Арт-журнал «Солнечный город Люстгальм», интервью с творцами и мастерами. 18+

Интервью о работе над Ежегодной Народной Премией «Лада. Красота, спасающая мир»

Новорожденная премия «Лада» ведёт бурную деятельность. Её создатель, Анастасия Мурзич рассказывает, почему премия не является соревнованием, опровергает домыслы о коммерческих интересах, и разом оправдывает всех Художников мира перед лицом морали.

Персона

murzich-anastasijaАнастасия Мурзич

Писатель, поэт, журналист

Провокационный автор, автор книг о Романе Виктюке и Александре Башлачёве. Безудержно активный организатор творческих встреч, интервью и презентаций. В её журналистской коллекции собрана добрая половина петербургской интеллигенции. И пожалуй самое главное — позитив и доброта Анастасии Мурзич, излучаемая двадцать четыре часа в сутки на всех и вся.

Автор и ведущая программы «Глаза в глаза» ТВ «ВОТ!» (Ваше Общественное Телевидение).

Матерь творческого союза одиночек «Соборище».

Директор агентства «Мурка-post» (pr, арт-менеджмет).

Сотрудничает с ведущими периодическими изданиями Санкт-Петербурга: «Смена», «Вечерний Петербург», «Панорама ТВ», «Санкт-Петербургские ведомости», «Невское время» и т.д. Биография.

Анастасия Мурзич на «»
публичная страница
«Соборище» альтернативный творческий союз одиночек

Журналист

hrustalev-dmitrijХрусталёв Дмитрий

Журналист, дизайнер

Основатель веб-журнала «Солнечный город Люстгальм» и его постоянный ведущий.Биография.

+7-965-287-62-28 hrustall@gmail.com

Проект

Лада. Красота, спасающая мир

Лада. Красота, спасающая мир

Ежегодная народная премия

Цель премии: организовать Движение, соединяющее благотворительность, культуру и искусство. Создать социальный инструмент, который будет вдохновлять и мотивировать людей творить добро и милосердие.

Прообраз символа Премии — славянская богиня Лада, являющаяся воплощением необходимых человечеству вечных ценностей: красоты, доброты, милосердия, любви, нравственности, жертвенности. Наша Лада — это созидательная творческая энергия, красота, спасающая мир.

страница в контакте офсайт

art

Да, я хочу объединить людей, хочу, чтобы они почувствовали близость, теплоту, участие... Мы же все родственники! Мы Вместе...

— Настя, ты неиссякаемый источник идей, проектов... Это бурлящий хаос творца или есть во всех твоих движениях нечто единое?

— Есть некий вектор-устремление, тот самый свет в конце тоннеля, по которому из стороны в сторону носится моя художественная и предпринимательская активность. Вся моя бурная деятельность подчинена одной простой идее: чем больше тепла, тем лучше! В одной из песен Кирилла Комарова есть такие слова: «Она делала мир светлей». Я немного перефразирую, это вполне мой девиз: «Я делаю мир теплей»!

— Как и Лада — символ Премии, которой ты сейчас занимаешься?.. Большинство современных учёных считают Ладу плодом «кабинетной мифологии», научной фикцией. А ты?

Большинство современных ученых заняты тем, что доказывают человечеству, что объект его веры — фикция. Поэтому я мало интересуюсь наукой. Я иду по пути сердца…

— Большинство современных ученых заняты тем, что доказывают человечеству, что объект его веры — фикция. Поэтому я мало интересуюсь наукой. Я иду по пути сердца, как сказал бы один из наших номинантов, всечудесный Виталий Гиберт. Изначально Премия носила название «Красота, спасающая мир». Но это же народная Премия, она буквально рождалась на глазах неравнодушной аудитории! Так вот, на одной из сходок оргкомитета, где мы обсуждали варианты статуэтки Премии, моя сподвижница Виктория Никитана сказала: «У Премии должно быть имя, понятный образ». И она предложила славянскую богиню Ладу. Все совпало! Богиня Лада, согласно мифологии, являлась воплощением красоты, любви, нравственности. И сейчас мы сами занимаемся мифотворчеством. Наша Лада — это созидательная творческая энергия, красота, спасающая мир. И мы ее не в кабинете придумали. И не в кафе. Мы ее — Дождались!

— Как и в прочих твоих проектах (Соборище, например) Лада соединяет несоединимое, тут все есть: от мега-звёзд до андеграунда. Чем оправдан этот хаос?

