Арт-журнал «Солнечный город Люстгальм», интервью с творцами и мастерами. 18+

Интервью

Исторический момент русского рока, когда всем было по пути, сам себя исчерпал. Знаковый питерский музыкант Андрей Селюнин рассказывает, как молодой и наглый рокер трансформируется в дедушку рока, что он при этом испытывает, и как на самом деле оценивает музыку «поколения пепси»?

Персона

Андрей Селюнин

Музыкант

Участник рок-групп «Нате!» и «Кошкин дом».

Журналист

murzich-anastasijaАнастасия Мурзич

Писатель, поэт, журналист

Провокационный автор, автор книг о Романе Виктюке и Александре Башлачёве. Безудержно активный организатор творческих встреч, интервью и презентаций. В её журналистской коллекции собрана добрая половина петербургской интеллигенции. И пожалуй самое главное — позитив и доброта Анастасии Мурзич, излучаемая двадцать четыре часа в сутки на всех и вся.

Автор и ведущая программы «Глаза в глаза» ТВ «ВОТ!» (Ваше Общественное Телевидение).

Матерь творческого союза одиночек «Соборище».

Директор агентства «Мурка-post» (pr, арт-менеджмет).

Сотрудничает с ведущими периодическими изданиями Санкт-Петербурга: «Смена», «Вечерний Петербург», «Панорама ТВ», «Санкт-Петербургские ведомости», «Невское время» и т.д. Биография.

Анастасия Мурзич на «»
публичная страница
«Соборище» альтернативный творческий союз одиночек

art

Согласие с собой и стремление к достижению внутренней гармонии, на мой взгляд, и есть первый шаг к ощущению Свободы и к дальнейшему созиданию на этом пути.

Кошкин Дом — Яблочный край

Чиж И К — Идиллия

— Когда ты впервые различил Мелодию — в хаосе Звуков?

— Непросто ответить... «Когда я впервые?..» Возможно, еще в предыдущей жизни, так как мне говорят мои предки, что петь я начал в люльке, сразу же после того, как закончился период младенческих капризов и плача. То есть мои музыкальные способности были раскрыты родителями в самом начале. Ну и потом я пел всегда и везде, при любой возможности. Сначала под старые пластинки родителей — «Королева красоты», еще «Марина, Марина...» Какой-то итальянец пел, сейчас уже не помню его имени, и никто из родных не помнит. А вот под «Сиртаки» я просто солировал! Импровизировал, так сказать, выл, поскуливал... Выходит, Мелодию в этой жизни я уже нащупывал.

Еще меня вдохновлял душ, я под душем любил петь. Как сейчас помню: «Опять поешь? Давай вылезай!» — это отец мне как-то замечание сделал, почему-то хорошо запомнился этот момент.

И в семь лет — прямиком в музыкалку... раскрывать способности! Так что с чувством мелодии, а значит и гармонии, у меня изначально было все замечательно!

— Любой звук может обернуться Музыкой?

— Я полагаю, что любой звук способен пробудить, вызвать ассоциации, которые в дальнейшем послужат развитию музыкальной идеи. Например, я, пробуя тембры синтезатора, получаю импульсы, вызывающие у меня ответные эмоции, которые провоцируют меня на попытку создать музыкальные зарисовки на основе этого звучания... И так бывает, что и не остановиться!

Интервью украшают фотографии из путешествий Андрея Селюнина по русскому Северу.

— Что же это такое — твоя Музыка?

— Размышлениями по поводу «что есть моя музыка?» никогда не предавался. Честно! Вот Слава Задерий (Царство ему Небесное) почему-то в шутку или в полу-шутку всегда называл меня «композитор Селюнин». А я ведь никогда не занимался созданием целостных композиций с навороченной аранжировкой, чтобы эта музыка звучала, как отдельное, инструментальное, полноценное произведение. Я всегда был человеком команды, поэтому говорить о себе, как о создателе чего-то особенного, индивидуального, музыкально значимого, я бы не стал...

Да, я писал свои песни, и тексты, и музыку. Изначально набрасывал штрихи, нюансы в аранжировке, которые потом воплощались (или не воплощались!) в конечном варианте в исполнении группы.

А моя Музыка — это одно целое с моими текстами, проще сказать, аккомпанемент моей душе, где все пережито и прочувствованно лично мною.

— Ты — человек команды. Расскажи о своих командах? Первая? Самая главная? Самая актуальная?

