Десять лет назад поэт Ольга Виор ушла с работы ювелира на вольные хлеба поэзии. Что она называет «богемой»? Может ли авторская песня достичь глубины народной песни? И куда привела мечта маленькой девочки написать песню Пугачёвой?
Богема для меня — это люди чувствующие, создающие своими эмоциями и талантом тонкие материи. Способ выражения не важен. Творцы, для которых искусство важнее быта.
— Ольга, у вас юбилейный год, уже десять лет как вы ушли от профессии ювелира в творчество. Как вы оцениваете или ощущаете этот путь? Какой вы были в начале этой истории и какая вы теперь?
— Я рада, что прислушалась к своему сердцу и сделала правильный выбор. Я была наемным работником на крупном ювелирном предприятии. Хороший соц. пакет, достойная оплата, но перспективы роста никакой. Так и просидела бы до пенсии за верстаком. А теперь я занимаюсь любимым делом, мои песни поют ведущие артисты России, они участвовали во всех крупных музыкальных фестивалях, а главное — их знают и любят люди. За эти десять лет я написала пять поэтических книг, больше пятисот песен, детский мюзикл и стала членом Союза писателей России.
— Совместно с композитором Петром Малаховским и актрисой Екатериной Шимилевой вы записали пластинку «Богема»… Как был придуман этот проект? Что, с вашей точки зрения, включает в себя понятие «Богема»?
— Начну со второй части вопроса. Богема для меня — это люди чувствующие, создающие своими эмоциями и талантом тонкие материи. Способ выражения не важен. Творцы, для которых искусство важнее быта. Вокруг меня очень много таких людей, и я тоже отношу себя к этой категории. У меня есть стихотворение, давшее название альбому, прочитайте, или послушайте его, и вы всё поймёте.
Идея мелодекламации зрела давно, но я не могла найти подходящую своим стихам музыку, искала долго, пробовала соединять их с классической музыкой, с гитарой, фортепиано… Все было не то. В начале 2013 года я стала сотрудничать с известным композитором, рок-музыкантом Петром Малаховским и поняла, что этот удивительный человек-оркестр может извлечь звук из чего угодно, он совершенно свободно играет на всех инструментах. Это было именно то, что я искала. Примерно также я выбирала исполнителя стихов. Я обращалась к трем прекрасным дамам — Светлане Крючковой, Алисе Фрейдлих и Кате Шимилевой.
Катя — режиссер спектакля «Свободная пара», главную роль в котором играет Елена Ваенга, с которой мы сотрудничаем уже много лет. Увидев Катю Шимилеву в эпизодической, но очень яркой роли в спектакле, я поняла, что мы обязательно должны сделать что-то вместе! И не ошиблась! Катя прибавила стихам свой шикарный тембр голоса, свой актерский шарм и сыграла каждое произведение как маленький спектакль. Работа над альбомом доставила всем нам огромное удовольствие.
— Звучащие в нем ноты позапрошлого века откликаются в богеме современного мира?
— Под каждое стихотворение прямо в студии сочинялась музыка, подходящая по темпу, настроению, структуре текста. Вероятно, отголоски прошлых веков были нужны для усиления художественного эффекта. Если я понимаю, речь идет о стихотворении «Роден», а в произведениях о городе явно слышатся современные электронные, индустриальные темы. В этом уникальность каждой из двадцати восьми композиций. В результате получилась очень живая пластинка.
— Как давно вы участник фольклорного ансамбля «Тридевятое царство»? Сейчас вы продолжаете петь народные песни и выступать?
— Шесть лет назад судьба подарила мне встречу с удивительной женщиной Светланой Смирновой, руководителем ансамбля «Тридевятое царство». Она сумела передать мне любовь к народной культуре, и с тех пор мы поем вместе. Недавно вернулись с международного славянского фольклорного фестиваля, из Болгарии.
— Эстрадные песни, автором которых вы являетесь и фольклорные песни, которые исполняете, кардинально отличаются или похожи? В чем их главное различие и главная близость?
— Мы исполняем календарные песни некоторых областей России. В основном это север. Если говорить о текстах, которые я пишу в народном стиле, то их не так уж много. Могу отнести к ним «Лебедь белую» в исполнении Юлии Михальчик, «Кочевницу-осень» и «Домой» в исполнении Алены Петровской, есть еще несколько готовых песен для мужского и для женского вокала, они пока свободны, ждут своего исполнителя. Обращайтесь!
…авторской песне никогда не достичь той глубинности, которую веками слой за слоем создавал народ.
Если говорить о близости к народной песне, то я как носитель языковой культуры, несомненно, чувствую связь с ней и черпаю вдохновение и силы в народной традиции. Ну, а различие в том, что авторской песне никогда не достичь той глубинности, которую веками слой за слоем создавал народ. Но можно брать какие-то обороты, лексические приемы и обогащать тем самым песню современную.
— Современный фолк с бесконечным смешением стилей, арт-фолк, фолк-рок, и прочее… Какие чувства у вас вызывает это многообразие? Писать песни для подобных коллективов пробовали?
