Единственный в своем роде творческий тандем дизайнера Alex Theatre_No и фотографа Раисы (Чешшш) Канаревой, что называется, не устает удивлять сердца и радовать глаза разнообразием проектов и удивительной, проверенной временем, сплоченностью. Что же это за магия?.. Следя за их совместной работой, несложно предположить, что гармония творческих отношений существует!
Отношение к творческому труду — своеобразный индикатор уровня развития общества. В той же степени, кстати, что и толерантность.
— Считается, что только острые ощущения делают жизнь интересной. Согласны? Расскажите о том, что «обостряет» вашу жизнь.
Alex Theatre_No: Если считается, то, может быть, не без оснований… Во всяком случае, есть точка зрения, что художник, или, скажем менее претенциозно, творческий человек, обитает на грани между мирами. Варианты разные: обыденный мир и мир фантазий, реальный мир — мир тонкий, магический; или даже так — этот мир и потусторонний.
Раиса (Чешшш) Канарева: Каждый развлекается как может: кто-то прыгает с тарзанки в поисках адреналинового скачка, кто-то уезжает в тундру, кто-то ищет новых эмоций в творчестве. Это непередаваемые ощущения, когда по настоящему, по честному чем-то увлечен. Вот так — по самые уши, с головой. Порой даже спать невозможно, так все волнительно.
…острые ощущения — это что-то однозначное — жизнь на грани, чувства «на разрыв», существование в стиле «русская рулетка». И не все на это способны. С моей точки зрения художник все-таки должен быть способен. Во всяком случае, было бы неправильно, если бы то, что я пишу, например, было бы чистой фантазией и вымыслом.
Alex Theatre_No: Да, необходимо разобраться, что подразумевается под «острыми ощущениями». Ведь для большинства людей прокатиться на высокой скорости, сделать яркий визаж, проколоть пупок, сказать кому-то «нет» — это адреналин, а кто-то склонен называть вещи своими именами, для него острые ощущения — это что-то однозначное — жизнь на грани, чувства «на разрыв», существование в стиле «русская рулетка». И не все на это способны. С моей точки зрения художник все-таки должен быть способен. Во всяком случае, было бы неправильно, если бы то, что я пишу, например, было бы чистой фантазией и вымыслом. Это было бы нечестно. В общем, о моих «острых» вещах можно прочесть в моих текстах.
— Что вами движет, по большому счету: чувства и эмоции или разум и здоровый расчет? Совместимые ли это понятия, могут ли они сосуществовать в гармонии?
Раиса (Чешшш) Канарева: Если поддаваться одним лишь эмоциям, это может завести в неправильную сторону, ровно как и действия только лишь «по расчету». Мне кажется, что не только для творческой единицы очень важно уметь сочетать эти качества таким образом, чтобы была соблюдена «золотая середина», но и для любого разумного человека.
Alex Theatre_No: Творческий акт — вещь магическая, здесь на первом месте не столько даже чувства, сколько эссенция, извлеченная из пережитых чувств, опыта, ощущений, впечатлений. А вот то, что ему предшествует и последует — постановка задачи, использование работ в будущем, их выход в мир и дальнейшее существование, — тут не обойтись без здравого смысла и планирования. Впрочем, даже для успешной реализации самого творческого акта тоже не помешают некоторые вещи, идущие «от ума» — воля, терпение, опыт и так далее. Таким образом, все отлично совместимо и очень тесно связанно между собой.
— Что такое гармония? Достижима ли она?
Раиса (Чешшш) Канарева: Для творческого человека это сложно, мне кажется. Ибо если кто-то доволен собой стопроцентно — он стоит на месте. Именно неудовлетворенность двигает вперед. Желание достичь большего. Пока человек напряжен, деятелен — он идет вперед, не останавливаясь на том, что есть.
Думаю, что стремление к гармонии присуще человеку, но получение желаемого менее значимо, чем сам процесс.
Alex Theatre_No: Существуют понятия, имеющие прямое отношение к гармонии: законы композиции, сочетания цветов, пропорции. В то же время, отлично известно, что даже эти законы существуют для того, чтобы их нарушать. Подтверждение — огромное число признанных шедевров, идущих вразрез с этими закономерностями. По сути «гармония» — понятие довольно субъективное, подверженное не только влиянию эпохи и географической широты, но даже личностному взгляду и дай Бог, это будет взгляд человека образованного, развитого и обладающего вкусом.