— Что такое «музыкальный коллектив», практически я начал познавать, учась в средней школе. Да почти все так начинали! Это конец 70-х годов, эпоха подпольных мероприятий, хождение по рукам записей советских рок-коллективов, в основном очень низкого качества, по причинам разным(!). Но уже «нехороших» примеров было достаточно и было на кого равняться! Про западную музыку я просто не говорю!

Играя в школьном ВИА, я познакомился с Павлом Кондратенко, он впоследствии исправно снабжал меня билетами на сейшны! Игорь Семенов, какой-то период. приходил к нам порезвиться, в отсутствии музыкальной практики. В общем, над моим комсомольским сознанием начала нависать угроза его трансформации.

После окончания школы я попал в бэнд, где начинал и Паша Кондратенко, играл на клавишах. Нашими площадками были танцы, вечера отдыха, халтуры свадебные — классическая история! Этой же компанией подали заявку, под названием «ЭкипажЪ» на вступление в Ленинградский рок-клуб. Но меня по весне 1982 года быстренько призвали на службу в СА. Поэтому мне пришлось все отложить, временно!

В мае 84-го я вернулся, и музыка пошла свои чередом. К нам присоединился Коля Фомин (гитара, «Рок-штат») И вот с ним-то, с подачи его младшего брата Федора Фомина (бас) и Антона Белянкина (поэт и идейный вдохновитель) мы замутили проект «Время любить». В нем приняли участие Коля Рубанов (саксофон, «АукцЫон»), Миша Берников (вокал), Боря Шавейников (барабаны). Все достаточно известные персоны и ныне. На разных этапах и Миша Нефедов принимал участие и много еще Кто! Достойный цЫрк!

— Круто!

— Весной 88-го года мне позвонил Миша Дубов и пригласил на репетицию группы «НАТЕ!», поиграть... Накануне группу покинул Игорь Борисов (гитара). И пришел Саша Ошибченко (гитара, «Джонатан Ливингстон»), Сергей Наветный (барабаны) Ну и покатило как-то!

Два года группа существовала практически в таком составе. Ушел Дубов, пришли Олег Малой и Ваня Воропаев... Хорошие времена были и интересные, есть что вспомнить! Но все когда-то заканчивается. И этот состав, в конечном итоге, развалился! Причины разные... Но мы ведь не об этом?..

Вся эта история произошла в феврале-марте 90-го года. И в это время в Питер пожаловали Макс Ланде и Костя Шумайлов, наши одесские приятели из группы «Кошкин Дом», с настроением зацепиться в Питере. Ну и так судьба распорядилась, что мы оказались вместе!

Макс Ланде, Костя Шумайлов, Сергей Наветный, Сергей Логинов, Игорь Березовец и ваш покорный слуга... Я считаю, что мы провели замечательные, в творческом смысле, почти три года! «Кошкин Дом» является, пожалуй, самым целостным и оригинальным проектом. При всей нашей молодости и некоторой беспечности в жизни, творчество «КД» стремилось к взрослости и имело свои характерные очертания и притягательность.

— Следишь ли ты за музыкальными новинками отечественного рок-н-ролла? Что-то или кто-то произвел на тебя впечатление?

— Так сложилось, что в последнее время я редкий гость на фестивалях и больших мероприятиях, где можно послушать побольше новых групп. Поэтому каюсь, каюсь...

А в беседах со своими современниками, если о ком-то или о чем-то речь и идет, то надо же не только услышать, но и увидеть в живую. Я так мыслю... по-старому!

— Олдовые музыканты частенько приговаривают: «Вот в наше время...» Ты можешь продолжить?..

— «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы...» Сколько себя помню, тема «отцов и детей» всегда имела постоянное место в общественной жизни. И музыкальная среда не является исключением!

Я тоже... хорошо помню! Был молодой, красивый, сильный, загорелый, высокий блондин... И публика, стремившаяся попасть на наши концерты, выносила входные двери или разбивала в щепки концертные площадки, что являлось неким показателем «крутости» проекта и, разумеется, его участников, персонально! И прекрасно помню, как «по- сыновьи», с некоторой снисходительностью мы относились к уже «отгремевшим славой» легендам, которым еще совсем недавно в рот заглядывали! А мы как-раз в этом и соответствовали образу той небезызвестной «молодой шпаны». И я полагаю, что, в этом смысле, ничего не изменилось

Качественно изменилась ситуация с музыкой, и гигантские шаги технического прогресса тому существенная причина. На мой взгляд, количество молодежи, серьезно интересующейся музыкой и стремящейся самовыражаться подобным образом, существенно увеличилось за последнее время. И этому нужно отдать должное.

