Арт-журнал «Солнечный город Люстгальм», интервью с творцами и мастерами. 18+

Превосходство искусства над культурой потребления.

Сотириоса Бахтсетциса представила Юлия Страусова, ныне проживающая в Берлине, а в прошлом петербурженка. Она так же показала зрителям свою видео работу «Первый Дельфийский гимн Аполлону», демонстрируемую сегодня в рамках программы Биеналле в Афинах.

Сотириос поделился собственными теориями инсталляции и мыслями «о необходимом пересмотре современного искусства с точки зрения не символического, а возможной встречи с реальным». Чтобы понять это, стоит обратиться к диссертации ученого.

Его кандидатская диссертация (факультет истории искусств, Технический университет, Берлин, Германия) посвящена исследованию искусства инсталляции. Автор видит перекличку арт-теоретических дебатов 1920-х годов с процессами, происходившими в 1960-70х (неоавангард) — и там, и там были попытки включить зрителя в структуру произведения при помощи взаимосвязи пространства и человека. Эти опыты, по мнению автора, в значительной мере связаны с кинематографическим видением: зритель входит в пространство инсталяции, так же как в кинозале в кинематографическое пространство на экране. В этом плане инсталляция не отличается от смотрения фильма.

Греческий исследователь продолжает и развивает концепции известного французского философа Алэна Бадью, который провозглашал превосходство искусства над культурой потребления. Искусство призвано находится в оппозиции к массовой культуре, противостоять коррумпированному обществу. Политика в течение долгого времени была занята тем, что указывала, где искусство должно остановиться. Однако в настоящую эпоху политическое творчество теряет свою значимость, а искусство, наоборот, приобретает вес. Из всех видов искусств кино — направление, соразмерное окружающему миру и способное породить у молодого поколения «логические революции».

В одном из греческих поселений Сотириос с сотоварищами предложили жителям принести старые вещи и сконструировали подобие статуи свободы. Затем состоялся массовый спектакль сожжения конструкции и одновременно снимался фильм, в котором сельчане исполняли роли бомжей, участвующих в поджоге. Таким образом, в действе соединились две реальности: реальность реального мира (горожане сначала сделали статую) и реальность фильма. Это доказывает мысль, что искусство (кино, инсталляция) способно активно внедряться в жизнь социума и изменять ее, создавая новые границы между реальным и художественным. Возникают аналогии с первобытным общинным искусством (нарисовать сцену охоты, чтобы она была удачной), но уже на новом витке истории.

Все это заставляет так же переосмыслить роль философии в обществе. Сейчас она как бы «подшивается» к 4-м элементам — к науке (матеме), искусству (поэме), политике и любви. Шов научный ярко проявился во времена Гегеля и Ницше. После Ницше появляется шов поэтический (взлет романтизма). Появление марксизма вызвало «подшивание» философии к политике. И, наконец, любовный шов – это соединение философской мысли с психоанализом.

Получается, философия просто прививается к другим видам деятельности, пессимистически относясь к своему метафизическому прошлому, в частности, к Платону (можно вспомнить ницшеанское «Платон — имя духовной болезни Запада»). Задача современного этапа — вырвать философию из рамок подобного генеалогического императива.

Совершенно очевидно, что в будущем наука и искусство перестанут быть антагонистами. Уже родилась формула нового искусства: оно должно быть таким же четким, как математическая формула, таким же внезапным, как ночная засада и таким же возвышенным, как звезды. И, может быть, прав Флобер, писавший, что наука и искусство, расставшись у основания, встретятся на вершине.

Справка: Сотириос Бахтсетцис — независимый куратор современного искусства, писатель, адъюнкт-профессор истории искусств на факультетах архитектуры университетов Патры и Фессалия (Греция), член ИКТ (Международной ассоциации кураторов современного искусства) и AICA (Международной ассоциации искусствоведов).

Петербургский Музей сновидений Фрейда представляет собой тотальную инсталяцию. Все его видимые и невидимые стены, экспозиционные поверхности, пол, потолок продуманы, расчитаны и выстроены так, чтобы можно было легко их раздвинуть и продолжить визуальный ряд на основе собственного опыта, фантазий и желаний.

  • Антон Соя: я — за сказку!

    Антон Соя: я — за сказку!

    Король русского галлюциногенного реализма, писатель Антона Соя рассказывает о двух изданных сказках. Одна — для взрослых, вторая — для детей. Осталось только разобраться, кто из нас кто. Хотя?.. Сказкам все возрасты покорны! Read More
  • Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Актриса, чье появление на сцене обеспечивает невообразимую игру контрастов, увлечение зрителя в коридоры смыслов и идей. Людмила Погорелова — ведущая актриса Театра Романа Виктюка и женщина, вдохновляющая и преображающая мир своей неповторимостью. Read More
  • Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Единственный в своем роде творческий тандем дизайнера Alex Theatre_No и фотографа Раисы (Чешшш) Канаревой, не устает удивлять… Следя за их совместной работой, несложно предположить, что гармония творческих отношений существует! Read More
  • Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Интервью с Вадимом Курылевым, лидером группы «Электрические Партизаны». Вадим Курылёв развеивает стереотипы об анархистах, рассказывает о взаимопомощи, борьбе против массовой культуры. Read More
  • Рок Янки Дягилевой

    Рок Янки Дягилевой

    Скажешь просто — Янка, и всё ясно, не нужно ничего больше добавлять, и так понятно о ком идёт речь. Объяснять, кто она, тем, кто слышал её песни, не нужно, тем, кто не слышал, бесполезно. В этом году ей исполнилось бы 47 лет. Так и хочется добавить — всего-навсего 47 лет! Read More
  • Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Бард-рок музыкант Кошка Сашка, песни которой приписывают то Янке Дягилевой, то народу, утверждает что в современном искусстве здоровая конкуренция, делится планами турне по России и рассказывает как собрать стадион. Read More
  • Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Художник Юлия Виданова считает, что творческие соревнования — вещь субъективная, она видит богатство полутонов в тёмной палитре и говорит, что в современном веке не хватает остановки для созерцания. Read More
  • Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин рассказывает о работе над спектаклем «Несравненная», о своём превращении в Флоренс Фостер Дженкинс и мечтает построить гиперболоид инженера Бозина, топливом для которого называет энергию молодости. Read More