Cразу обращает на себя внимание число песен вошедших в альбом — их шестнадцать, что вызывает как минимум уважение к работе группы, ведь «в наше-то время все выпускают только синглы!».
Текст: Василий Виноградов
Электропартизаны в VK
В первую очередь хочется обратить внимание на минималистичный дизайн монохромной обложки, где в центре концентрических кругов торчит, как «яблочко» мишени логотип Электропартизан. С точки зрения визуализации, данный приём, конечно же, не даст не заметить этот релиз и, возможно, даже при наличии стилизованных под телеграфные ленты название альбома, всё оформление выглядит несколько искусственным, но… Но обложка должна привлекать внимание и с этой функцией она успешно справляется, вне зависимости от того, маленький ли это квадратик цифрового релиза, обложка CD или конверт виниловой пластинки. А, может, это отсыл к последней строчке первой песни «…Иллюзий новый век с мишенью на спине объявит правдой тишину…»?
Помимо этого, сразу обращает на себя внимание число песен вошедших в альбом — их шестнадцать, что вызывает как минимум уважение к работе группы, ведь «в наше-то время все выпускают только синглы!». Но если с количественным наполнением разбираться труда не составляет, то вот песни заслуживают более глубокого изучения. Каждая и по отдельности.
Всё, что ты знаешь
Первые восемь тактов этой песни чем-то напомнили группу «Король и Шут», особенно если флейту заменить на скрипку. Но все эти «если бы да кабы» практически сразу заканчиваются, уступив место знакомым до боли (стилистически, разумеется!) гитарным запилам Электропартизан.
Текст песни уносит слушателя в пограничное состояние, где он, оглядываясь на свой жизненный путь, вроде бы и находит своё место «под бледным солнцем утопий», но с горечью осознаёт, что он среди тех, кто пел «в мутном молчании седых полнолуний» и «остаться в живых не должны». Ответов на полную песню вопросов здесь найти не получится и останется довольствоваться только музыкой Электропартизан, которая позволяет услышать «как становится время иным». И да, полное название песни раскрывает лишь финальная строчка припева: «Всё, что ты знаешь — ложь!».
Исповедь революций
Смена пульсации, психоделическая «грязь» гитар и вкрадчивый вокал — всё это как разгорающийся уголёк, тихонько тлевший где-то у задней стенки печи, который придвинули кочергой необъяснимости поближе к топочной дверке реальности, когда печник, масштабы которого угольку и не осознать, начинает что-то нашёптывать и дуновение его дыхания распаляет уж было потухшие искры, в естестве своём всё так же готовые дать огня, который поглотит всё…
Фото Владимир Петров
Всадники на станции Роса
Трудно найти аналог творчества Владислава Крапивина для детей позднего исторического периода Советского Союза. Нет, были и Майн Рид, и Конан Дойль, и Даниэль Дэфо, наконец! Но это были принятые несколькими поколениями ранее метафоры и гиперболы — привычные меры реальности и одновременно единые точки соприкосновения условных «отцов и детей».
Крапивин был в некотором роде, диссидентом, он не очень-то любил «систему», что всегда выражалось в его прозе. А если брать стилистику и литературный язык, то Владислав Крапивин был заслуженно признан талантом, да и мгновенно исчезающие с магазинных полок книги тому прямое подтверждение. Но все аллегоричные нападки на «систему» у писателя были, скорее чтобы подчеркнуть неизбежность развивающегося общества в контексте истории, а ни в коем случае желанием что-то развалить и разобщить. Но к чему это всё писать здесь, при прослушивании песни Электропартизан?
Во-первых, песня посвящена одноимённой первой части романа Владислава Крапивина «Мальчик со шпагой». А во-вторых, хотя текст песни и не описывает все перипетии произведения в стихотворной форме, как это подсознательно ожидается, но выводы сходятся на простых умозаключениях: оставайся человеком, будь честен с собой, будь готов отстаивать своё мировоззрение и не теряй надежды.
Фонарщик
Пожалуй, эта та самая песня на альбоме, про которую стоит открыто сказать, что «ДДТ в ней куда больше, чем в самом ДДТ». И пусть сходство мимолётное — где-то интонации ЮЮ, где-то звучание в духе «Мёртвый город. Рождество»… Но, в конце концов, зачем отрицать очевидное — не может 16 лет в «популярном коллективе» пройти бесследно для главного вектора Электропартизан в лице Вадима Курылёва? А вот выборочно взять что-то лучшее из всего возможного — это ещё надо умудриться. Или уметь.
Этой песней Электропартизаны в очередной раз показывают, что облекать чёткие мысли с глубоким смыслом в среднетемповую лирику они не разучились и скорее всего не планируют.
Через снега
Как бы ни пытался автор, возможно, невольно, скрыть себя за словесными оборотами, но именно они в чём-то и выдают их написавшего. Ну, скажите, пожалуйста, разве мог не-питерец написать строчку про «теряя в зимних туманах печаль»?
Песня посвящена излому мировоззрения на рубеже между беспечным детством и первой стадией самостоятельной жизни — одиночеством, когда «песни инеем покрылись», но при этом новая реальность находится в стадии «этот мир ещё не старый, но уже повсюду пыль». Однако, пусть и грустно осознавать, что окружающая действительность «последним летом детства допоёт твою мечту», есть надежда увидеть, как «догорят слова великих, осветив безвестным путь».
Венеры и ангелы
У любого автора, который к словам и смыслам своих песен относится по-настоящему серьёзно, а не как к звуко-шумовому наполнителю, вряд ли получится обойти тему любви. Как даёт понять окружающая действительность, время и пространство которой ускоряются и сжимаются в угоду прогрессу всё сильнее и сильнее, отличаться от серой массы людей, вынужденных жить точно в таких же условиях, довольно сложно. Там, где есть отработанные механизмы закабаления и порабощения человека человеком, главенствует только экономический расчёт без скидки на «какие-то там чувства». Но к строчкам «…Разгадывая ненависти трюки, любовь наш мир спасала как могла. У всех венер обломанные руки, у ангелов отбитые крыла…» и добавить-то нечего.
