Павел Пластинин. Из смыслов и звуков делаю слово

Творческое призвание — это дар или крест? Чьих жертв требует красота? Как балансировать на грани классики и современного искусства рассказывает писатель, поэт и музыкант Павел Пластинин.

Литературу я считаю своей работой, потому и занимаюсь ею каждый день.

— Паша, давай начнем с самого начала. Давай знакомиться… Как ты дошел до жизни такой?.. С чего начался твой творческий путь?

— Знакомиться всегда интересно! К тому же, я люблю рассказывать о себе и о своем творчестве что-нибудь интересное!

Сложно сказать, когда я начал творить — творчество со мной было всегда. С тех самых лет, с каких я себя помню. Всегда нравилось сочинять. Этому поспособствовало и то, что семья у меня интеллигентная: папа — врач, мама — кандидат экономических наук, преподаватель. Дедушка — очень талантливый художник и музыкант. Поэтому с детства привык к хорошим книгам и хорошей музыке. Осознанное творчество началось классе в пятом. Начал писать первые рассказы. Потом и стихи, но к прозе до сих пор тяготею в большей мере. А в девятом классе пришло увлечение рок-музыкой. Благо музыкальное образование к тому моменту уже имел. В десятом начал сочинять песни и другую музыку в самых разных жанрах. С тех пор литературу совмещаю с музыкой.

— Ты личность многогранная — и все же — чего в тебе больше — слова или звука?

— Слова, бесспорно, слова. Я стараюсь не называть себя музыкантом, хотя, не всегда выходит. Музыкант — это особое состояние души, когда человек любую мысль, любое слово и любой смысл облекает в звук. А у меня все наоборот: я из всех смыслов и звуков делаю слово. Поэтому литература была и остается для меня на первом месте.

— Творческое призвание — это дар или крест?

— Полагаю, тут нельзя говорить о даре или кресте. Хотя, многие творцы любят порассуждать. Творческое призвание — это призвание! Это то, с чем ты рождаешься и умираешь, это — неотъемлемая часть жизнь, говоря языком прозектором, одна из множества тканей организма творящего человека.

— Чем ты готов пожертвовать ради творчества? И нужны ли здесь жертвы, по-твоему?

— Очень часто слышу фразы из разряда «Красота требует жертв» или «Творчество требует жертв». Многими людьми они неправильно трактуются. Жертвы искусства — жертвы художника. Он может пожертвовать ради него своим временем на сон и еду, на развлечения. Он может пожертвовать своими деньгами — лучше потратить их на искусство, чем на бутылку вина или модную вещичку. Но важно понимать: художник жертвует исключительно Своим не в ущерб Близким. Он не может пожертвовать здоровьем, душой и жизнью другого человека. Никогда. Его искусство касается только его.

— Есть ли у тебя авторитеты в творчестве и в жизни?

— Не хочу называть их авторитетами — скорее, они для меня учителя. В литературе это Ирвин Шоу, Оскар Уайльд, Михаил Булгаков, Джон Толкин; из поэтов — Бодлер, Гумилев, Рембо, Высоцкий, Башлачев. В музыке — Арканджелло Корелли, Чайковский, Вертинский, Глеб Самойлов.

Что касается жизненных авторитетов — полагаю, это разумнее оставить при себе!

— Должен ли Художник, по-твоему, опираться на «классику» или же быть максимально самобытным?

— Полярность рождает радикализм, а радикализм — гибель, чего бы то не касалось. Нельзя забывать лучшие (и худшие) образцы искусства прошлого, нельзя отрекаться от классики в пользу современности и от современности в пользу классики.

Что касается самобытности, то поиск наиболее оригинальных и самобытных форм выражения ведет к потере художественной ценности произведения. Здесь можно вспомнить различные выставки так называемых современных художников, называющих искусством сковородки, подвешенные к потолку, и менструальную кровь, добавленную в вино пришедших на выставку людей. При этом тотальная опора на классические лекала ведет к тому, что на выходе мы получаем копирку — копирку скучную и глупую. Отсюда ergo, как говорили могильщики Шекспира: во всем нужна мера. Излагать свои мысли и чувства художнику должно, помня о классике и прислушиваясь к современности.

— С кем из великих ты бы хотел поспорить — и почему?

— Я не люблю спорить — бесполезное занятие. «В спорах рождается истина, будь она проклята» — как говорил герой одного из фильмов Тарковского. Но в том-то и дело, что истина не рождается — только раздоры. Поэтому ни с кем из великих спорить бы не стал — незачем.

— Есть ли современники, которых ты считаешь гениями?

— Пожалуй, нет. Скажем так: есть современники, которыми я восхищаюсь, которыми восхищаются другие. А гении они или нет, пусть решат потомки.

— Что это такое — быть гением?

— Не знаю точно, но мне кажется, что гений — это сбой во внутриутробном развитии.

— Ты пишешь каждый день? Читаешь? Слушаешь музыку? Опиши свой обычный день…

— Литературу я считаю своей работой, потому и занимаюсь ею каждый день. Если не пишу, то редактирую и так далее. Музыку слушаю каждый день, читать стараюсь каждый день, но читаю очень медленно — одну книгу могу растянуть на пару месяцев, а то и на больший срок. А мой обычный день… Суета сует, как сказал Экклизиаст.

— Чего тебе не хватает для счастья?

— Я счастлив — целиком и полностью!

— Как ты считаешь, человек — хозяин своей судьбы?

— Нет. Судьба — или фатум, как называли это явление эллины — от нас не зависит.

— Твои пожелания человечеству?

— Люди, думайте, пожалуйста, головой перед тем, как что-то сделать!

Понравилось? Подписывайся на паблик героя! Следи за творчеством!

Добавить комментарий