Главные действующие лица Санкт-Петербургской Киностудии «Золотой Век Дзеферелли», кинорежиссер Марина Разумова и директор Руслан Шахгусейнов, сегодня рассказывают о своем проекте «Солнцестояние», об интеллектуальном кино, уважающем зрителя, о последнем искушении дьявола, о человеческой жизни и ее отражении…
Должен победить человеческий разум и любовь. Иначе больше нам шансов никто не даст…
— Марина, Руслан, давайте начнем с самого начала… Расскажите о своей студии. Как давно она существует, что снято, что запланировано? Над чем работаете сейчас?
Марина Разумова: Официально днем рождения киностудии можно считать 22 января 2009 года, когда она получила статус юридического лица. В тот же год была попытка получить государственную поддержку от Министерства Культуры на мой дебютный проект (я являюсь выпускницей СПГУКиТ, ныне СпбГИКиТ, специальность: режиссер игрового кино, мастерская Бортко В. В., Хамраева И. А.) — полнометражный фильм «Черный монах» по собственному сценарию. То есть была подана соответствующая заявка со всеми прилагающимися документами, включая календарно-постановочный план и смету. Но… Как это часто бывает что-то там в высших бюрократических кругах не срослось и деньги выделены не были. Хотя уже в марте 2009 года шел подготовительный период, была собрана съемочная группа, шли актерские пробы, на главную роль был приглашен известный киевский артист Михаил Жонин.
К июлю работа над фильмом была приостановлена на неопределенное время. Студия работала, в основном, как и многие, на заказы съемок корпоративных мероприятий, учебных видеофильмов, клипов. Периодически я возвращалась к идее снять тот самый фильм, но как-то опять-таки включались непреодолимые обстоятельства и съемки откладывались. Все это время сценарий менялся, что-то добавлялось, что-то, наоборот, становилось неактуальным и отживало. Люди, работавшие со мной, тоже приходили, уходили, не было, как таковой, команды. Было достаточно сложно принимать ответственные решения.
Осенью 2014 года «головой» киностудии стал Руслан Шахгусейнов. Мы возобновили работу над сценарием, и в настоящее время полным ходом идет подготовительный период к съемкам полнометражного фильма «Солнцестояние» (предыдущее название «Черный монах»). Дай Бог, все сложится. Хотя загадывать в этом случае не имеет смысла. Единственное, я ни минуты не жалею, что фильм не был снят тогда, шесть лет назад. Всему свое время, свой срок. Возможно, именно сейчас он обретает те формы и то содержание, которого ему катастрофически не хватило бы тогда.
Да и так получилось, что происходящие в фильме события перекликаются с тем, что происходит сейчас в мире, в нашей стране. И предупреждают, к каким фатальным, необратимым вещам может привести война, насколько это страшно. В фильме война показана, как средство господства над миром и человечеством — последнее искушение дьявола, пришедшего на землю во время смутных времен. Тем не менее, выбор останется за человеком: любовь или мнимая власть (по сути смерть, ибо сатана искушая властью, даст взамен тотальную гибель и падение). Должен победить человеческий разум и любовь. Иначе больше нам шансов никто не даст…
— Ваша киностудия называется «Золотой Век Дзеферелли». Почему?.. Дзеферелли — ориентир, пример для подражания?
Марина Разумова: Ориентир для подражания?.. Нет, пожалуй, что угодно, только не подражание. Если только направление, да. Не хочется говорить банальных вещей, но, видимо, без них никак… Это ориентир на интеллекуальное кино, обязательно уважающее зрителя. Очень много, так называемых, «фестивальных» фильмов, которые смотреть невыносимо. Часто за претензией ничего не стоит: если снять длинный план падающего со стола стакана и думать, что ого-го, в этом так все непросто и заумно, то это глупость редчайшая. Зритель увидит просто падающий стакан, зевнет и уйдет с просмотра. Падающий стакан должен быть оправдан, как в «Зеркале» Тарковского, иначе это будет полная ерунда. Не дай Бог подражать тому же Тарковскому! Лучше его не снять, а хуже — зачем?
— Руслан, а чем вы еще живете, кроме в кино?
Руслан Шахгусейнов: Я бывший военный, прошедший горячие точки, а в миру сейчас работаю художником-модельером театральных костюмов, так же дизайнер одежды. Вот, казалось бы, сочетание несочетаемого. Но тем не менее… В настоящее время являюсь директором картины «Солнцестояние». Я всегда хотел попробовать свои возможности в кинематографе, и когда такая возможность предоставилась, с удовольствием начал работу.