Известный музыкант (мой давний приятель!) в молодости небрежно поругивал дедушек рока за устаревшие вкусы, а став постарше и слегка заматерев, в пух и прах разделал «Поколение пепси», сказав, что оно выросло «без яиц». А когда возраст взял свое, в откровенном разговоре он признался, что сейчас столько классных молодых музыкантов его амплуа, что он, положа руку на сердце, с его-то практическим опытом, просто не конкурент, и впору от винта! Вот так у одного человека менялся взгляд, в процессе его становления.

— В новом времени больше плюсов или минусов?

— У каждого времени свои минусы и плюсы и, наверное, не имеет смысла углубляться в сравнительный анализ «нашего времени» и нынешнего. Нам довелось жить в уникальнейший период, с точки зрения исторических, политических, социальных и прочих преобразований, происходящих в стране, турбулентность от которых и являлась средой нашего обитания, стимулирующего творческую деятельность. Сейчас более предсказуемое время, стабильнее, спокойнее, и в нем уже нет того нерва, который возбуждал, встряхивал и подпитывал нашу романтику.

— Музыканты не были так разобщены, как сейчас?..

— Нынешняя разобщенность музыкантов, как индикатор... Насколько изменились отношения в современном обществе, насколько изменилась наша жизнь в целом. Тот исторический момент, когда всем было по пути, сам себя исчерпал. Жизненные реалии стали таковыми, что необходимость музыкантам держаться вместе (Рок-клуб, МКЦ) постепенно отпала. Востребованность и ее коммерческая сторона сделали свое дело. Не нашедшие себя на этом пути вынуждены были по-своему реализовываться.

— Раньше группы формировались из друзей, а не из профессионалов...

— Группы, состоящие из друзей по жизни! Это, конечно, классная фишка времен Рок-клуба и МКЦ. И ведь некоторые группы, достигшие массового признания и популярности, так и остались верны дружескому принципу. Этот момент ярко характеризует «наше время».

— Как по-твоему, классическая троица «семья, работа, хобби» обязательно должна быть едина? Или это разные плоскости?

— В моей жизни единая классическая троица не случилась, но среди моего окружения такие примеры есть. И люди по-своему счастливы! Наверное, что-то в этом есть. Но тогда на первом плане характеры и взаимоотношения в семье, если, в этом смысле, все улажено и взаимодействует, то тогда и работа, и хобби вполне имеют шанс вписаться в концепцию семейного Счастья, я так полагаю. Но сам я, изнутри, эту ситуацию не проходил, не прочувствовал и, конечно, судить-рядить об этом не мне.

— Звучит более чем минорно... То есть, тебе пришлось пожертвовать одним ради другого?.. Или — «просто не сложилось»?

— Просто не сложилось. Пришлось пожертвовать... Сначала чуть-чуть, потом больше. Жизнь, отчасти, устроена так, что во имя достижения чего —то приходится чем-то жертвовать. Вопрос в другом... Стоят ли эти жертвы того? Вот это бы понимать, вот в этом бы разбираться...

— Так-так... Тогда вопрос: твое мерило счастья? Благополучия?

— Ну и Вопросище! Жизнь — она уже сама по себе есть Счастье! И согласен с тем, что надо ценить то, что тебе дано.

Есть набор традиционных человеческих ценностей, к достижению которых люди стремятся: семья, дом, работа, творчество, хобби... Я, наверное, не отличаюсь от большинства... И все это прекрасно, на мой взгляд, особенно, если эту конструкцию еще цементирует такой момент, как согласие с собой или светлое устремление к нему... Не сговор, а именно, согласие.

— Да, понимаю... Есть такой тестовый вопрос в теме реализации: что бы ты выбрал — славу/успех или способность контролировать свое сознание?

— Скорее, второе, если мы говорим о настоящем моменте жизни. Успех, слава — замечательное, незабываемое время, но это было — другое время.

Хотя, если вернуть, хоть ненадолго, те эмоции, чувства, переживания, освежить их в памяти, то, может быть, я бы выбрал и первое. Куража еще хватает... И предостаточно!

— Расскажи, что же сегодня составляет твои «трудовые будни».

— Мою трудовую занятость (последние лет десять) буднями можно назвать с натяжкой. Она не отличается постоянством и стабильностью и имеет разноплановый характер — в области кино и театра. Это о хлебе насущном...

