Сергей Мавроди. Театр, власть и первое искушение дьявола

Анастасия Мурзич о спектакле «Сын Люцифера — День 1. Игра» по роману «отрицательного героя» нашего времени Сергея Мавроди. Роман состоит из 144 новелл об искушении и человеческом выборе, о свободе и наказании, о Любви. Работа режиссера Анны Сенниковой — первая из цикла спектаклей-новелл и начало нового театра.

Когда дело касается Люцифера, все вокруг видоизменяется, переворачивается с ног на голову, время останавливается, воздух становится гуще.

Мы настраиваемся на особый лад: погружаемся во тьму, живущую в нас, или рьяно цепляется за нити/канаты света, заранее защищаясь, противопоставляя себя надвигающемуся мраку.

Искусство сонастройки! Да, искусство… Мы же собираемся рассказать вам о спектакле.

Этот спектакль стоит посмотреть ради хайпа, — так скажут высокоинтеллектуальные театралы. Может быть… Но одного хайпа недостаточно. Это только броский фантик, заманчивый трафарет на закрытых ставнях. Открываем створки неведанного, распахиваем их настежь! Что-то существенное в этом есть… Вы это поймете сразу, с первых сцен.

Самоирония, наивность и простота — нарочитая понятность. Нам кажется, что все будет легко, а мы тут такие умные и все сразу понимаем: человек алчен, человек слаб, человек жалок. Он себя потеряет.

Но легко здесь не все. Узнаваемый музыкальный фон и видеопроекции — не ради трюка, а ради дела, спасибо звукооператору Константину Мокиенко и видеооператору Владимиру Захарову. Выразительная минималистическая сценография, модерновая пластика, кровавый плед-трансформер… Это красиво, картинки фиксируются в памяти, сюжет захватывает. Включается сопереживание! Хочется, чтобы герой получил желаемое и ничем не жертвовал при этом. Хочется, чтобы возвышенная любовь была — настоящей. Хочется, чтобы история продолжалась!

Секундочку. Это история о человеке или о дьяволе?..

«Люцифер учит свободе», – заявляет персонаж Игоря Журавлева. Люцифер наставляет своего сына (Алексей Двоеглазов) и нас вместе с ним. Подтекст такой: если вам здесь что-то непонятно, значит, вы несвободны.

И это главный перевертыш спектакля и нашего с вами бытия. Это и есть искушение Люцифера. Он нас обманывает. Бесконечный теологический спор: что важнее любовь или свобода?

Вся правда в том, что по-настоящему свободным человек может стать, только полюбив. И наоборот. Истинная любовь доступна только свободным людям. Нет смысла в противопоставлениях.

Свобода Люцифера — это эгоизм, самость, равнодушие. Зачем нам учиться такой свободе? Свобода Люцифера — это театральная ширма.

О чем на самом деле эта история?.. О том, что мир (иначе говоря, сильные мира сего) лишают нас свободы. Нам вкладывают в голову, с помощью всякого рода «шлемов», что хорошо и что плохо, чего нам бояться, чему поклоняться, что ненавидеть и что… хотеть. И по правде говоря, у нас нет никакого выбора. Мы уже в колесе, бежим по кругу, бедные хомячки за своим хомячным «кормом». Любовь?.. Да какая любовь – у нас тут стремления!

Мы мечемся в потемках своей души, мы запрограммированы на преследование конкретных земных целей. Власть-деньги-секс, секс-деньги-власть… Основные человеческие ценности, неразрывно связанные между собой. Часто, оправдывая себя, мы приписываем свои личные неприглядности некому существу, искушающему нас извне. Но Люцифер гнездится в нашей душе! Мы питаем своего личного дьявола, неосознанно подчиняясь воле «массового сознания».

Что делать?.. В этом мире все от А до Я предопределено. Хрупкая возлюбленная, неземная красота и совершенство становится курносой курицей, нимфоманкой-изменницей — потому что изнанка человеческой души так распорядилась.

Настенька Маши Марковских изначально показана эротически притягательной и не сильно обремененной заботами, мы понимаем, что эта девушка — далеко пойдет. Тихий ботаник Сидоров Ивана Карманова иногда позволяет себе слишком уж темпераментные реплики, давая нам понять, кто водится в его омуте.

Герои спектакля – «без стержня», ни холодны, ни горячи – именно поэтому рядом с ними хозяйничают-извиваются «бесы» — Катерина Филимонова и Артур Шестаков. О, они очень хороши в своей прямолинейности, они убедительны. Именно их мы видим ежедневно в «ящике» ТВ, в глянцевых журналах. Бесячая реклама успешной жизни навязла в ушах, она отпечаталась в извилинах мозга. Она же нас бесит, реклама. Не правда ли?.. Она нас бесит, но нам уже кажется, что рекламные слоганы — это квинтэссенция наших собственных размышлений!

И все же… фокус в том, что в нас самих есть альтернатива «массовому сознанию». Тот самый выбор.

Мы можем заглянуть в себя, спросить себя: чего именно мы хотим. Что делает нас счастливыми, независимо от косых взглядов соплеменников? Когда именно мы получаем особенное удовольствие от жизни?

Рано или поздно мы найдем ответы на эти вопросы.

Не исключено, что кому-то из нас большего всего на свете нужны составляющее «формулы успеха». Секс. Деньги. Власть. Кто-то обнаружит себя на дне выгребной ямы. И это без всякой метафоричности. Мы можем отыскать себя где угодно.

Добро и зло — только поворот головы. Главное — понять, что мы — это именно мы. Наши желания — это именно наши желания. Какие бы они ни были. И вот когда мы это поймем, мы поймем и то, что встали на свой путь. Что мы начали дорогу любви — к себе. Она может быть очень долгой, эта дорога. Но рано или поздно она приведет нас к Свету.

P.S. Как водится у моралистов… Настоятельно рекомендуем спектакль к просмотру самой широкой аудитории! Каждый найдет здесь свое зеркало.

Заинтересовало? Больше творчества Сергея Мавроди на сайте!

О спектакле

Автор идеи — Игорь Сёмин

Режиссёр — Анна Сенникова

Звукооператор — Дмитрий Муканов

Оператор — Владимир Захаров

В ролях: Игорь Журавлёв, Иван Карманов, Маша Марковских, Катерина Филимонова, Артур Шестаков

Возрастное ограничение: спектакль не для детей.

Продолжительность спектакля: 90 минут.

Добавить комментарий