Эссе о спектакле «Демон» Театра имени Ермоловой. 18, 19 февраля 2015 г. на сцене ДК Горького состоялась петербургская премьера спектакля «Демон» (версия без слов) Московского драматического театра им. М. Н. Ермоловой в постановке режиссера-хореографа Сергея Землянского.
Фотографии © Ольга Аносова и Елена Лапина.
Мы разучились слышать себя настоящих, зато научились прислушиваться к своим прихотям, эгоистичным удовольствиям, безвозвратно теряя себя в мире иллюзий современной цивилизации.
Создавая пластические спектакли с драматическими артистами, Сергей Землянский утверждает, что «ничто не может раскрыть и передать все грани и закоулки сложной человеческой души так точно и сильно, как язык тела». В своей постановке он рассказывает о борьбе человека с гордыней и манящими его соблазнами, о том, какого труда стоит обрести себя и как легко себя потерять.
Появление в нашем театре Сергея Землянского я считаю знаковым и во многом определяющим дальнейший путь развития театра им. М. Н. Ермоловой. Человеческое тело — сложнейший аппарат и мощнейшая составная сценической выразительности актера.
Олег Меньшиков
Лермонтов без слов, флер звездного присутствия Олега Меньшикова, добрая память о его личном Демоне, (как же без него?..), вибрирующее пространство, люксовая, стильная сценография/костюмы Максима Обрезкова, выразительные, навечно закрепляющиеся в памяти стоп-кадры. Первое ощущение… Эффектно! И удивительно… Зритель, прочитавший на афише объяснение «версия без слов», подготовился к модерн-балету! А это что-то другое, незнакомое. Непривычное. Актеры — не танцуют. Они — иначе — существуют на сцене. Они играют в свою игру, позволяя зрителю наблюдать, зритель допущен, но не посвящен. Не сразу, медленно, шаг за шагом зритель разгадывает коды и правила. Зритель думает?.. Не в этом дело, зритель — настраивается на игру, зритель погружается в спектакль. Он уже не беспристрастный свидетель некого тайного сговора. Он заколдован в соучастники.
Актеры дали обет молчания, чтобы не расплескивать… слова. Сила молчания дает им права и возможности быть эмоционально честными. Мы же знаем — сцена обнажает, тело никогда не обманывает. Актеры этого… спектакля не прячутся за слова, они беззащитны. И именно поэтому так чудовищно… прекрасны!
Мы разучились слышать себя настоящих, зато научились прислушиваться к своим прихотям, эгоистичным удовольствиям, безвозвратно теряя себя в мире иллюзий современной цивилизации. Подмена ценностей отнимает у нас истинную точку опоры, мы забываем, как и где искать ответы на самые главные вопросы. Поэма Лермонтова «Демон» буквально отрывает тебя от земли, пронося над всей земной суетой, заставляя обратить внимание на неподвластные времени истины, провоцируя на творчество, вновь и вновь возвращая к главным вопросам.
Сергей Землянский
…Демон долго-долго недвижим, его словно и нет. Он — Ничто. Зрителю мало Демона. Тамара, отец, жених, старец, ангелы с трубами, люди-люди-люди, огромный жутковатый конь в вихре реальности, а над вихрем — Демон, клокочущая пустота, черная воронка, всасывающая суету. Долгая, насыщенная красками подготовка, полная переливов и перепетий, подготовка к самому главному…
Печальный Демон, дух изгнанья, пустота презрения… Что же с ним произошло? Неужели и правда он поверил в то, что любовь способна его спасти? Вернуть в Свет?..
Демон Сергея Кемпо медленный, холодноватый, как само молчание. Зритель недоумевает в ожидании страсти-нежности, даже жалости?.. — Мы же мыслим стереотипами (как же без этого?..) Нет, это другая история, другой театр. И зритель… уже другой. Он безошибочно угадывает Демона, он смотрит в него, слово в зеркало.
Демон — личность, потому что сам сделал выбор быть одному, а не с другими демонами. Они ему неинтересны. Его сила в его свободе. Он сам себе хозяин и ни от кого не зависит! Но ему не интересно жить, все вокруг надоело и это его разрушает!
Сергей Кемпо
О, да… Демон Сергея Кемпо — одиночка, личность, и в этом он стопроцентно наш пациент, наш современник, он знает себе цену, он — все — знает, и ему — все — скучно. И вот, наше пресловутое — вдруг… Вторжение! Любовь?.. Нечто непостижимое, не укладывающееся в его многовековом сознании. Нечто более глобальное, чем его самоощущение! Скучающий медленный Демон удивлен?..