Северное солнце
В любом альбоме любой группы всегда найдутся проходные номера. Электропартизаны отнюдь не исключение, но есть, как говорится, нюанс. Достигнув определённого (однозначно высокого!) мастерства во всех категориях сочинительства, понизить качество уже на органическом уровне не получится. Поэтому, песня «Северное солнце», являясь «обычной», обычна только в сравнении с другими песнями Электропартизан. И это не значит, что она хуже, наоборот — очень хорошая, но просто другие песни лучше, чем «очень хорошая». В качестве границы между первой и второй частью альбома смотрится вполне адекватно, но желания специально переслушивать не вызывает.
За последней чертой
Удивительное дело, но ввиду незнания своей дальнейшей судьбы, когда любой из этапов жизни априори является сюрпризом, сложно не удариться в штампы ожиданий и избитые фразы. Но творческий взгляд на мир, богатый словарный запас и ассоциативный ряд нестандартного взгляда на мир буквально заставляют Электропартизан делать краски более яркими, а образы более многоплановыми. И вроде бы окружающая реальность вся состоит из каких-то исторически оправданных или мимолётно-модных границ, но когда слышишь слова «…Я ломаю вокруг стены, не взирая на их чувства. Много знать для любви вредно — и там за стенами, тоже пусто…», начинаешь теряться, задумываясь о собственной роли («… то ли клоун, то ли философ?..»).
Глава #27
Не совсем ясно, явное самоцитирование (по музыкальной части) во вступлении — это загадка или «пасхалосчка» для знатоков творчества Электропартизан, но дальнейшее звучание можно привести к фразе «если бы Электропартизаны играли блюз, то он звучал бы именно так». Тут тебе и любовь (правда не мужчины к женщине, а фаната к кумиру), и стрельба со смертельным исходом… Да и в целом история, можно сказать, преподнесена под углом условного Патрика Зюскинда, в известном романе которого, парфюмера разрывают на части и съедают счастливые и полные любви, от ощущения идеально созданного главным героем аромата, простолюдины. Немного режет ухо практически сплошная глагольная рифма в первом четверостишии первого куплета, но верно выбранный темп вызывает желание качать головой в такт, а так же лишний раз освежить историю первого ушедшего от нас «Битла».
Имена
Бодрый акын о вечном течении жизни, где всё идёт своим чередом и никто никому ничего не должен. Но не об инфантилизме речь, а скорее «делай, что должен и будь, что будет».
Мусор для государства
И снова фирменный гитарный психодел, который сменяет фирменный партизанский же «ты-гы-дык» об укоренившимся в истории человечества неравенстве людей, где часть народонаселения всегда согласна с «вышестоящими в пищевой цепочке», а часть не может не бороться хоть каким-нибудь способом с этим неравенством. Но и те, и другие, и третьи любят обобщать и мыслить некими «большими категориями», где судьба отдельно взятого индивида всегда будет приобщена к несуществующему среднестатистическому значению.
Неомаргинал
В какой бы момент не разглядывать историческую прямую существования общества, при ближайшем рассмотрении выяснится, что не составит труда найти в каких-то сферах жизни «переломные моменты эпохи», когда «раньше было лучше» и «не то, что сейчас!». Но эта песня говорит не о шероховатостях неизбежного развития социума, а о тотальной подмене понятий, когда простое желание о необходимом обновлении каких-то материальных благ превратили в «эпоху потреблядства» или желание вникнуть и разобраться в чём-либо обрубают насаждением диаметрально противоположных «истин», объявляя человека, думающего и видящего несправедливость, вне утверждённой для всех точки зрения изгоем-маргиналом.
Наш выбор — свобода!
Разве может анархо-панк-рокерский коллектива Электропартизаны обойтись хотя бы без одной песни-лозунга на альбоме? Конечно же, нет. Да и зачем? Просто, рублено, драйвово и максимально понятно!
Сквозь время
Песню «Сквозь время», пожалуй, стоит считать жирной запятой перед эпилогом, как альбома в целом, так и жизни любого, кто задумается о вечном и своём месте в этом «вечном», человека. Но мы же знаем, что верно расставленные знаки препинания иногда значат даже больше, чем ёмкие и красивые слова, собранные в острые и полные праведного смысла предложения.
Человек видящий — прочтёт и примет, человек слышащий — услышит и проникнется, а человек молчащий, может и не покажет виду, но тоже не останется безучастным. И только время всех рассудит.
ЭПилог
Художественная проза на фоне музыкального сопровождения — это, как ни крути, некий радио-спектакль. Название песни само собой отсылает к финальному монологу Главного Героя, а нестихотворная форма повествования максимально упрощает восприятие всех мыслей, вложенных автором в получившееся произведение. Вот уж воистину «…Мы всегда готовы обрести смысл, но не всегда этому рады…».
Воздушный змей
Единственная инструментальная композиция на этом, без сомнения, концептуальном альбоме. Вслушиваясь в звуки этого последнего номера на пластинке так и тянет подвести итоги восприятия. В виду смешения стилистик, как в стихотворной, так и в музыкальной части и с поправкой на главный вектор отличия среди любых других рок-групп, а так же ряд сквозных тем и образов на протяжении всех шестнадцати песен, альбом «Сквозь время» можно назвать некой разновидностью современного прог-рока. По-электропартизански, разумеется.
Альбом «Сквозь время» на всех цифровых платформах: