Элизбар. Только любви он поклонялся

Мультиинструменталист Элизбар (Alizbar), основатель и идейный вдохновитель группы «Ann’Sannat» рассказывает о целительной силе сказок и музыки, героизме и настоящей (Божественной) любви…

Арфа — это некий трамплин совсем в другой мир. Мне не нужны ни допинги, ни наркотики… Достаточно сесть за арфу — и взлететь. Это и машина времени, и портал, и еще множество эпитетов…

— Элизбар, я думаю, что ты родом из сказки… Ты не похож на героя реальности.

— Да, в последнее время эпитет сказочника-волшебника не покидает меня и даже обрастает новыми вариациями. Этому, вероятно, способствует и моя деятельность, как повествователя музыкальных сказок, и самая наисказочнейшая и мистическая музыкальная машина времени — кельтская арфа. Это инструмент прекрасной формы, невероятных звуковых и виброакустических свойств и возможностей имеет происхождение, уходящее вглубь времен. Невероятна его способность трансформировать и структурировать психику и физическое состояние всякого слушающего с открытым сердцем.

И это действительно своеобразная музыкальная машина времени, которая по мановению звуковых колебаний может перенести человека в удивительный мир его детства, его внутренней желанной сказки, его воспоминаний и фантазий. Это ли не волшебство? И, соответственно, меня воспринимают, как проводника, и благодарны — как дети, так и взрослые.

— Многие ассоциируют тебя с героями Толкина… Его мир тебе близок? Когда ты впервые с ним соприкоснулся — узнал его в себе? Или открыл нечто новое, притягательное?

— Я прочитал трилогию, когда мне было лет двадцать и, конечно, узнал эту сказку в себе. Я с ней срезонировал настолько, что начал действовать незамедлительно, я создал группу и назвал ее словом из эльфийского языка, который был придуман Толкином (по-моему, он его даже не придумал, а услышал в Пространстве).

Группа получилась чудесная, потому что «Ann’Sannat» в переводе означает «сказки, рассказанные музыкой или песенные сказания эльфов». Мы начали играть музыку, которая сама является музыкальным сказительством, сама рассказывает сказки.

Я был просто счастлив, когда прошел лабиринт этой удивительной сказки, поняв и осознав множество уроков. Ведь сказка — это невероятный механизм внутренней трансформации. Это как у Ричарда Баха: «То, что гусеница называет концом света, мастер назовет бабочкой».

Ребенок проходит сказку — он ее пережил, пропустил через все свои органы восприятия мира, и он победил в этой сказке, вместе с главным героем Света (ведь обычно это прекрасный герой, за которым хочется идти). У Толкина это Фродо, и читатель вместе с ним преодолевает все тяготы и невзгоды. Он побеждает вместе с ним! Он побеждает и нечто, что было внутри… В психике, в нервах было связанно узлом… И это нечто — часть психической энергии — высвобождается, наступает «гештальд». Психика держала его переживание или страх в форме узла, а тут раз — и это побеждено!

Читайте детям сказки, где побеждает Свет.

— Что такое «герой», по-твоему? Что героическое тебе не чуждо?

— Герой — это человек, который совершает жертвенный поступок во имя любви. Думаю, любая другая причина — это уже не жертва. То есть любая жертва во имя любви есть геройство.

— Часто музыканты, выбирая свою нишу, обращают внимание на «необычные» инструменты. Из каких соображений ты выбрал арфу? Или она выбрала тебя?

— Скорее, и арфа выбрала меня, и я тяготел к арфе. Мы двигались навстречу со скоростью наших вкусов и пристрастий. Полагаю, что арфа увидела во мне то, что она могла бы воплотить в мир, а я увидел в арфе то, что только она может помочь мне родить то, что во мне звучит.

В мире есть закон — все подобное взаимопритягивается. Я с раннего детства очень любил все сказочное и волшебное. Трудно не согласится, что и вид и звук арфы волшебны…

— Изменил ли тебя этот выбор? И вообще, что ты думаешь о переменах и изменениях? Менялся ли ты кардинально за свою жизнь? И с чем это было связано?

— Менялся, но я бы сказал, что то, что во мне было, оно и осталось. Я просто его обогатил, расширяя, удлиняя и углубляя.

После того как я начал заниматься кельтской арфой, все начало убыстряться нереально. Не случайно считается, что арфа инструмент Бога. Абсолютно волшебная игра — это переход в другую реальность и обогащение этой реальности.

Арфа — это некий трамплин совсем в другой мир. Мне не нужны ни допинги, ни наркотики… Достаточно сесть за арфу — и взлететь. Это и машина времени, и портал, и еще множество эпитетов…

— Элизбар — имя данное тебе при крещении… Ты — православный? Как в тебе сочетается официальная религия и Волшебство?