В целом, о гармонии и красоте, как ее визуальном воплощении, хорошо написал Моэм: «Неужели, по-твоему, красота, самое драгоценное, что есть в мире, валяется, как камень на берегу, который может поднять любой прохожий? Красота — это то удивительное и недоступное, что художник в тяжких душевных муках творит из хаоса мироздания. И когда она уже создана, не всякому дано ее узнать».
— Ваше сотрудничество/партнерство кажется очень гармоничным… Как все начиналось?
Обычно считается, что «гармония» это такая тишина, полное единодушие и прочее благолепие. А ведь для творческой работы это крайне вредно. Конечно, в целом созвучное направление мысли, общая эстетическая платформа — важны. Но если нет разных точек зрения, взглядов, поиска и сопряженных с этим дискуссий, размышлений и споров, то нет и развития. Поэтому творческое взаимодействие обязательно включает в себя такие моменты.
Alex Theatre_No: Неплохо, если складывается такое впечатление. Полагаю, что и в данном случае понятие гармонии стоит рассматривать, как субъективное. Обычно считается, и на мой взгляд ошибочно, что «гармония» это такая тишина, полное единодушие и прочее благолепие. А ведь для творческой работы это крайне вредно. Конечно, в целом созвучное направление мысли, общая эстетическая платформа — важны. Но если нет разных точек зрения, взглядов, поиска и сопряженных с этим дискуссий, размышлений и споров, то нет и развития. Поэтому творческое взаимодействие обязательно включает в себя такие моменты. Это, так сказать, элемент гармонии.
Раиса (Чешшш) Канарева: А начиналось все в 2007 году с нескольких фото-сессий, было интересно работать вместе, постепенно общение стало более тесным, обсуждений и претворений обсуждений в действия больше.
Alex Theatre_No: Я думаю, что началось все далеко не со знакомства или первой съемки. В такие моменты явно никто не может планировать долгоиграющее сотрудничество. Все перешло в русло серьезного сотрудничества несколько позднее, особенно после организации арт-групы DTN, в процессе руководства ею и регулярной общей работы.
Раиса (Чешшш) Канарева: Когда в 2008 году Алекс создал проект DTN и предложил мне принять в нем участие, я с радостью согласилась. Это было очень увлекательно и продуктивно для меня как для фотографа. Со временем мы стали еще более тесно сотрудничать — на коммерческих и творческих фотосъемках, нас стали приглашать именно как творческий тандем. Работа в арт-группе тоже велась достаточно плотно и на сегодняшний день можно сказать, что мы работаем в достаточно бодром режиме.
— Ваша встреча — судьба? Ожившая мечта?
Раиса (Чешшш) Канарева: Когда в одном из ночных клубов я впервые увидела Алекса, мне показалось, что это какое-то видение. Он сказочный. Я так оробела, что единственное, на что меня хватило — сделать несколько кадров в репортажном режиме. Обстоятельства так удачно сложились, что спустя некоторое время, не без помощи его спутника в тот вечер, мы познакомились. Да, я мечтала о такой встрече. И если что-то очень сильно захотеть — это может осуществиться. Важно конкретизировать свои желания!
Alex Theatre_No: Безусловно, наше сотрудничество — очень важная и ценная для меня вещь. Но формулировки, включающие слова «судьба» и «мечта», в силу своего внутреннего склада, отношу к более личным областям жизни. Творчество тоже, конечно, имеет личные, даже интимные черты, тут много магии, но это другое, как уже говорилось выше, в этой области одними мечтаниями точно ничего не достичь. И мне представляется более конструктивным именно такой взгляд. Тем более «ожившая мечта» значит, что все уже достигнуто и завершено, стремиться некуда. А для нас это далеко не так. Мы развиваемся и впереди много целей.
— Из чего рождается ваша истина — из спора или взаимопонимания, взаимодополнения?
Раиса (Чешшш) Канарева: Случается, что и спорим тоже. Как же без этого? Было бы странно, работая вместе такое длительное время, не спорить. Истина рождается в обсуждении, в соизмеримом для обоих вкладе в общее дело, в уважении друг к другу.
