Арт-журнал «Солнечный город Люстгальм», интервью с творцами и мастерами. 18+

Экспонаты личной коллекции Владислава Грина были найдены «по сусекам».

Оказалось, вещам не страшны никакие исторические фальсификации. Смотришь на вещь (как в вайдовской «Катыни» героиня смотрит на страницы блокнота расстрелянного мужа) и понимаешь, как все было на самом деле.

279

Из таких небольших осколочков времени, привезенных Карельским краеведческим музеем в Музей политической истории России, отчетливо проступает горестная судьба поляков, молохом сталинских репрессий загнанных на русский Север.

Наглый пакт Молотова-Риббентропа 1939 года поделил Польшу на сферы влияния Советов и гитлеровской Германии, и в сенятбре того же года она была оккупирована с востока и с запада. Тысячи граждан были арестованы и принудительно депортированы — в том числе и в Карелию. Здесь они были определены на лесозаготовительные работы.

Карелия в исторической памяти — расстрельные места и Беломорканал. Об этом нельзя забывать. Выставка образовалась из того, что хранилось в домах потомков депортированных, а иногда, как ненужный хлам, валялось на помойке. Руководитель карельского общества польской культуры «Ядвига» Владислав Грин в течение нескольких лет разыскивал вещи, рассказывающие историю польской трагедии.

Этот человек известен в Петрозаводске своим пристрастием к изучению подлинной истории, а не «курса правящей партии». К примеру, принимает самое деятельное участие в инициативе установить памятник маршалу Маннергейму, что частью общества воспринимается «в штыки».

Но вернемся к значению казалось бы утративших всякое значение вещей. Какой прок от какой-нибудь старой тетради? — нередко люди именно так относятся к скарбу, доставшемуся от бабушек и дедушек. Стоит повнимательней всмотреться, и о многом поведает «скарб».

«Если поискать еще по шкапчикам, то наберется на следующую экспозицию», резонно предложил генконсул Польши в Петербурге Ярослав Дрозд.

По словам В. Грина, после декабрьских событий на Триумфальной площади в Москве у руководства страны появилась новая установка, которую можно обозначить как «национальная самореализованность». То есть, чтобы не было проблем, с национальностями надо работать.

Письмом, датированным 31 декабря 2010 года, Президент РФ поблагодарил польское общество в Карелии за проделанную работу и подчеркнул необходимость перевести отношения между двумя народами из политической плоскости в историческую.

Выставка «Польский след в истории Карелии» демонстрирует фотографии, документы и предметы XIX-XX вв., раскрывающие пребывание поляков на русском Севере. Здесь можно увидеть «Ksiazka do Navozenstwa dla Polek» (Новый завет для поляков) 1836 года в бархатном переплете и окладе с монограммой «АВ», посуду, которой пользовались заключенные в сталинских лагерях — кружку с лейблом «Петрозаводск», ложку с лейблом «Ленинград», советские агитационные плакаты и другие раритеты.

  • Антон Соя: я — за сказку!

    Антон Соя: я — за сказку!

    Король русского галлюциногенного реализма, писатель Антона Соя рассказывает о двух изданных сказках. Одна — для взрослых, вторая — для детей. Осталось только разобраться, кто из нас кто. Хотя?.. Сказкам все возрасты покорны! Read More
  • Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Актриса, чье появление на сцене обеспечивает невообразимую игру контрастов, увлечение зрителя в коридоры смыслов и идей. Людмила Погорелова — ведущая актриса Театра Романа Виктюка и женщина, вдохновляющая и преображающая мир своей неповторимостью. Read More
  • Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Единственный в своем роде творческий тандем дизайнера Alex Theatre_No и фотографа Раисы (Чешшш) Канаревой, не устает удивлять… Следя за их совместной работой, несложно предположить, что гармония творческих отношений существует! Read More
  • Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Интервью с Вадимом Курылевым, лидером группы «Электрические Партизаны». Вадим Курылёв развеивает стереотипы об анархистах, рассказывает о взаимопомощи, борьбе против массовой культуры. Read More
  • Рок Янки Дягилевой

    Рок Янки Дягилевой

    Скажешь просто — Янка, и всё ясно, не нужно ничего больше добавлять, и так понятно о ком идёт речь. Объяснять, кто она, тем, кто слышал её песни, не нужно, тем, кто не слышал, бесполезно. В этом году ей исполнилось бы 47 лет. Так и хочется добавить — всего-навсего 47 лет! Read More
  • Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Бард-рок музыкант Кошка Сашка, песни которой приписывают то Янке Дягилевой, то народу, утверждает что в современном искусстве здоровая конкуренция, делится планами турне по России и рассказывает как собрать стадион. Read More
  • Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Художник Юлия Виданова считает, что творческие соревнования — вещь субъективная, она видит богатство полутонов в тёмной палитре и говорит, что в современном веке не хватает остановки для созерцания. Read More
  • Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин рассказывает о работе над спектаклем «Несравненная», о своём превращении в Флоренс Фостер Дженкинс и мечтает построить гиперболоид инженера Бозина, топливом для которого называет энергию молодости. Read More