музыка, которой мы наполняем свои спектакли. Из всех выразительных средств режиссуры я частенько отдаю предпочтение именно ей.

Из любимых спектаклей Романа Виктюка: «Служанки», «Сон Гафта», «Любовь с придурком», «Рогатка», «Я тебя больше не знаю, милый», «Саломея», «Антонио фон Эльба», «Путаны». В отношении шедевра Жана Жене могу сказать следующие — сначала я увидел этот спектакль с гениальным Николаем Добрыниным. А потом заболел… Я понимал, что повторить это невозможно, да и бессмысленно… Я не хотел делать под копирку. Единственное, в чем я был уверен, так это в том, что обязательно использую часть музыки и монологи героинь. Ну, а поскольку один из принципов нашего коллектива гласит: «не трогать классику дословно», то и форма спектакля была найдена довольно неожиданная — Клер и Соланж играли молодые девушки. Мадам и Мсье, как таковые, отсутствуют, но они остались… исключительно в телефоне. От оригинала ещё осталась сама история. И всё! Мы ввели в спектакль третью служанку Франсуазу и её брата Жака — друга месье. Для чего? Чтобы рассказать историю в истории. И слегка адаптировать непростой текст Жене для провинциальной публики.

— А как же рассуждения Жана Жене о том, что «играть должны мужчины и только мужчины»?.. Вообще, как, по-вашему, актер — это мужская профессия? Или она не имеет отношения к полу?

— Если бы я ставил «Служанок» не у нас, то я бы обязательно прислушался к словам автора… А насчет профессии, я всегда говорю: «Актёром можешь ты не быть, но человеком быть обязан!» Актёр — субстанция без пола. Актёр способен на полёт. Актёр и вся его основа — быть настоящим в миражах… Актёр — не тот, кто гонится за славой, актёр не помышляет зла. Актёр — создание святое и этим он отличается от серых масс… Актёр — одновременно святой и грешник… Актёр — ребёнок, актёр — уменье в разных образах показывать себя, свою точку зрения, но не самолюбоваться, а растрачивать себя для зрителей. Актёр — это обладатель трёх Т: труд, терпение, талант. Актёр не может быть ханжой, лицемером, льстецом — по той простой причине, что это будет сразу бросаться в глаза. Мне очень нравится фраза Романа Григорьевича, насчёт лампочки и бабочек, летящих на её свет. В этой метафоре как раз и заключена сущность взаимоотношений актёра с режиссёром. Лучше и не скажешь.

— А режиссер тоже вне пола? Почему так мало великих женщин-режиссеров? Женщинам мешает «хранительство очага»? Или они неорганизованные и безответственные?

— Женщина-режиссёр — товар штучный, очень редкий и поэтому довольно дорогой. Не поймите меня буквально. Те женщины-режиссёры, которые оставили след в искусстве, показали себя, как сильных личностей, способных завести актёров в такие глубины человеческой души, что становится страшно от их мощи. Чего стоят работы Галины Борисовны Волчек и Нины Чусовой в «Современнике»? В кино можно выделить лишь Киру Муратову, Светлану Дружинину, Татьяну Лиознову, Аллу Сурикову, Веру Глагольеву и Валерию Гай Германику. Причём последнею далеко не с лучшей стороны… Это лично моя точка зрения, имею на неё право. А в целом, женщины иногда гораздо сильней мужчин. Хитрее, умнее, упрямее… Но иногда!

— Каковы, с Вашей точки зрения, основные качества настоящего режиссера?

— Настоящий режиссёр — хороший наблюдатель. В чём-то психолог, педагог, старший брат. Режиссёр — рассказчик, изобретатель, ребёнок, который любит возиться с конструктором и пазлом. Режиссёр не боится быть непонятым. Режиссёр всегда живёт в двух измерениях, и творит не потому, что хочет показать себя, а потому что не может не творить. Режиссёр, в прочем, как и актёр — это диагноз. Эти люди не излечимо больны театроманией. «Вся жизнь — театр, а люди в ней — актёры», — написал когда-то Шекспир. И был он, несомненно, прав! Играют все всегда своих героев, но, надевая маски, забывают про себя, про то какие мы на самом деле, какие лица, голоса у нас…

— Каков же тогда настоящий мужчина или тот, кто играет настоящего мужчину?