— В этом нет никакого хаоса. Наоборот! Каждый из наших номинантов — носитель этой самой созидательной Красоты. О вкусах не спорят, верно? Если бы премия называлась «Анастасия Мурзич. Красота, спасающая мир», я бы собрала... чуть более узкий круг номинантов. Но Премия-то народная! Народ выдвигал номинантов! И потом мы их — условно — распределили по номинациям.

В этом проекте, да, как и во всех прочих своих проектах, я собрала творческих людей, потому что творчество — это наглядное проявление созидания. Понятно, что все профессии важны и имеют свою ценность в Вечности. Но так уж вышло, что мой мир — это сообщество всякого рода Художников. И в своих проектах я собираю именно их. Очень разных, да, но однозначно светоносных!

— Премия «Лада. Красота, спасающая мир» — грандиозный проект. А любому большому проекту очень нужны деньги. Где и как ты ищешь спонсоров и находишь ли?

— Большому проекту, прежде всего, нужна вера в него участников проекта. И энергия... Деньги, да — это тоже энергия. Сейчас мы ведем переговоры с двадцатью крупными компаниями на предмет финансового партнерства. Пока рано подводить итоги... Одна из моих «популярных» молитв звучит так: «Господи, пусть будет воля Твоя, а не моя». Это касается не только спонсоров, конечно...

— Твоя затея предполагает активную деятельность всех участников, ведь нужно заниматься реальной помощью. Мне казалось, что большей частью люди гиперленивы и максимум, чего от них можно добиться, это «лайк». Как их мотивировать на реальные дела?

— Недавно я общалась с админом сообщества одного из наших номинантов. И она меня серьезно, жестко спросила: «Поклонников доить собираетесь?» Вот так она поняла идею Премии. А ведь идея Премии заключается в следующем: мы хотим Вместе сделать много-много добрых дел! Может, я наивная идеалиста, но мне кажется, что вместе... весело шагать по просторам! И не то чтобы люди ленивы... Они разобщены, они не доверяют друг другу. Доить поклонников? Благотворительные деньги присваивать?.. Обязательно! А как же?..

Я терпеть не могу конкурсы и соревнования! Но ведь наша Премия — не конкурс. Это не платное голосование, как предположила моя собеседница, нет! Премия — это Игра. И мы сами придумали правили Игры. Поддерживая своего номинанта, группа поддержки творит реальное добро.

Слава Богу, что есть самоорганизованные, щедрые и ответственные люди, которые открывают Благотворительные Фонды и без всяких дополнительных пиар-акций участвуют в жизнедеятельности этих Фондов! Мы как раз и хотим рассказать о таких людях! Мы Вместе выдвигали номинантов, почему бы нам теперь Вместе не помочь Фондам, закрепленным за теми или иными номинантами? Что же в этом плохого? Я терпеть не могу конкурсы и соревнования! Но ведь наша Премия — не конкурс. Это не платное голосование, как предположила моя собеседница, нет! Премия — это Игра. И мы сами придумали правили Игры. Поддерживая своего номинанта, группа поддержки творит реальное добро. Как может: волонтерсвует, помогает с транспортом, привозит продукты, делает пожертвования...

Каждый любит, как может! Наша Премия — это всего лишь один из способов проявить свою любовь — к номинантам, к тем, кто нуждается в помощи, к нашей планете. К жизни, вообще! Да, я хочу объединить людей, хочу, чтобы они почувствовали близость, теплоту, участие... Мы же все родственники! Мы Вместе... Искренность и доверие — вот наше главное пожертвование в Фонды номинантов!

— Как именно будет строиться взаимодействие героя — фонда — группы поддержки?

— У многих номинантов есть свои Фонды или Фонды, лицами которых они являются: Илья Кузнецов, Евгений Миронов, Ульяна Лопаткина, Данила Козловский, Константин Хабенский, Иэн Сомерхолдер и многие другие. Тем номинантам, которые Фондами «не обременены», мы предлагаем выбрать один из Фондов — Партнеров Премии. Номинанты ни в коем случае не обязаны призывать поклонников к благотворительной активности, разве что если сами очень захотят. III Этап голосования — это голосование делом. Правила Игры просты: конкретный Фонд прикреплен к конкретному номинанту. Группа поддержки номинанта участвует в жизнедеятельности этого Фонда и эта активность фиксируется на сайте Премии. Чем больше активность, тем лучше... Для Фонда, для жизни, для тепла...