А что касается музыки?.. После ухода из жизни Славы Задерия, я остановился... Были некоторые идеи, которые по разным причинам так и остались планами, к сожалению.

А вообще, я здоровый пессимист, мысли по-прежнему есть, говорить о них не стану, потому что лучше говорить уже о происходящем процессе.

— Что такое свобода? Для тебя лично? Так называемая «анархия духа»?

— Это сладкое слово — Свобода! Фильм такой есть, начала 70-х. Свобода — Большое слово, несущее в себе, в моем представлении, необъятное содержание. Ну а если быть проще и говорить о Свободе, как об одной из основополагающих ценностей цивилизованного общества, то эта идея получила, к сожалению, больше декларативный характер, как мне кажется, а переход от декларации к ее практической реализации, изначально имеет целый ряд проблем, это и соблюдение (или НЕ-) юридических норм, социальных и моральных. Поэтому разная она, Свобода. И воспринимается, соответственно, по-разному.

Здесь, наверное, уместно говорить о своих внутренних свободах, бережное отношение к которым является важнейшим регулятором внешних взаимоотношений. Согласие с собой и стремление к достижению внутренней гармонии, на мой взгляд, и есть первый шаг к ощущению Свободы и к дальнейшему созиданию на этом пути.

— Можно ли любить, принадлежать другому человеку и при этом оставаться свободным?

— Да. Свобода и Любовь, по своей сути, не являются взаимоисключающими категориями, как я понимаю. И даже более того, в определенном смысле, являются стимулирующими друг друга факторами.

Ощущать Свободу и испытывать чувство Любви — это связанные между собой состояния. И то, и другое подразумевает созидательные процессы, как во внутреннем Мире человека, так и во внешних проявлениях. Стремление к Свободе — одна из постоянных и важнейших задач человека. И Любовь может только вдохновлять и мотивировать этот процесс, если она основана на взаимности и способности достижения здорового компромисса в самых сложных моментах. Естественно, я говорю сейчас с позитивных позиций, возможно, идеализируя ситуацию. Но в противном случае о Свободе говорить сложно.

— А ты вообще склонен идеализировать реальность, или розовые очки тебе не к лицу?

— Идеализировал, идеализирую и буду, наверное, идеализировать. Сколько раз обжигался на этом... Но это, похоже, пинки, необходимые мне для приведения меня в чувства, чтобы не расслабляться!

Я не могу сказать, что сильно страдал, но принимал все это в качестве необходимого опыта!

— Иначе говоря, ты во всем стараешься разглядеть плюсы?

— Стараюсь не разглядывать, а находиться на светлой волне!

— На светлой волне — это здорово! Но... ты всегда был — в свете или вернулся в свет?

— Конечно, бывали и у меня периоды в жизни, когда мой небосвод омрачали тучи и в поле мертвело. Да и в моральном нокдауне пребывал, и не раз. И это проходили... Но у меня всегда получалось отпускать негатив, не волочить его за собой, и как-то двигаться дальше, не зацикливаясь на поражениях.

Не могу сказать, что для меня все проходило «как с гуся вода», но, в целом, старался не терять чувство юмора и с благодарностью принимать уроки жизни!

— Вера и религия, по-твоему, это разные вещи?

— Часто обсуждаемый вопрос... Сам я его глубоко не изучал, но понимаю так: любая религия основана на вере в сверхъестественное (Бог). Значит, есть религиозная Вера и, в данном случае, связь есть, даже если вера первична, и без веры религия теряет смысл. Вот в этом моменте каждому верующему для себя надо выбирать. Религиозная вера и религия — разные вещи или одно и то же?.. Многие верующие не участвуют в церковной жизни и не считают это нужным (причины разные), просто соблюдают Законы Божьи. Другие же считают это неверным, считают необходимостью совершение таких таинств, как Крещение, Исповедь, Причастие и так далее, А они невозможны вне церкви.

Говорить на эту тему можно долго, но в суждениях появляются крайности... Вера — одно, религия — совсем другое. Либо вера и религия — все одно. Тоже крайность.

Вера — чувство иррациональное. Вера в справедливость, в здравый смысл, в друзей, в победу любимой команды, во что-то, в кого-то... Но Вера в Бога (религиозная вера) и религия, на мой взгляд — отдельная тема и надо быть в ней очень аккуратным.

— Как ты относишься к вегетарианству?

— Нормально. Сам стараюсь соблюдать посты, по какому-то внутреннему пожеланию, а не из-за желания выпендриться. И на своем физическом и эмоциональном состоянии чувствую подъем, легкость. То есть на меня действует положительно!