— А чем православие не волшебство? Вдуматься в слово «право-славие»… То есть слава — правде. Теперь можно вспомнить, что творил Иисус. По воде ходил, людей воскрешал, учил, лечил, зрение возвращал, кормил тремя хлебами и несколькими рыбками огромную массу людей, воду в вино превращал. Звучит, как волшебные деяния в сказке — если бы не было это правдой. Но правда и то, что за все эти чудеса люди его отблагодарили тем, что распяли.

Вот такая удивительная людская «благодарность» — сюжет очень многих и глубоких сказок. Где за добро, которое делается человеку, он еще и получает зло. И это можно добавить к вопросу о геройстве… Делать добро даже зная, что получишь в ответ непонимание и агрессию — это и есть жертва и главный смысл жизни. Потому что сила — в правде.

Ну и посмотрим на сказки… Что они рассказывают?.. Когда ребенок читает сказки, он видит главного героя, который совершает героическое действие. Герой идет на битву со злом, которое персонифицировано в Кащее, например. По дороге герой проявляет доброту, помогая или маленьким зверюшкам, или дереву, или печке, старичку-боровичку, ежику, муравью. И эти существа, видя доброту, помогают ему всем, чем могут. И благодаря этой, пусть и малой, помощи герой побеждает такое огромное на первый взгляд — зло.

А ребенок, который это читает или слушает, он же отождествляет себя с этим героем, он и проходит эти метаморфозы, то есть трансформируется вместе с героем, потому что герой он сам. Вот так он проходит эти ступени.

Поэтому детям обязательно надо читать и знать сказки, из них можно вывести глубокую мораль, которую впоследствии, уже повзрослев, эти дети смогут применить в реальной жизни.

Волшебная фея или добрый старичок-лесовичок или даже Хороший Санта Клаус — в сознании ребенка это отображение Любви и Бога. И он, можно сказать, видит Любовь, то есть Бога воочию, даже в форме таких странных существ. И это его учит смотреть на любовь и отражать впоследствии эту любовь.

И также, когда ребенок встречается с персонифицированным добром, как то Волшебная фея или добрый старичок-лесовичок или даже Хороший Санта Клаус — в сознании ребенка это отображение Любви и Бога. И он, можно сказать, видит Любовь, то есть Бога воочию, даже в форме таких странных существ. И это его учит смотреть на любовь и отражать впоследствии эту любовь.

— Ты много гастролируешь, общаешься с огромным количеством интересных людей, у тебя есть ученики… И все же, мне кажется, что ты одиночка. Права ли я?

— Каждый из нас одинок в той мере, в какой он позволяет себе быть одиноким. Конечно, я не один и постоянно вижу вокруг и удивительных людей, и доброту сердец, и Небо над собой. Думаю, это не совсем одиночество. Могу лишь посетовать, что мало кто хочет следовать рядом. Но это лишь маленькое сетование, а так я всем доволен. (Улыбается)

— Люди сходятся — по теплу (моя версия)… А что ты думаешь о людях, которые находятся рядом с тобой? Расскажи о своих музыкантах.

— Да, тепло и радость сотворчества — это очень много И по теплу сходятся, и по резонансу, и ладу, который все объединяет. Я думаю о музыкантах, которые со мной играют, что это герои! Я очень требовательный и отношусь к ним так, как когда-то относился к себе. Со мной играют три человека. Это…

Моя ученица Анна, я с ней подружился и взял ее в коллектив, видя ее любовь к моим инструментам и стилю, манере. Взял сначала, как ученицу на арфе. Но, увидев в ней серьезное усердие, стал потихоньку разучивать с ней и мою программу, давая ей инструмент за инструментом. Я мультиинструменталист, и в нее начал закладывать эту систему, учить ее принципам, через которые прошел сам. И вот она, спустя полтора года, играет и сочиняет на пяти разных инструментах, включая арфу.

Андрей Самойлов — это контрабасист. Музыкант удивительный, при этом еще актер театра. Мы с ним познакомились в магазине, он покупал виолончель. И я — как виолончелист — ему отсоветовал. (Улыбается) А он очень хороший джазовый контрабасист и я его пригласил сначала на концерт, потом на репетицию. И у нас все получилось. Он удивительно теплый, добрый и порядочный человек.

С Сашей Самодумом нас связывает многолетняя история, около шестнадцати лет мы вместе играем, с начала первого состава Ann’Sannat. Это удивительно чуткий и глубокий музыкант, причем веселый и забавный. Он сейчас задействован во многих этно-составах.

Также я работаю и со многими другими ребятами, которые мне нравятся по своему подходу и музыкальной глубине.

— Вас связывает только музыка? Или музыка — сама по себе — есть Свет и Красота? Гармония? Или важнее — миссия? Задача? Например, сделать этот мир хоть немного лучше?

— Музыка нас связала… (Улыбается) Однажды Борис Борисович Гребенщиков сказал одну фразу, красиво так: «Я хотел бы дать немного света, если станет темно». И я думаю, что могу подписаться под ней. Если кому-то стало темно, айда к нам! Мы поделимся теми вибрациями, что у нас есть.