— Для заметной социальной деятельности нужно быть неадекватным (психологически) человеком, «нормальные» люди не обременяют себя лишними проблемами. Какие у тебя отношения со своей неадекватностью, чего больше побед или поражений?

— Я не борюсь со своей неадекватностью. (Я вообще не борюсь ни с кем и ни с чем). Я осознаю, что я... странная. Но я такой была всегда. Мне не с чем сравнивать.

— Премии четыре месяца... И за это время чего мы только про красоту не услышали. Были ли открытия, чьи-нибудь слова заставили задуматься?

— Вчера мы записывали интервью Анастасии Мельниковой. Она сказала: «Я только сейчас поняла, что такое красота! Это то, что вызывает сильные чувства». Пожалуй, я могу эту ясную мысль считать и своим открытием. Я часто задаю номинантам вопрос: «С чего для Вас начинается Красота?» И вот удивительно: у балетного танцовщика — с живописи, у актрисы — с музыки... Выходит, что начинается красота всегда во внешнем, но постигается — во внутреннем, в личной способности чувствовать, сопереживать, реагировать. Конечно, красота в нас самих. И наше спасение, спасасение нашего мира в том, чтобы найти дорогу к этой красоте. Дорогу — в себе.

— Ты уже заявляла, что хочешь связать искусство с практической пользой. Напоминает русский штамп о социальной ответственности искусства. И вместе с тем, ты пишешь вполне социально-безответственные книги. Так кто же ты, растлитель или просветитель?

Но Человек Ищущий не может жить по законам, не проверенным на собственном опыте, по определению. Художники, если они настоящие Художники, показывают Мир во всем его многообразии, с мерзостью и святостью.

— О! Ну как тут не сравнить себя с незабвенным Федором Михайловичем?.. Шучу! Социальная ответственность — это другое. Только что с грустью прочла письмо нашего номинанта иеромонаха Романа, в котором он безжалостно (горячо и горько) клеймит лицедеев, многих наших номинантов, да-да... Бог есть Свет и в нем нет никакой тьмы. Все верно. В идеале так и есть. Бог — это Идеал. И люди ищут Бога — в себе. И Художники им помогают в этом поиске. Любая религия — это свод законов. Нарушаешь закон — грешишь.

Но Человек Ищущий не может жить по законам, не проверенным на собственном опыте, по определению. Художники, если они настоящие Художники, показывают Мир во всем его многообразии, с мерзостью и святостью. Настоящий Художник препарирует страсти и страдания человеческие не ради процесса, а ради результата. Ради Финального Просветления. Просветления, которое почувствует зритель, слушатель, читатель. Я пишу книги о сложных людях, о странниках, о тех, кто только-только уловил мелодию Света... Поэтому мои книги кому-то законно могут показаться социально-безответственными. Можно приведу фрагмент повести «Золото из грязи»?

«...Для кого-то разрушение Художника станет толчком к личному созиданию и даже к личному очищению. Художники служат Богу, я в это верю, я с этим живу. Художники демонстрируют свою Неправду ради торжества Великой Правды Бога! Есть высший смысл в призвании Художника, я говорю о жертвенности пути. Жертва Художника в том, что он не отказывается от своего призвания, он не лечит болезнь, он живет с нею, несет ее в себе, как проклятье, он показывает свой мир таким, какой он есть, в надежде, что другим неповадно будет! Иуда предал Христа, он выполнил замысел Бога. Самый плохой человек на земле четко выполнил задание Бога.

Я так понимаю святость: нужно быть последним, худшим из худших, смириться с этим, трансформировать это в продукт, не держать это в себе, боясь хулы или насмешки. Возможно, оно было предопределено, наше падение в сточную яму. Мы — грязь, струпья и плевки человечества, мы гноящаяся язва мироздания, мы живой пример и назидание Бога, мы должны нести это задание, даже не осознавая, какую работу выполняем. Мы тоже сподвижники, нам страшно тяжело... Творчество — это обязанность человека перед Богом. Это повинность, это рабство. Грязный, тяжелый труд.

Не надо ругать Иуду. И де Сада тоже ругать не нужно. Тот, кто по-настоящему любит Бога, никогда не будет ругать Художника. Он его поймет, он омоет его раны водой с благовониями, он пожалеет Художника за его мученичество...»

