Откровение иррациональной стихии. В Петербурге 2 июля отмечают день Достоевского. Он не имеет никакого отношения к датам жизни классика. Просто действие «Преступления и наказания» начинается именно в это время.
Площадной характер сцен в романах Федора Михайловича предстал во всем великолепии. Рядом Кузнечный рынок, метро — вот и декорации. «Как можно жить с фамилией Фердыщенко?» — вопрошал прохожих молодой человек с синюшным лицом. Рядом не менее синюшный Мармеладов умолял о сострадании к падшим.
Обычная питерская алкоголичка, проходившая мимо, опешила: «И чего этих алкашей слушают? Да еще снимают!» Если бы она проследовала далее к Дому музею писателя, то увидела бы целое дефиле иных «психозных» личностей от кутюрье Достоевского.
Инфернальница Настасья Филипповна, развратник, растлитель, педофил Николай Ставрогин, сумасшедший Иван Карамазов и его кошмар — черт. И многие другие.
Потом те же самые в авангардной интерпретации, подчеркнувшей иррациональность миров Достоевского. По меткому замечанию одного немца (экспрессионист А.Деблин), только в иррациональном проявляется истинное естество человека.