Основоположник абсурдизма актуализирован питерскими студентами. Когда-то, в 1950-е, премьера «Урока» провалилась. Теперь же на театральном факультете Балтийского института она произвела фурор.
Эжен Ионеско, французский драматург румынского происхождения, как и другие представители драматургии поставангарда 1950-1970-х гг., ниспровергал основы реалистического театра. Тогда зритель не был к этому подготовлен.
Его герои – пленники смиренного, законопослушного служения долгу, бюрократической машине. Они изолируют себя от реальности призрачным благополучием потребительского стандарта. Эти люди – материал для манипуляций, они готовы к резонансу агрессивной толпы.
В наше время с его насаждаемыми политиками и корпорациями ценностями потребления, превращающими жизнь в сюрреалистический перевертыш, язык сценического абсурда воспринимается более органично — как едкая сатира.
Так, в интерпретации студентов курса Людмилы Мартыновой и Леонида Мозгового учитель (Илья Кривоносов) и служанка (Максим Карнаухов) стали близнецами: белые рубашки, темные жилетки, очки. Этакий современный офисный планктон, внешне респектабельный, по сути — пожирающий личность.
Тема духовного «человекопоедания» подчеркнута в сцене заданий ученице (Екатерина Айвазова):
— Допустим, у вас было бы два носа, и я бы оторвал вам один… сколько бы у вас осталось носов?
Потом несчастную беспощадно закалывают воображаемым ножом в виде галстука — сороковая жертва за день. Предстоит заказать сорок гробов. Но «люди уже привыкли»…
Максим Карнаухов усиливает бред происходящего некой шаржированной андрогинностью в роли служанки Мари, не переодеваясь в женское, а просто играя с окончаниями мужского и женского рода:
— Только не говорите потом, что я вас не предупреждал-ла!
Найденные молодыми актерами краски органично вводят зрителя в современный контекст безумия повседневности.