Alex Theatre_No: «Истина» — все-таки понятие абсолютное, слишком масштабное. Но в локальных ситуациях, чем они и хороши, она более очевидна и достижима. Другое дело, что к творческому акту она прямого отношения не имеет: процесс творения не может быть истинным или ложным. А вот, то, что ему предшествует и последует, вполне может рождать обсуждения и бурные споры. И это нормально. Потому что всегда и во всем понимать друг друга невозможно, всегда есть что-то общее и что-то отличающееся, кто-то быстрее развивается в одном направлении, кто-то — в другом, кто-то лучше разбирается в одной области, кто-то — в другой.
Дискуссия и спор — это очень конструктивная форма диалога, так как ведет к улучшению взаимопонимания, прояснению ситуации и развитию. При этом одна из сторон взаимопонимания именно в осознании того, что многие вещи нужно озвучивать, не полагаясь на то, что и так вроде все ясно. Мелочей не бывает. «Взаимопонимание» — это не молчаливое согласие, а как раз проговаривание и уточнение деталей, даже когда вроде все согласны и в целом все понятно.
— В любом союзе один — ведущий, второй — ведомый. Что думаете об этом? Как дела обстоят в вашем случае?
Раиса (Чешшш) Канарева: Мне кажется, что Алекс — ведущий чаще, чем ведомый. Он больше придумывает, больше креативит. Мне кажется, что внутри него работает неиссякаемый творческий моторчик. Все перфомансы, все образы, дизайн одежды, макияж — его рук дело.
Я его очень уважаю и ценю не только за то, что он делает, но и за то, что благодаря ему мне тоже хочется тянуться вверх. Не то чтобы я совсем ленивая, нет… Просто рядом с Алексом очень сложно быть в спокойном расслабленном состоянии.
Alex Theatre_No: Как показал опыт, конструктивное творческое взаимодействие более возможно при условии, что у каждого своя область деятельности. В этом случае нет прямого соперничества или творческой ревности. Конечно, всякое возможно, но сейчас речь про людей адекватных и активных, когда партнеры не с пустыми руками приходят к сотрудничеству. Все люди разные, и по-моему, вполне нормально, что в ком-то может оказаться «200 грамм взрывчатки», а в ком-то — «полкило». Мне, например, постоянно нужно двигаться вперед, развиваться, осваивать новое, усовершенствовать старое. Движение это должно быть осмысленным, в правильную сторону.
— Что для вас самое ценное, самое важное в партнере? Чему научились, что приобрели?
Раиса (Чешшш) Канарева: Самое ценное в партнере это то, что он партнер! Это много. Реально много.
Alex Theatre_No: Очень важная вещь, которой, кстати нередко или не придают значения или, что вероятнее, просто не воспринимают именно под таким углом, это анализ успехов. Обычно люди концентрируются исключительно на неудачах. В то время, как не менее, если не более важно, рассмотреть достижения.
…одна из причин достижений — это взаимодействие с людьми, верящими в вас, помогающими настроиться на успех, чувствовать себя более уверенно, решиться сделать что-то, чего вы не делали раньше, учиться и пытаться.
И по зрелом размышлении, часто получается, что одна из причин достижений — это взаимодействие с людьми, верящими в вас, помогающими настроиться на успех, чувствовать себя более уверенно, решиться сделать что-то, чего вы не делали раньше, учиться и пытаться. Мне трудно переоценить ту поддержку, которая имеет место со стороны Чешшш в направлении моих «полукилограммов взрывчатки». И тут речь не только про моральную поддержку, но и про довольно практические вещи. Именно у Чешшш и с ее подачи я обучался фотографировать. И это ее заслуга, что из данной затеи получился результат.
Еще архиважный момент, что Чешшш — это компаньон, на которого можно положиться. Сейчас это очень важное качество. Мы с Чешшш с удивлением замечаем — и удивление это неприятное, — что многие люди проявляют какую-то поразительную безответственность, безалаберность, необязательность, моральною инфантильность. Поэтому очень важно, когда рядом ответственный партнер.
