И показал рукой на пустующий дом № 10.
Так началась история арт-центра на Пушкинской. Во всяком случае, на встрече в «Зеленой лампе» его создатели вспоминали тот грустный вечер 80-х и утверждали, что именно так все и было.
Грустный, потому что молодые художники чувстовали себя никому не нужными в «буднях великих строек» советского искусства. Они сидели возле Пушкина и запивали грусть вином. И вдруг идея — 16 тыс кв метров в центре Питера свободно (дом расселен на капремонт) — айда, ребята!
История борьбы свободных художников за здание на Пушкинской изложена в новой книге издательста «ДЕАН» «Параллелошар». Как заявил вице-президент арт-центра Сергей Ковальский, «какждый из нас — маленький праллелошар и имеет право существовать параллельно государству».
Собственно, то, что произошло здесь, это и есть пример самоорганизации гражданского общества. О выходе арт-товарищества из состава СССР было объявлено устами Сергея Курёхина еще в 1989 году.
В последние четыре года государству наконец-то стало не «параллельно», как выживает знаментитый центр — комитет по культуре Санкт-Петербурга теперь субсидирует ежегодные июньские праздники дня рождения коммуны художников и музыкантов. А в остальном они справляются сами, в том числе и с коммунальными платежами.
Поскольку на столь огромной площади платежи складываются в цифру с несколькими нулями, это съедает практически все заработанное. Благо хоть аренды нет (договор заключен на 49 лет на безвозмездное пользование). Но «богатенькие» во владение центром допускаться не планируются, так как это ограничит свободу, считает президент арт-центра «Пушкинская, 10» Юлий Рыбаков.
Даже среди чиновников раздаются креативные мысли. «Я нормально отношусь к футболу, но, может быть, лучше молодежь не в футбольную сторону развивать, а вот в эту…» — именно так вслух подумалось зампреду по культуре Александру Платунову.
Сами же «коммунары» считают, что в Северной столице дефицит экспериментальных площадок для молодежи, где можно выставить картину, написанную позавчера, или исполнить песню, сложившуюся прошлойи ночью.
Как выразился музыкант Владимир Рекшан, «в результате тотальной победы андеграундного искусства над здравым смыслом, каждый 2-й молодой человек в Петербурге предпочитает гитару отбойному молотку». Надо дать молодежи возможность выплескивать эту знергию.
В соседней Финляндии, например, 7% ВВП тратится на культуру. Если молодежь находит культурную нишу, она не впадает в депрессию, у мальчиков есть стимул любить девочек (что немаловажно для демографической ситуации).
В принципе, «закинул удочку» музыкант, в городе есть малоиспользуемый Обводный канал, куда можно перебазировать некоторые ржавеющие военные корабли — вот вам и новые площадки! Это заявка на будущее, а сейчас объявлен Международный фестиваль визуальных и музыкальных искусств «ALTER EGO».