Арт-журнал «Солнечный город Люстгальм», интервью с творцами и мастерами. 18+

Интервью

Осенняя Женщина — тонкий и ясный псевдоним для поэта, с точностью и красочностью передающего чувство любви, красоты и гармонии. Это дано не каждому... поэту...

Персона

Осенняя ЖенщинаОсенняя Женщина

Поэт

Считаю себя романтиком, люблю яркие краски осени, нежность первых весенних листочков, свежесть летнего ветерка, манящее влечение звёзд, загадочное лунное сияние, треск костра…

группа в контакте

art

Фото © Александр Козьмин

Писатель может жить жизнью персонажей, а поэт всегда живёт своей. Поэтому большинство стихотворений в литературе от первого лица.

— Краткая биографическая справка?.. Где Вы родились, учились, кто по образованию, чем занимаетесь? Как и когда начали писать стихи?

— Помните, «все мы родом из детства»? Совсем неважно, где человек родился, точка на карте не имеет значения, даже то, кем он стал, не играет большой роли, важно только то, каким он стал к настоящему моменту: добрым, хорошим или наоборот; чему он научился и к чему стремится.

Моя работа совсем не связана с литературой, поэтому явилось чудом на склоне лет способность писать прозу и стихи. Рада, что сложилось именно так и именно сейчас.

— Лидия, Ваш псевдоним — «Осенняя Женщина». На что он указывает кроме возраста? В этом есть настроение? И какая она, Осенняя Женщина?

— Сыграло роль то, что родилась осенью, вступила в осеннюю пору жизни, да и просто люблю осень. Но всё же, всё же... Скорее, это состояние, настроение. Мне посчастливилось познакомиться с творчеством поэта, писателя, члена Союза писателей России Татьяны Леухиной. Представьте мой восторг, когда прочитала её стихи «Осенняя женщина»! Вряд ли можно сказать лучше, чем это сделала она.

Я себе придумала чудачество:
После сорока забыть про годы.
Это ли не благостное качество —
Научиться забывать невзгоды,

Отменять разлуки и прощания,
Вечера тоски и дни без солнца,
Помнить лишь минуты ожидания,
Утра свет, струящийся в оконце?

Не хочу исканий и сомнений!
Пусть бросают вслед косые взгляды!
Я проснулась женщиной осенней,
Нарядилась в яркие наряды,

Напрокат взяла листву звенящую,
К шляпке — вуалетку из тумана...
И пошла походкою летящею,
Зачерпнув осеннего дурмана.

Я осеннею женщиной стала.
В листопадной несусь круговерти.
Я от жизни совсем не устала,
Ну, ничуть не устала, поверьте.

Я осеннею женщиной стала,
И за это хвалю свою долю.
Хоть во времени я заплутала,
Зато счастьем насытилась вволю.

— Почему выбрали для своего творчества размер белого стиха? И можно ли тексты без ритма и рифмы называть стихом? Пусть даже и лирические...

— Скорее, это белые стихи выбрали меня, потому что пишу свои произведения по вдохновению. Начинала писать прозу малой формы: миниатюры, эссе. Потом читатели стали замечать, что строки стали певучими и приобрели стихотворную форму. Все давали свои определения: стихотворения в прозе, белые стихи, вольные, свободные. Как оказалось, между вышеназванными стихотворными жанрами нет чётких границ. Нередко вижу полемики, можно ли тексты без рифмы и ритма называть стихом. Заметьте, без рифмы можно обойтись, но не без ритма, потому что основа поэзии — внутренний ритм.

На свете много стихотворений, написанных по всем канонам стихосложения. Как обтекает вода красивые и округлые речные гальки, так и некоторые вычурные правильные строки не задерживаются в душе. А есть стихи, выбивающиеся из общего ряда, которые позволяют выстроить сюжет, вставить диалоги, придающие живость, динамику произведению. Они напитывают читателя энергетикой и своими неровностями цепляют душу. Понимаю, что многие не приемлют стихотворения без рифмы. Ну и что?! Белые стихи имеют право на существование, они ведут свою историю уже несколько веков.

Белые стихи, как белые ночи, редкое и прекрасное явление.

— Что движет Вами при написании следующего стиха? Планируете ли Вы заранее все действие стиха или это происходит само собой, так сказать, по наитию?

— Вдохновение — вольная птица. Никогда не знаю, что напишу в следующий раз: прозу или стихотворение. И что явится отправной точкой. Тем интереснее для меня.

— Бывали ли в Вашей жизни тяжелые или радостные события, после которых тут же рождалось новое стихотворение?

— Писатель может жить жизнью персонажей, а поэт всегда живёт своей. Поэтому большинство стихотворений в литературе от первого лица. Когда каждая строка прожита сполна, тогда и строки будут искренними.

— Отслеживаете ли Вы современных поэтов и кто из поэтов-классиков оказал на Вас наибольшее влияние? Кто для Вас является учителем в поэзии? Стихи какого современного автора Вас особенно впечатляют?

— Мой учебник — самоучитель, ибо придерживаюсь девиза «научить — нельзя, научиться — можно». С юности обожаю лирические стихотворения, прочитала многих авторов, чьи-то слова пропустила мимо, чьи-то произведения навсегда остались со мной. Вот уже более тридцати пяти лет моё сердце отдано поэзии Вероники Тушновой... И особо хотела бы отметить строки Андрея Дементьева «Никогда ни о чем не жалейте»:

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство...
Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте.
Но еще гениальнее слушали вы.

— Расскажите, пожалуйста, где Вы публикуетесь, чтобы наш читатель смог поближе познакомиться с Вашим творчеством?