Мне хочется верить, что мои «страшные» книги рано или поздно, но выведут читателя к его личному Свету...

— А поезд мчится. Какие именно сейчас задачи решает команда Премии?

— Сейчас мы наконец выехали в офлайн. Из Интернета — в реальность. Работаем с номинантами, Фондами, спонсорами, СМИ. К середине апреля вся подготовительная работа должна быть закончена: мы определимся с генеральным спонсором, партнерами-промоутерами, все номинанты «соединятся» со своими Фондами, все точки на i будут расставлены.

— Признайся честно, твои любимцы и победят в итоге?

— Тут другое опасно... Они же ВСЕ — становятся моими любимцами! Как быть с этим? Было бы круто, если бы победили ВСЕ! Но еще раз повторю: Премия — это не соревнование... Здорово, если мы сможем Объединиться и принести реальную пользу. Это и будет нашей Общей победой!

— Давай вывернем наизнанку наш традиционный финальный вопрос... Что человечество желает тебе?

— За эти четыре месяца я столько добрых писем получила от человечества! Совершенно незнакомые мне люди писали о том, как им хорошо и светло в группе и на сайте Премии, что они узнали много новых прекрасных героев и какая это классная идея! И я всем сердцем чувствую, как человечество желает мне Добра, как оно... тратит себя на НАШЕ дело! Ведь кроме оргкомитета, Премией занимаются еще и Представители номинантов — наши драгоценные помощники! Джонатан Рис Майерс, например, подарил проекту Зару Уруймагову. Она сейчас работает над англоязычным дублем сайта. Наталья Колесова знакомит участников Премии с творчеством Алессандро Барикко, безусловного гения от литературы! Елена Суворова столько огня и любви вкладывает в свои посты о Дмитрии Бозине, что в него просто невозможно не влюбиться! Наталья Таруса дарит нам лирику Владимира Преснякова! И еще много-много добра... Много горячих сердец! Я получаю от них колоссальный заряд энергии! Они стали мне родными! Их сердечное участие в проекте — свидетельство того, что я все делаю правильно...

И сейчас, пользуясь случаем, я громко(!) прошу у Человечества — будь со мной! И Вместе мы спасем наш мир!

Понравилось? Голосуй делом!
  • Антон Соя: я — за сказку!

    Антон Соя: я — за сказку!

    Король русского галлюциногенного реализма, писатель Антона Соя рассказывает о двух изданных сказках. Одна — для взрослых, вторая — для детей. Осталось только разобраться, кто из нас кто. Хотя?.. Сказкам все возрасты покорны! Read More
  • Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Актриса, чье появление на сцене обеспечивает невообразимую игру контрастов, увлечение зрителя в коридоры смыслов и идей. Людмила Погорелова — ведущая актриса Театра Романа Виктюка и женщина, вдохновляющая и преображающая мир своей неповторимостью. Read More
  • Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Единственный в своем роде творческий тандем дизайнера Alex Theatre_No и фотографа Раисы (Чешшш) Канаревой, не устает удивлять… Следя за их совместной работой, несложно предположить, что гармония творческих отношений существует! Read More
  • Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Интервью с Вадимом Курылевым, лидером группы «Электрические Партизаны». Вадим Курылёв развеивает стереотипы об анархистах, рассказывает о взаимопомощи, борьбе против массовой культуры. Read More
  • Рок Янки Дягилевой

    Рок Янки Дягилевой

    Скажешь просто — Янка, и всё ясно, не нужно ничего больше добавлять, и так понятно о ком идёт речь. Объяснять, кто она, тем, кто слышал её песни, не нужно, тем, кто не слышал, бесполезно. В этом году ей исполнилось бы 47 лет. Так и хочется добавить — всего-навсего 47 лет! Read More
  • Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Бард-рок музыкант Кошка Сашка, песни которой приписывают то Янке Дягилевой, то народу, утверждает что в современном искусстве здоровая конкуренция, делится планами турне по России и рассказывает как собрать стадион. Read More
  • Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Художник Юлия Виданова считает, что творческие соревнования — вещь субъективная, она видит богатство полутонов в тёмной палитре и говорит, что в современном веке не хватает остановки для созерцания. Read More
  • Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин рассказывает о работе над спектаклем «Несравненная», о своём превращении в Флоренс Фостер Дженкинс и мечтает построить гиперболоид инженера Бозина, топливом для которого называет энергию молодости. Read More