В 190-летие Достоевского кто о чем, а мне интересен вопрос сублимации.
И мы все, Карамазовы, такие же, и в тебе, ангеле, это насекомое живет и в крови твоей бури родит. Это – бури, потому что сладострастье буря, больше бури!
Именно она стержень любого творчества. Творчество — это выплескивание внутреннего содержания, переработанных впечатлений внешней жизни. Почему в произведениях классика столько персонажей, одержимых сексом?
Сублимация стержень любого творчества. Творчество — это выплескивание внутреннего содержания, переработанных впечатлений внешней жизни. Почему в произведениях классика столько персонажей, одержимых сексом? Причем, о них говорится не походя. Они занимают важную роль в повествовании.
Так понятно почему — сам был охоч! — вопиют одни и ставят на Достоевском жирный крест. Недавно один знакомый шизофреник, лечащийся в закрытом учреждении, поведал, что обитатели оного, пыташиеся прочесть «Идиота», бросали, не дочитав и до половины. «А я прочитал и понял, что там полная шизофрения!» — таково было его заключение.
Другая читающая публика поднимает Достоевского на высокий пъедестал, в основании которого евангелие. Это стало характерным почти для всех российских достоевскведов — у них христианские идеи на первом месте.
Другая читающая публика поднимает Достоевского на высокий пъедестал, в основании которого евангелие. Это стало характерным почти для всех российских достоевскведов — у них христианские идеи на первом месте.
Т. Касаткина в проекте «ACADEMIA» по телеканалу «Культура», разбирая главу «Бесенок» из одиннадцатой книги «Братьев Карамазовых», обратила внимание на признание Лизы Хохлаковой по поводу прочитанной ею истории о распятом неким жидом четырехлетнем мальчике — «я иногда думаю, что это я сама распяла».
Так и мы, утверждает литературовед, распинаем Христа вновь и вновь, обращаясь к нему, уже распятому, с разными просьбами: «Мы смотрим на распятие, на котором страдающий повис, и при этом просим о своем, как будто смотрим на него и пьем ананасный компот — как в своей фантазии Лиза». В этом-то мы все и виновны — вердикт ученой дамы.
Если посмотреть на проблему футурологически, то, по всей видимости, в будущем с потерей популярности культа страдания уменьшится и количество обращений к убийственному фетишу. Уже сейчас люди большей частью склонны к жизнелюбию, но никак не к страданию.
Известно, что излюбленным художественным образом Достоевского был разлагающийся мертвый Христос с картины Ганса Гольбейна. Не правда ли, странно? По литературоведческим канонам адепт христианства, а вон чем любуется! В уже упоминавшейся «ACADEMIA» лектор В. Захаров старательно пытался реабилитировать в глазах аудитории приверженность писателя подобному образу.
Он на полном серьезе доказывал, что метвец изображен так, что, кажется, вот-вот воскреснет. И волосы-то у него упрямо ниспадают, как будто сейчас встряхнет головой. И палец руки уперт как бы в новую точку опоры. По этим признакам, мол, и Достоевский видел в картине не гибель, а возрождение христианства. И всем творчеством утверждал его непобедимую сущность.
Но непобедимой в конечном итоге оказывается натура человека, которому хочется «по своей глупой воле пожить». Из хода развития истории мы знаем, что именно религиозные догмы породили многие проблемы в повседневной жизни. И проблему плоти тоже. А ведь чем больше умалять плоть, тем сильнее она заявит о своем существовании.
Бури, которые порождает плоть в ответ на усмирение — важнейший элемент в художественных констукциях Достоевского.
Бури, которые порождает плоть в ответ на усмирение — важнейший элемент в художественных констукциях Достоевского. Дмитрий Карамазов бросает аскету Алеше: «И мы все, Карамазовы, такие же, и в тебе, ангеле, это насекомое живет и в крови твоей бури родит. Это – бури, потому что сладострастье буря, больше бури!»
В приведенном выше отрывке («Бесенок») героиня долго говорит с Алешей Карамазовым о разных разностях, затягивая время, потому что ей неловко огласить цель вызова к себе молодого человека — передать записку к его старшему брату Ивану.
Позже адресат прореагирует: «шестнадцати лет еще нет, и уж предлагается!». Попросту в несовершеннолетней жгуче разыгралось либидо. Так жгуче, что она готова и «дом сжечь», и «себя убить». Соблазн человеческого сердца (особенно — влюбленного сердца) сладострастием — одна из главных проблем, мучающая героев Достоевского.
Был ли он сам мучим подобным образом? Нужно смотреть на факты биографии. Судя по истории необузданной страсти к Полине Сусловой — да. История же его последней любви — к Анне Сниткиной показывает, что он, в конце концов, нашел тихую гавань и больше не хотел бурь. Бури сублимировались в цикл пятикнижия — почти все большие романы были написаны при участии жены-стенографистки. Она же отвадила его от патологической зависимости от рулетки.
Кстати, в недавнем сериале В.Хотиненко, при всех длиннотах и телештампах, сделал хоть какую-то попытку показать писателя в страсти. Попытка, естественно, вызвала шквал нападок «академистов». Очевидно, они посчитали, что Федор Михайлович не мог так яростно, как это делает Е.Миронов, хватать возлюбленную за груди.
Сейчас в литературоведческих кругах идет спор об отношениях молодого Достоевского и петрашевца Николая Спешнева. Борис Парамонов, опираясь на выводы Фрейда о латентной гомосексуальности русского писателя, усматривает в этих отношениях признаки однополой любви. Неслучайно впоследствие красавец Спешнев стал прообразом демонического Николая Ставрогина в «Бесах», в которго поголовно влюблены и женщины, и мужчины. Ставрогиным Достоевский пытался изжить в себе «грехи» юности, утверждает исследователь.
Киностудия ALP-films снимает фантазию по мотивам Достоевского, где действие перенесено в современность.
Безусловно, в романах Достоевского проскальзывают гомоэротические мотивы, и об этом надо открыто говорить. Присутствует бисексуальность мужская и женская. Есть и такие натуры, «в которых малейший проблеск страстного полового чувства вызываете краску на их лице. Если в них пробуждается нежное чувство, оно принимает характер бесполый, характер родственной или сострадательной привязанности» (В.Переверзев).
Достоевский гениально отразил социальные метаморфозы, вызванные глобальной капитализацией общества, кризис старых идеологий и радикализм зарождающихся. Но он так же не мог не почувствовать, что эти процессы влияют и на половое поведение человека. А свой идеал общества Достоевский выразил так: «Я хочу не такого общества, где бы я не мог делать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам».
Проект «ACADEMIA», спецкурс лекций о творчестве Достоевского
Биографический сериал «Достоевский»