— Я люблю эксперименты, ведь именно так создаются новые стили, направления и жанры. В 2008 году мы с композитором Сергеем Аристовым написали альбом «Танцы на углях» в стиле симфо-рок для Ларисы Лусты. Альбом был записан в Финляндии, а позже вышел еще раз в англоязычной версии.
— Ваша фраза: «В шоу-бизнесе сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя». — Как работать на имя? Какие действия входят в этот процесс?
— Можно, конечно, сделать что-то выдающееся и потом всю жизнь почивать на лаврах, но ведь это безумно скучно. Поэтому я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю искать интересные творческие альянсы. В конце 2012 года мы написали совместную песню со Светланой Сургановой, я горжусь этой работой и очень жду ее выхода на широкую аудиторию. Что касается работы на имя, мне ничего не пришлось для этого делать. Первая же написанная мной песня «До свидания, Питер» в исполнении Юлии Михальчик принесла мне «Золотой граммофон». Это просто судьба.
— После первого большого успеха — «Лебедь белая», было сложно двигаться дальше или нет?
— Трудности были, конечно. Материальные, в том числе. Я ведь ушла с работы сразу, как только купили первый текст. «Лебедь белую» писала на своем же заявлении об уходе, на обратной стороне листа. Я уволилась в мае и уехала с ребенком на съемную дачу писать стихи, осенью вернулась с рукописью первой книги.
— Вы скорпион… Идаже книжку скорпионьей поэзии издали! Чем же так интересен этот знак зодиака?
— Для меня это не просто знак зодиака, это характер, это основная линия всех моих поступков. Все самые сильные личности в моем окружении — скорпионы и овны. Скорпион очень творческий, сексуальный и жадный до жизни знак, а на любовь и дружбу напротив очень щедрый. Сложно объяснить, но если вы полюбите скорпиона, то все поймете сами! Подробнее в моем стихотворении «Скорпион».
— Из вашего интервью: «Еще в раннем возрасте я написала песню Алле Пугачевой, ходила и всем говорила, что я написала для нее песню» — то есть корни вашей нынешней профессии глубоки. Как вошла поэзия в жизнь, кто привил?
Я думаю, что все дети знают свою судьбу, а потом взрослые люди навязывают им свои стереотипы, и они ее забывают. А я вспомнила!
— Удивительно, но это действительно так! Я думаю, что все дети знают свою судьбу, а потом взрослые люди навязывают им свои стереотипы, и они ее забывают. А я вспомнила! Стихи читали с бабушкой, очень много. Иногда вместо сказки она рассказывала либретто из оперы Верди или Чайковского. А с четырех лет я уже сама стала читать.
— Ваши песни поют тысячи людей, но вы и сами устраиваете концерты… Расскажите, какие они.
Я устраиваю творческие вечера, читаю новые стихи. Это происходит очень часто на разных площадках. Меня можно увидеть в клубах, школах и библиотеках, приходилось читать воспитанникам колонии и сотрудникам хосписа. Читаю везде, куда зовут, это очень важно, что поэзия нужна людям. Раз в год, обычно осенью, ко дню рождения я делаю несколько больших концертов, куда приглашаю артистов, и тогда звучат не только мои стихи, но и песни. Обязательно чем-то балую зрителей — новой книгой, премьерой песни.
— Когда же можно услышать и увидеть вас в ближайшее время? И что приготовлено зрителям?
— Традиционный концерт в день рождения пройдёт второго ноября, начало ровно в четыре часа, на сцене КДЦ «Галактика», адрес: ул. Руставели, д. 12. И по мере выпуска будет презентация моей новой книги. Следите за анонсами. Сюрпризы будут, обещаю!)
— Ваши пожелания Человечеству!
— Умейте расставлять приоритеты! Пусть на первом месте в вашей жизни будет то, что делает вас неповторимым! Тогда и жизнь и работа будет в радость! Любите друг друга!
Ещё стихов? Подписывайся на страницу поэта в Контакте!
Ольга Виор
Поэт-песенник
Родилась и живу в Санкт-Петербурге. Работала ювелиром на различных предприятиях Санкт-Петербурга около двадцати лет. В 2004 г. первый раз написала стихи на музыку профессионального композитора, и через несколько месяцев эта песня получила «Золотой граммофон». В том же 2004 году уволилась с работы и ушла в творчество.
Автор многих известных эстрадных песен (более 500 на 2012 г). Среди исполнителей: Ирина Аллегрова, Юлия Михальчик, Елена Ваенга, Зара, Лариса Луста, Афина, Ирина Ортман, Наталья Подольская и многие другие.
В 2009 Ольга Виор внесена в Швейцарскую энциклопедию успешных людей «Кто есть кто в России». Автор и ведущая программы «Личность» на радио «Петербург» (с 2005 г.) Автор и ведущая проекта «Арт-пикник с Ольгой Виор и Екатериной Асмус» (2010-2012 гг.)
Если вы хотите приобрести книги Ольги Виор, заказать у нее текст песни, пригласить с выступлением на свою площадку, и по всем другим вопросам — просьба обращаться к ее директору Светлане.