Потому что Тамара естественна, искренна, чиста. Спектакль можно было бы назвать «Тамара» — говорит невооруженный зритель. И отчасти он прав! Роль Маргариты Толстогановой — богатая, насыщенная в своей трансформации. Кто эта девушка?.. Нежная, мечтательная дочь/невеста, отчаявшаяся вдова, потерянная горлица и королева мира…
:Здесь нет персонажей. Это наши пороки, страхи, болезни, которыми мы заражаемся на протяжении всей нашей жизни. И противоядие от этого только личный рост. А за неимением его мы подвластны пагубным влияниям. Тамара попала на удочку Демона из-за гордости, которую тот в ней кропотливо взращивал. Ее манит неизвестность, Демон соблазняет ее неопытную душу. Она не понимает, что есть добро, а что зло. Она в постоянном метании… Кто это? Кто приходил к ней?.. Ее тянет к нему… Конечно, она любит… Демона.
Маргарита Толстоганова
Тамара Маргариты Толстогановой — мощная, понятная, она — воплощение современной женщины, самой жизни. Тамара — это реальность, поэтому она и влечет Демона. Каждый из нас запрограммирован на гармонию, но беда в том, что мы — существа иррациональные, и до гармонии не доросли. Демон соблазняет Тамару?.. Но он и сам пленен (непроизнесенной вслух) и от этого еще более пламенной клятвой!
Демон просто влюбился, для любви неважно, кто ты и где живешь. Любовь дается только избранным… Я про настоящую любовь! Во имя любви нужно жертвовать собой, наступать на свой эгоизм, тщеславие, цинизм. Демон полюбил! Все было искренне и по-настоящему. Просто Бог его наказал! Чтоб он заглянул внутрь своей души…
Сергей Кемпо
…Нечеловечески точный, пронзительный последний дуэт-диалог Тамары и Демона — безусловная художественная драгоценность спектакля — как раз и есть тот самый миг, равный вечности, ради которого стоит жертвовать всем на свете (светом или тьмою своей души). Зритель делает глубокий вдох и… не дышит, пока длится дуэт. И, выдыхая, понимает всю обреченность… Или нет?.. Что утрачивает Демон, подарив Тамаре смертоносный поцелуй — надежду или иллюзию?..
Хорошо, что в зрительном зале много-много зрителей. И у каждого свой ответ.
Все составляющие сошлись в едином ключе, дав возможность зрителю сопереживать героям и раскрыть в самих себе полную гамму чувств и эмоций, вызванных этой красивой легендой.
Сергей Землянский
Понравилось? Все новости и премьеры на официальном сайте!
Сергей Землянский
Режиссер, хореограф
Родился в городе Челябинск в 1980 г. В 2002 году окончил Челябинскую Государственную Академию культуры и искусств (по специальности хореография). Обучался на мастер-классах европейских и американских педагогов и хореографов. В период 2001-2005 г. был танцовщиком театра «Провинциальные танцы» (Екатеринбург) под руководством Татьяны Багановой.
Работал в спектаклях «На дороге» хореографа Й. Шлемера (Германия) и «STAU» хореографа из Голландии Анук Ван Дайк (проект реализован в июле 2004 г. в Москве). C 2006 года постоянно сотрудничает со студией SounDrama в качестве актёра и хореографа проектов.
Московский драматический «Театр имени Ермоловой»
Годом основания Театра считается 1925 год, когда выпускники студии при академическом Малом театре под руководством Е. К. Лешковской, С. В. Айдарова и Н. Ф. Костромского организовали передвижной театр. Свои сценические опыты они решили связать с именем великой актрисы Марии Николаевны Ермоловой, на что было дано её благословение.
В 1946 году труппа заняла здание бывшего пассажа Постниковых, где и находится по сей день.
Сегодня рядом со старшим поколением ермоловцев работают молодые артисты. Преемственность поколений – это то, чем всегда был силен театр. Главным в творчестве ермоловцев остается самый обычный человек со всеми его слабостями и пороками, с его конфликтами, страданиями и счастьем. Остается то, о чем всегда рассказывал театр: добро и зло, любовь и ненависть, власть и судьба.
В 2012 году художественным руководителем Театра им. Ермоловой стал Олег Меньшиков.