— Почему бы тогда не перейти на вегетарианство?

— У меня в Одессе один из крестных вегетарианец. Пост — это ведь не только еда, это же комплексное укрощение страстишек человеческих... Вот я себя и выстраиваю, согласно известного регламента.

Предки наши делали ведь это зачем-то?! А переходить совсем на вегетарианство?.. Я не призадумывался над этим. Вот и крестный мой не привил мне...

— Как ты считаешь, что цивилизация сделала с человеком?

— На мой взгляд, ничего критического с человеком не происходит, шагает себе гордо, по мере возможности, в ногу с прогрессом, периодически совершая привычные, известные глупости (эта тема отдельная и вечная) и вовсе не так, как сейчас модно там-сям говорить, что все пропало, прогресс идет гигантскими шагами, а личность, при этом, вместо того чтобы расти, деградирует духовно...

По-моему, все как было, так и остается... Все в балансе. Просто мы меняемся, вероятно. Вот по мне так: «Чем шире киберпространство, тем больше хочется в лес...», хотя я и не брезгую, при случае, воспользоваться благами цивилизации, при наличии определенных знаний и умений, естественно.

Жизнь сейчас летит как ракета! Шутка ли, еще три-четыре десятка лет назад на счетах считали, а сейчас в каждом доме ПК. Это так, мелочи, для сравнения...

Но, мне показалось, что усиливается требование к персональной ответственности индивидуума перед собой, в первую очередь, перед обществом, перед жизнью, в целом. И, возможно, тут есть какая-то незримая связь с последними достижениями прогресса.

— В состоянии ли индивидуум изменить общество? И нужно ли его менять?

— Жизнь не один раз сама показала примеры влияния отдельных личностей на общество, да и на ход истории. В глобальном смысле, как положительные, так и отрицательные.

А трогать общество не следует, пусть себе развивается, меняется естественным путем, согласно ходу истории...

— Можно ли с чистой совестью жить — вне общества?

— А почему бы не жить с чистой совестью вне общества? Ведь существует отшельничество... Конечно, чтобы быть твердо уверенным, этот вопрос надо бы знать изнутри, но теоретически — вполне.

— Твои пожелания человечеству?

Люди, любите друг друга!

Понравилось? Подписывайся на паблик!
  • Антон Соя: я — за сказку!

    Антон Соя: я — за сказку!

    Король русского галлюциногенного реализма, писатель Антона Соя рассказывает о двух изданных сказках. Одна — для взрослых, вторая — для детей. Осталось только разобраться, кто из нас кто. Хотя?.. Сказкам все возрасты покорны! Read More
  • Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Актриса, чье появление на сцене обеспечивает невообразимую игру контрастов, увлечение зрителя в коридоры смыслов и идей. Людмила Погорелова — ведущая актриса Театра Романа Виктюка и женщина, вдохновляющая и преображающая мир своей неповторимостью. Read More
  • Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Единственный в своем роде творческий тандем дизайнера Alex Theatre_No и фотографа Раисы (Чешшш) Канаревой, не устает удивлять… Следя за их совместной работой, несложно предположить, что гармония творческих отношений существует! Read More
  • Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Интервью с Вадимом Курылевым, лидером группы «Электрические Партизаны». Вадим Курылёв развеивает стереотипы об анархистах, рассказывает о взаимопомощи, борьбе против массовой культуры. Read More
  • Рок Янки Дягилевой

    Рок Янки Дягилевой

    Скажешь просто — Янка, и всё ясно, не нужно ничего больше добавлять, и так понятно о ком идёт речь. Объяснять, кто она, тем, кто слышал её песни, не нужно, тем, кто не слышал, бесполезно. В этом году ей исполнилось бы 47 лет. Так и хочется добавить — всего-навсего 47 лет! Read More
  • Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Бард-рок музыкант Кошка Сашка, песни которой приписывают то Янке Дягилевой, то народу, утверждает что в современном искусстве здоровая конкуренция, делится планами турне по России и рассказывает как собрать стадион. Read More
  • Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Художник Юлия Виданова считает, что творческие соревнования — вещь субъективная, она видит богатство полутонов в тёмной палитре и говорит, что в современном веке не хватает остановки для созерцания. Read More
  • Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин рассказывает о работе над спектаклем «Несравненная», о своём превращении в Флоренс Фостер Дженкинс и мечтает построить гиперболоид инженера Бозина, топливом для которого называет энергию молодости. Read More