Мужчина — это смесь Пьеро и Арлекина, Короля и Шута. Мужчина одновременно романтик и прагматик. Быть мужчиной — не означает зарабатывать больше, одеваться лучше, жить богаче. Мужчина — это воспитание, ум и обаяние.

— Настоящий мужчина — в первую очередь рассудительный, сильный (не в смысле мышц и мускул), человек, который никогда не поднимет руку на женщину. Мужчина — это смесь Пьеро и Арлекина, Короля и Шута. Мужчина одновременно романтик и прагматик. Быть мужчиной — не означает зарабатывать больше, одеваться лучше, жить богаче. Мужчина — это воспитание, ум и обаяние.

— Режиссер, в вашем случае — актерам друг и брат или босс и Бог?

— В нашем коллективе живет истинная демократия, причём, я подчёркиваю, не анархия, а именно демократия. Конечно, всё подчиненно идеи режиссёра, но, права голоса никто не отменял. У нас реально совместный труд. Мне очень нравятся умные, думающие актёры, которые любят не себя в искусстве, а искусство в себе. Они знают, что я ненормальный, что я фанатик своего дела, что я общаюсь с ними, как они общаются со мной. Но при всём этом, чувство субординации никуда от них далеко не уходит. Я просто всегда держу ситуацию под контролем, ну или почти всегда… Бесспорно, я начальник, но очень добрый, хотя и упрямый (я Бык и Овен). А иногда я буквально поражаюсь своему терпению… В чем-то я Мэри Поппинс в мужском обличие. Но когда чаша терпения переполняется, то тут уж близко лучше не подходить! Мне можно не помочь в чём-то, но помешать практически не получится. Если ставится цель, она рано или поздно будет достигнута.

все части спектакля в официальной группе

— Кто ваш Режиссер, Вожатый? Кто ведет Вас по жизни?

— Будет звучать не очень скромно, но наверно такого режиссёра нет. Первым режиссёром в моей жизни была Людмила Александровна Кузнецова (ТЮЗ «Альбатрос»), заслуженный работник культуры Кубани. Потом Сергей Александрович Ливенцов (Театр-Студия «Кукушкино Гнездо»). И в том и другом театре я познал основы актёрского ремесла. Азы режиссуры я постиг благодаря своему педагогу Опитцу Валерию Петровичу. А вообще, во мне очень много намешано — некоторые постановки похожи на Виктюка, некоторые на Захарова, некоторые на Гришковца, на Любимова. Я не столько подражаю им, сколько учусь. Но при этом, я имею свой стиль, который не похож ни на одного из них. Я знаю, что делаю своё дело, и что я довольно счастливый человек, потому что моё хобби и моя профессия тесно сплетены между собой. Иногда мои старшие коллеги и некоторые зрители говорят обо мне, что я слишком молод, чтобы всерьёз заниматься искусством, в частности режиссурой, что я несовременный молодой человек, потому что веду непривычный для своего возраста образ жизни. Но он Мой, я Сам его выбрал, он мне нравится, каким бы иногда трудным он ни был, я его ни за что не изменю!

Я знаю, что делаю своё дело, и что я довольно счастливый человек, потому что моё хобби и моя профессия тесно сплетены между собой. Иногда мои старшие коллеги и некоторые зрители говорят обо мне, что я слишком молод, чтобы всерьёз заниматься искусством, в частности режиссурой, что я несовременный молодой человек, потому что веду непривычный для своего возраста образ жизни.

— Что привело Вас в профессию?

— В профессию меня привела судьба… и мама. Я родился 27 марта 1985г в международный день театра. И с первого класса с головой окунулся в мир искусства. За что я им очень и очень благодарен.

— Насколько вы удовлетворены степенью своей реализации?