— Найти произведения можно в литературно-художественных журналах «Три желания» (Рязань), «Невский альманах» (Санкт-Петербург), «Зеленая среда» (Санкт-Петербург), «Чешская звезда» (Прага), в газетах «Интер» (Волгоградская область), «Вести» (Ленинградская область). Все произведения публикую на литературном портале Проза.ру и в своей группе в контакте.

— А где Вы выступаете со своими стихами, где чаще всего Вас можно увидеть и услышать?

— Услышать стихи в авторском исполнении можно на выступлениях в литературной гостиной «Вдохновение» при муниципальном образовании «Академическое» (центральная библиотека им. В. Г. Белинского Калининского района); в литературном клубе «В гостях у Власты» в Доме писателей; в клубе юмора и сатиры «Музы и конфузы» в редакции журнала «Невский альманах»; на поэтических вечерах «Зеленая среда» в Книжной лавке писателей на Невском проспекте или же в Буквоеде на Лиговском проспекте, д.10. Принимала участие в литературных фестивалях «Служу тебе, Отечество моё!» (2013) и «Eлагин остров — цветок в петлице Петербурга»(2014). Всегда приятно посещать литературные мероприятия и послушать других авторов.

— Вы часто выступаете на фестивалях и поэтических вечерах. Как чувствуете себя на сцене? Боритесь ли с волнением и как?

— Страх публичного выступления, по мнению учёных, стоит на втором месте в рейтинге страхов человека после страха высоты. Первое же мое выступление (благо оно было в узком кругу литераторов) показало, что так оно и есть. У меня был выбор: или научусь выступать, или придётся только писать. Пошла по пути наибольшего сопротивления. Закончила курсы риторики. По опыту скажу, помогает избавиться от волнения только активная практика. И стараюсь помнить, «как ты смотришь на мир, так и мир смотрит на тебя».

— Как попасть любителям поэзии на поэтические вечера и литературные фестивали: послушать и прикоснуться к прекрасному?

— В нашем городе живут удивительные люди, неравнодушные к красоте, любящие и ценящие поэтическое Слово. С огромным удовольствием бываю и на фестивалях, и на вечерах. Попасть на них помогает всемогущий Интернет: есть группы, сообщества, объявления, приглашения. И каждый раз открываю для себя новых интересных авторов. И вход на литературные мероприятия, как правило, свободный. «Дорогу осилит идущий».

— Есть масса манер чтения стихов со сцены. Какая присуща вам? Приемлете ли актёрскую подачу стихов?

— Вы правы, манер чтения много. Мне присуща спокойная, с паузами и интонациями. Огранка музыки — аранжировка, так и в чтении... Интонации — красивая аранжировка произведений. К актёрской подаче отношусь «скорее нет, чем да», отвлекает от содержания.

— Насколько мне известно, у Вас уже вышли два сборника поэзии и прозы. Расскажите, пожалуйста, о них.

— В сборники вошли все миниатюры и стихотворения, начиная с самого первого. С высоты сегодняшнего дня вижу, что некоторые произведения, возможно, были не столь совершенными в смысле мастерства, робкими, как пунктирные линии, но ничего не стала менять. Когда пытаешься по прошествии что-то добавлять или убавлять, выхолащивается душа произведения, поэтому оставила всё как есть.

— Ваши пожелания человечеству!

— Что наша планета, что жизнь — они такие хрупкие... Давайте ценить и беречь то, что нам досталось!

Понравилось? Читай стихи!
  • Антон Соя: я — за сказку!

    Антон Соя: я — за сказку!

    Король русского галлюциногенного реализма, писатель Антона Соя рассказывает о двух изданных сказках. Одна — для взрослых, вторая — для детей. Осталось только разобраться, кто из нас кто. Хотя?.. Сказкам все возрасты покорны! Read More
  • Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Актриса, чье появление на сцене обеспечивает невообразимую игру контрастов, увлечение зрителя в коридоры смыслов и идей. Людмила Погорелова — ведущая актриса Театра Романа Виктюка и женщина, вдохновляющая и преображающая мир своей неповторимостью. Read More
  • Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Единственный в своем роде творческий тандем дизайнера Alex Theatre_No и фотографа Раисы (Чешшш) Канаревой, не устает удивлять… Следя за их совместной работой, несложно предположить, что гармония творческих отношений существует! Read More
  • Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Интервью с Вадимом Курылевым, лидером группы «Электрические Партизаны». Вадим Курылёв развеивает стереотипы об анархистах, рассказывает о взаимопомощи, борьбе против массовой культуры. Read More
  • Рок Янки Дягилевой

    Рок Янки Дягилевой

    Скажешь просто — Янка, и всё ясно, не нужно ничего больше добавлять, и так понятно о ком идёт речь. Объяснять, кто она, тем, кто слышал её песни, не нужно, тем, кто не слышал, бесполезно. В этом году ей исполнилось бы 47 лет. Так и хочется добавить — всего-навсего 47 лет! Read More
  • Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Бард-рок музыкант Кошка Сашка, песни которой приписывают то Янке Дягилевой, то народу, утверждает что в современном искусстве здоровая конкуренция, делится планами турне по России и рассказывает как собрать стадион. Read More
  • Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Художник Юлия Виданова считает, что творческие соревнования — вещь субъективная, она видит богатство полутонов в тёмной палитре и говорит, что в современном веке не хватает остановки для созерцания. Read More
  • Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин рассказывает о работе над спектаклем «Несравненная», о своём превращении в Флоренс Фостер Дженкинс и мечтает построить гиперболоид инженера Бозина, топливом для которого называет энергию молодости. Read More