Я не дерзаю делать мир лучше, но знаю твердо, что если делать самого себя лучше, то мир меняется и люди вокруг меняются и это очень хорошо. Я хочу лишь углублять нашу музыку и то, что для нас важно.

Я не дерзаю делать мир лучше, но знаю твердо, что если делать самого себя лучше, то мир меняется и люди вокруг меняются и это очень хорошо. Я хочу лишь углублять нашу музыку и то, что для нас важно.

— Твои музыканты тоже практикуют арт-терапию?

— Конечно, музыканты, играющие со мной практикуют арт-терапию, потому что это прекрасная задача.

— Ты говорил, что у музыкальных инструментов есть свои стихии… А какой стихии принадлежишь ты сам? И что это для тебя значит?

— Не буду говорить, какая я стихия… Думаю, я включаю, а если нет, то хочу включать все стихии! Но про одну могу сказать точно, что это стихия — любовь в сердце.

— Что, кроме музыки, дает тебе ощущение гармонии?

— Смысл, ощущение правильности моего пути. То есть что я на своем месте. Бесстрашие и, как самое главное, любовь. Можно написать слова одной моей любимой сказки вместо этого ответа: «Только любви он поклонялся».

— Так что бы ты посоветовал тем, кто ищет гармонии, но не играет на музыкальных инструментах?

— Полюбить музыкальный инструмент арфу и начать заниматься на ней, остальное все приложится.

Легенда Тудор Рис

На горе Кадер Идрис жило много фей, которые часто спускались в деревни, чтобы испытать радушие людей. Обычно люди были дружелюбны и за это получали подарки. Однажды Тудор Рис сидел дома в одиночестве и ожидал возвращения своей жены. Он пел, и тут кто-то постучался в дверь. Три усталых путника вошли в дом и попросили немного еды.

Рис поставил перед ними на стол все, что у него было; он был расстроен, что не мог предложить гостям никакого свежего угощения, поскольку его жены не было дома. Путники поблагодарили хозяина и предложили высказать какую-либо просьбу, которую они могли бы выполнить в качестве благодарности за гостеприимство. Вначале Рис вежливо отказывался, но затем осторожно обратился с просьбой, к которой до сих пор все относились с непониманием и поднимали его на смех — ему хотелось получить арфу. И вот в мгновение ока арфа возникла перед ним, и не успел он поблагодарить путников, как они уже исчезли. Рис мог играть на этой арфе чудесные мелодии, какими бы неумелыми ни были его руки.

Люди не могли устоять на месте и пускались в пляс под музыку. Танцевали все — его жена, возвратившаяся домой, ее попутчики, их друзья, а также деревенские жители и гости, приходившие отовсюду.

Однажды в дом зашел и один из врагов хозяина, чтобы оскорбить его. И тут Рис начал играть на арфе, он играл и играл без остановки, он не знал пощады и перестал играть только тогда, когда его враг упал в полном изнеможении. Когда он ушел, Рис хотел еще раз сыграть на арфе, но она молчала. Сладкий голос возвестил, что волшебная музыка не должна служить для вражды.

Когда Рис после бессонной ночи снова хотел сыграть на своей арфе, ее уже не было…

— Есть такое выражение: «Люди не взрослейте, это ловушка» Откройте заново в себе ребенка, смотрите на мир глазами ребенка, станьте как ребенок. Ведь это еще Христос завещал…

Желаю вам, чтобы в вашей жизни было достаточно много того, что приводит вас в восторг.

А тем, кто в силу своей, так называемой, взрослости запер от сказки дверь своего сердца, желаю чтобы сказка проявилась в их жизни. Чтобы тот, кто ее забыл, вспомнил, что понятия Бог, сказки, добрые феи — синонимичны. Чтобы труд был сопряжен с радостью! Если вы не любите свою работу, найдите то, что приносит радость. Сейчас не может заработать только ленивый…

Чудеса и волшебство — это то, что у нас под ногами, надо лишь потрудиться нагнуться, разглядеть и подобрать. Добра и любви!

Понравилось? Подписывайся на паблик! Следи за творчеством!

Эдуард Сиречь (Alizbar)

Мультиинструменталист

Играет на нескольких десятках инструментов, в том числе народных (среди них бузуки, цитерн, чаранго, мандолина, бойран, кобза многие разновидности флейт перкуссии и ханг). С 2002 года начинается его увлечение кельтской арфой, которой с некоторого времени он посвятил себя почти полностью. Также Элизбар проводит сеансы арфотерапии и семинары на эту тему.

Лидер группы «Ann’Sannat» Название в переводе с эльфийского языка Д.Р.Р.Толкиена означает «сказки, отображенные в песнях». Группа играет ирландскую, балканскую, молдавскую  народную музыку в собственных оригинальных аранжировках, а также авторские композиции.

Добавить комментарий