— Согласны ли с тем, что кинематография — самый востребованный вид искусства?
Любой вид искусства востребован. Да что там вид искусства, все, наверное, востребовано, у всего есть свои поклонники.
Руслан Шахгусейнов: Насчет востребованности — спорный вопрос. Любой вид искусства востребован. Да что там вид искусства, все, наверное, востребовано, у всего есть свои поклонники.
— Испытываете ли вы потребность в широкой аудитории? Или важнее создать продукт, драгоценный для вас самих?
Руслан Шахгусейнов: Да, однозначно, мы испытываем потребность в широкой аудитории. То есть даже если наши фильмы будут формально подходить под формулировку «кино не для всех», так как в наше время кино для всех — это сериалы, комедии и тому подобное, но все-таки хочется, чтобы фильмы нашли своего зрителя. Кино снимается для зрителя, а не для себя. Хотя для себя — тоже вариант! (Улыбается)
— О чем вам хотелось бы говорить на языке кино? Ваши главные ценности?
Руслан Шахгусейнов: Основные ценности — человеческая жизнь, жизнь на Земле, жизнь, как часть мироздания. Любовь, конечно же. Это первооснова всего, в принципе. Нет любви — нет жизни. Чтобы жизнь прожить не впустую, оставить свой след. Каждый человек, по возможности, должен оставить о себе память на земле. Мы приходим сюда с определенной миссией и важно не ошибиться, зачем и для чего. Иногда человек с ужасом осознает, что жил не своей жизнью, но время уже не вернешь.
— Основные проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в работе студии?
Марина Разумова: Если помните, в фильме «Мне не больно» Алексея Балабанова звучит гениальная фраза: «Нужно найти своих и успокоиться». Очень важно, чтобы окружали единомышленники, тогда все получится.
В нашей стране кино — это действительно «бешеные» и неоправданные деньги. Колоссальное количество невостребованных и никому ненужных фильмов активно спонсируется тем же МинКультом.
— Считается, что кино — это обязательно бешеные деньги… Как удается выжить в наше (вечно!) кризисное время?
Марина Разумова: Все своими силами. А что делать? К сожалению, нынче время жесткое. Хотя в нашей стране кино — это действительно «бешеные» и неоправданные деньги. Колоссальное количество невостребованных и никому ненужных фильмов активно спонсируется тем же МинКультом. Потом вся эта ерунда проваливается — и в прокате, и даже по ТВ никто не будет ее смотреть. Понятие «финансовой бешености» относительно: свой первый фильм «Возвращение» Андрей Звягинцев снял фактически своими силами и каков результат! А можно вложить двадцать пять миллионов и получить провальную картину. Хотя таких нынче, увы, 90%. Все-таки для качественного кино нужны серьезные вложения. Например, нынешний оскароносец «Бердмен» — очень дорогое, но и качественное, и достойное кино. «Левиафан», конечно, потерялся на его фоне, как ни крути.
— Недоброжелатели говорят, что кино — это искусство нарезки и монтажа… Разумеется, это не так! Что для вас — кино?
Руслан Шахгусейнов: Кино — запечатленное время, как говорил классик. Пусть будет — отражение жизни. Память. Как и фотография.
— Какие фильмы изменили вас?..
Марина Разумова: Их очень много… Много ведь гениальных фильмов на все времена, даже не перечислить. Навскидку: Антониони «Блоу-ап» («Фотоувеличение»), «Смерть в Венеции» Висконти, весь Феллини, весь Тарковский, Девид Линч… Нет, перечислять не имеет смысла.
Руслан Шахгусейнов: Для меня лично — Бергман, «Земляничная поляна».
— Хотели бы вы изменить, спасти мир, работая в своей студии, создавая свое кино?
Марина Разумова: Спасти мир?.. Это слишком глобально. Тема спасения мира и человечества поднималась многими режиссерами, от Тарковского до Ларса фон Триера в его «Меланхолии». Еще Константин Лопушанский снимал на эту тему: «Письма мертвого человека», «Посетитель музея». Страшные апокалиптические картины. Пока что мир не очень прислушивается.
— Ваши пожелания человечеству?
Руслан Шахгусейнов: Любите друг друга. Любовь — основа всего. И помните, что наша жизнь здесь — только миг.