Со временем, по мере того, как мы срабатывались, мы лучше научились доносить свои замыслы, какие-то вещи перестали нуждаться в пояснении, а какие всегда и неизменно требуют его в силу своей специфики. Это тоже важное понимание. Будет правильно сказать, что мы стали лучше понимать сущность творческого и рабочего взаимодействия.
— Хорошо, что вы на разных плоскостях… Или творческая зависть все равно возможна?
Раиса (Чешшш) Канарева: Мы заняты каждый своим делом. Алекс разрабатывает концепции образов, придумывает перфомансы и показы, занимается дизайном одежды и аксессуаров — я не могу этому завидовать, я этим не занимаюсь. Мое дело — подбор моделей, организация и проведение фото-сессий, ретушь снимков. Что-то мы обсуждаем вместе, что-то — продумываем по отдельности. Творческая зависть возможна, например, между двумя дизайнерами или двумя фотографами, но у нас дело обстоит иначе. Мы работаем вместе и у каждого свое поле деятельности.
Alex Theatre_No: А вообще, это чувство может быть разным, смотря что преобладает: «творчество» или «зависть». Если творчество, то это чувство, по существу, конструктивное, способное давать хорошие плоды. То есть возникает и реализуется желание чему-то научиться, создать свое, сделать лучше и ярче, попытаться превзойти. Есть здоровый дух соперничества. Безусловно, он не может и не должен быть/стать основной мотивацией, такого допускать ни в коем случае нельзя. Но, на мой взгляд, порой такое чувство вполне уместно и полезно, в его основе — созидательный импульс. В какой-то период мне оно было не чуждо.
Другое дело, именно «зависть», когда в основе или ложная предпосылка «я тоже так могу» в виде копирования/повторения. Человек полностью дезориентирован, не понимает сущности творческого процесса: что «так могу» — это создать свое, а копирование — подтверждение того, что он как раз не может, запутался.
Другое дело, именно «зависть», когда в основе или ложная предпосылка «я тоже так могу» в виде копирования/повторения. Человек полностью дезориентирован, не понимает сущности творческого процесса: что «так могу» — это создать свое, а копирование — подтверждение того, что он как раз не может, запутался. Еще хуже, когда имеют место неадекватные и деструктивные действия, попытки отвлекать внимание людей, которые реально занимаются делом, приписывать себе результаты чужого/общего труда (особенно в случае соавторства, например) и прочие скверные дела.
Еще одно проявление — отрицание преемственности. Очень странное явление. В основе, видимо более или менее обоснованный страх, что объем «унаследованного» превысит собственные достижения, и все будет выглядеть скромнее, не так поражать воображение недавно присоединившихся наблюдателей. При этом люди не понимают, что такое сокрытие — очень дурной симптом, а отделение своего от чужого очень важно, так как помогает трезво оценить свои реальные достижения и быстрее, продуктивнее развиваться, наращивать свои творческие возможности. Мне доводилось наблюдать со стороны эти две отрицательные ипостаси, и зрелище это крайне отталкивающее, но, увы, встречающее в творческой среде чаще, чем хотелось бы.
— Ваши совместные проекты, стильные, необъяснимые, непредсказуемые — и не очень понятные «широкому потребителю»? Права ли я? Что думаете о своей «аудитории»?
Раиса (Чешшш) Канарева: Да, у нас не «попса». Наверно, мы вряд ли будем делать проекты, которые понравятся всем и каждому. Наша аудитория люди думающие, интересующиеся не только «хлебом насущным», люди, которым близка та эстетика, которую несут в себе образы создаваемые Алексом.
Alex Theatre_No: На самом деле, у нас много проектов и они чрезвычайно разные. Какие-то не только понятны, но и рассчитаны именно на широкого потребителя. Другие, более креативные работы, так же находят свое место, потому что никто не отменял областей жизни даже самых обычный людей, когда яркие образы необходимы и уместны (афиши, обложки музыкальных дисков, журналов, книг, party, шоу, праздники)
И, наконец, наиболее стилистически и технически сложные — творческие/имиджевые — рассчитаны на более просвещенного зрителя и потребителя, хорошо разбирающегося в вопросах моды, стиля и стилизации. Тем, кому это непонятно — есть повод развивать свой эстетический вкус, повышать эрудицию, работать над собой и, кстати, более внимательно/уважительно относиться к чужой, в том числе творческой работе. Все-таки отношение к творческому труду — своеобразный индикатор уровня развития общества (в той же степени, кстати, что и толерантность).