— Не может нормальный творческий человек (хотя это нонсенс: быть творческим уже значит быть ненормальным) быть собой довольным. Движение — это жизнь. Необходимо расти и самосовершенствоваться. Если ты, конечно, хочешь чего-то добиться. Но при этом надо стараться придерживаться совета Михаила Булгакова, данного им на страницах своего бессмертного романа: «Никогда ничего ни у кого не просить. Особенно у тех, кто сильнее. Сами предложат и сами дадут». Хотя временами я очень похожу на героя «Ревизора» — хочу, чтобы люди знали, что где-то там в Новороссийске живет такой, мол, и такой режиссёр, который делает такие, мол, и такие спектакли… Не знаю, быть может, это во мне говорит мой провинциализм?.. Радует и успокаивает лишь тот факт, что большинство известных и талантливых актёров и режиссёров вышли из провинции.

— Что мешает вам спать? Что будоражит воображение?

— Мешают спать творческие планы, мысли, идеи. Ставя один спектакль, я уже знаю, какой будет следующий. Будоражит воображение музыка… Услышав какую-либо мелодию, я тут же думаю, в какой спектакль её можно вставить. Если такого в наличии нет, то сажусь и пишу его.

— Над чем работаете в настоящий момент? Что ждет зрителей?

— В настоящий момент мы репетируем фантазию в стиле Федерико Фелинни «Нам от любви покоя не найти». В ней самые обычные молодые люди, придя на уличное гулянье, заходят в некий шатёр, и оказываются в мире искусств. Примеряя различные маски, пытаются разобраться с тем, что же такое настоящая любовь, и почему в мире иллюзий она встречается чаще, чем в обычном повседневном мире. Спектакль состоит из нескольких новелл, объединенных общей темой. Нас вдохновили на эту постановку Слаповский, Кокто, Гришковец, Шварц, Горин, Киплинг и Блок. В спектакле будет звучать итальянская, французская, английская и русская музыка.

Так же я играю свой моноспектакль «Piero.Love story». Скоро вернём «Наследник Коллекционера», «Служанки», «6 лиц женского пола или проверка на преданность». И кое-что ещё поставим, что есть в репертуаре театра Романа Виктюка. Что? Секрет… Боюсь сглазить. А если обобщить, то можно сказать, что зрителей ждёт: работа для мозга, пространство для души и моменты для улыбки. Мы были, есть и будем — не смотря ни на что! Главное, чтобы то, что мы делаем, было важно и интересно не только нам, нашим друзьям и родным, но и кому-то ещё.

Александр Уваров

Режиссёр

Родился в международный день театра — 27 марта 1985 года. С первого класса принимал активное участие в школьной самодеятельности. Еще учась в школе, играл в Театре Юного Зрителя «Альбатрос» (режиссёр Кузнецова Людмила Александровна) и в Театре-Студии «Кукушкино Гнездо» (режиссёр Ливенцов Сергей Александрович). Работал расклейщиком афиш и монтировщиком сцены.

Отучившись в ПТУ создал молодёжный Театр-Студию «Парадокс». Дебютным спектаклем стал «Белый друг» по мотивам произведений Рэя Бредбери.

Поступил в Краснодарский краевой Колледж Культуры и получил образования режиссёра театрального коллектива и педагога дополнительного образования. Работал и тем, и другим в ДК и школах. Подрабатывал музыкальным пародистом. В 2012 поступил в Краснодарский государственный университет культуры и искусств на режиссёра кино и ТВ.

За всё время существования коллектива Александром Уваровым поставлены спектакли по: А.Вампилову. Р.Тома. М. Булгакову. Ж.Жене. Р.Бредбери. Е.Гришковцу. А.Слаповскому. Г.Горину. Е.Шварцу. А.Блоку. Н.Мошине. Х.Грау. Б.Шоу… А так же спектакли по собственным произведениям: «Неслышные Разговоры», «Осенний Диалог».

Vk.com
Театр-студия «Парадокс»

Добавить комментарий