Хотел бы привлечь внимание к такому моменту: многие люди, как правило, весьма и весьма далекие от нашей области деятельности, практически в 99% из ста, смотрят на картинку и совершенно не понимают и даже не пытаются задуматься, сколько труда/усилий/времени средств на нее затрачено. А ведь даже прочтение подписей, которые обычно сопровождают те же публикации в журналах, могли бы им поведать, что эта работа требует очень большого труда и немало опытных специалистов (фотограф, визажист, стилист, дизайнер, модель, парикмахер, декораторы, ассистенты), нужна большая и компетентная команда.
Если эту работу выполняет небольшое число людей, то они и вовсе должны обладать очень большими знаниями и умениями. Некоторые костюмы/реквизит/декорации изготавливаются специально под определенную съемку. Только представьте: изделия, которые для большинства людей являются не всегда достижимым в реальности предметом роскоши (сейчас речь не о вкусовых предпочтениях, а о категории), используются для единственной съемки. Как и декорации, которые могут строиться несколько дней и как, надеюсь, все уже догадались, не из воздуха, а из материалов, которые нужно найти/закупить/доставить, а то и более того — изготовить.
Не меньше удивляют до крайности наивные суждения, что труд модели прост, легок и незамысловат. С таким же успехом можно сказать, что труд, скажем, балерины очень простой — ничего уметь не надо, маши красиво руками-ногами, — все приличные люди, «трудящиеся», могут пойти потанцевать только на досуге, а тут работа, подумаешь, сплошные пляски! Да еще всеобщее восхищение, красивая пачка/трико, атласные пуанты, слава и цветы корзинами! Глупое рассуждение, согласитесь?
Очень хочется, чтобы люди развивались, чтобы было больше умных, вдумчивых, просвещенных и благодарных зрителей, способных не только получить «быстрое удовольствие» от арт-объекта.
Очень хочется, чтобы люди развивались, чтобы было больше умных, вдумчивых, просвещенных и благодарных зрителей, способных не только получить «быстрое удовольствие» от арт-объекта.Такой подход — невежественный и жестокий — весьма деструктивен. По этой же причине часто люди не видят разницы между теми, кто создает и теми, кто не создает ничего. Если объяснять «на пальцах» — это все равно, что ставить знак равенства между призером-гонщиком и человеком, украдкой запечатлевшимся на фоне машины этого гонщика. И удивиться еще — ведь на обеих картинках человек и машина, в чем разница?!
— Потрясающий ответ, Алекс! А над чем вы сейчас работаете? Новый проект?
Раиса (Чешшш) Канарева: Не хочется что то анонсировать заранее, но работа ведется, и достаточно плотно)
Alex Theatre_No: Пожалуй, не бывает такой ситуации, чтоб мы над чем-то не работали! Существуют творческие проекты, как правило создаваемые «прицельно» под публикации, выставки, полиграфию (т.е. работы, требующие идейной/моральной и материальной подготовки). И процесс это не быстрый. Сейчас есть такой, и даже не один. Параллельно идет работа по текущим коммерческим заказам.
Плюс большой объем работы по арт-группе (DTN art&fashion), в том числе подготовка к выступлениям (сценарии к перфомансам, монтаж звука и видео), работа с моделями (репетиции, тестовые съемки).
В целом, у нас довольно демократичная и конструктивная политика: мы заинтересованы в новых лицах и открыты для разного рода взаимоинтересного сотрудничества!
Цените искусство? Желаете быть в курсе новых работ и проектов? Вступайте в группу!
Арт-група DTN
Alex Theatre_No — дизайнер одежды, визажист-стилист, модель, писатель, постановщик перфомансов, организатор группы.
Раиса Канарева (Cheschhh) — фотограф и координатора группы.
В рамках проекта создаётся авторская одежда, не имеющая аналогов, в том числе уникальные сценические костюмы, визаж, образы, проводятся фотосессии, ставятся театрализованные показы, которые известны под эксклюзивным названием fashion perfomance, придуманным Alex’ом для характеристики номера с сюжетной линией и образами и использованием авторской одежды, аксессуаров и визажа.