Арт-журнал «Солнечный город Люстгальм», интервью с творцами и мастерами. 18+

Интервью

Петербургский Рок-Клуб создавался усилиями многих людей, но, в основном, бывшими членами Совета Ленинградского Рок-Клуба, которые неожиданно и одновременно поняли, что в анархии и неорганизованности дальше жить нельзя. Рассказывает директор Рок-Клуба Юрий Байдак.

art

Мы не «иваны, не помнящие родства», а люди, живущие в столице рок-н-ролла, и рок-культура не начинается каждые 4-5 лет с нуля, а продолжается усилиями и талантами многих поколений.

— Юрий, давайте начнем разговор, собственно, с Рок-Клуба. Расскажите подробности. Что это за образование? Зачем? Для чего?

— Это Творческий Союз людей рок культуры. Общественное объединение, созданное людьми рок-н-ролла в 2008-2009 гг. в Санкт-Петербурге и зарегистрированное в Министерстве Юстиции в апреле 2009 года как продолжение жизни и деятельности Ленинградского рок-клуба. Объединение создавалось усилиями многих людей, но, в основном, бывшими членами Совета Ленинградского Рок-Клуба, которые неожиданно и одновременно поняли, что в анархии и неорганизованности дальше жить нельзя.

Мы не «иваны, не помнящие родства», а люди, живущие в столице рок-н-ролла, и рок культура не начинается каждые 4-5 лет с нуля, а продолжается усилиями и талантами многих поколений творческих людей с середины 60-х годов прошлого века. Она требует связи времен, передачи опыта, передачи культурных традиций и продолжения в новых музыкантах, группах и талантах...

Зачем? Для того, чтобы временщики, случайные властолюбцы и просто подлецы не подменили реальность обманом, не переиграли время, не внесли бы в реальность собственное интерпретированное видение в единый культурный процесс развития рок культуры.

Для чего? Для объединения, роста и развития новых поколений рок- музыкантов в новое время. Без отрыва от рок пространства прошлых лет в Петербурге. Для передачи опыта поколения поколениями. Для продолжения культурной среды и для поисков, нахождения и роста нового культурного слоя в столице рок-н-ролла!

— Чем рок-музыканты, состоящие в рок-клубе отличаются от музыкантов, в нем не состоящих?

— Вопрос женский, провокационный и со множеством подводных камней и дополнительных подвопросов. Потому, постараемся на него ответить по максимуму просто. Ничем не отличаются. Точно такие же, как и все прочие музыканты. Без рогов, копыт, сияния над челом. Но разница, разумеется есть. Она не во внешнем, а появляется внутри каждого. А именно в осязаемом желание перейти некий барьер от самодеятельности к профессионализму, желание учиться. Во внутренней дисциплине, в решимости и в реальной возможности попробовать свои силы сообща с другими музыкантами, членами Рок-Клуба.

— Есть ли статистика, сколько у нас в городе рок-групп?

— Статистика о количестве рок-групп в Питере, разумеется, не ведется, но по информации от Андрея Петровича Бурлаки, одного из основателей Петербургского Рок-клуба и его первого президента, который в своих ежедневных записях отмечал названия групп, выступающих с концертами в Питере, на 2010 год наблюдалось примерно 3.260 названий групп. То есть мы можем с определенной долей вероятности говорить о реальном числе рок-групп нашего города в рамках 3.000 - 4.000.

Другая информация от самого Петербургского Рок-клуба. От количества заявок за 5 лет проведения рок-фестиваля ПРОРЫВ. За это время подано заявок более 2.000. Но из них заявок чисто питерских подано не более 50%, на этом этапе проявилось около 1.000 рок-групп.

По самой постановке вопроса следует, что есть интерес - сколько же нас. Думаю, что этот вопрос уместный и своевременный.  Тем более это интересно для Столицы рок-музыки. Начнем подсчет с 15 сентября 2013 по 15 сентября 2014 года. Чтобы подсчет был более продуктивным, мы начнем публиковать ежемесячные отчеты по количеству и названиям выступающих в Петербурге местных рок-групп.

— А сколько групп зарегистрировано в рок-клубе?

— Их количество постоянно изменяется, по мере вступления. На  начало сентября 2013 года число, состоящее из членов и кандидатов в члены, примерно равно пятидесяти.

— Какие прелести светят членам рок-клуба - в реальности? В планах и перспективах?

— Вопрос тоже слишком по-женски поставленный и несколько однобокий, но будем на него отвечать с мужским цинизмом. В реальности члены Петербургского Рок-Клуба имеют право участвовать во всех мероприятиях, организуемых Рок-Клубом. Во всех акциях, выездах, событиях, фестивалях, во всем том, что организуется внутри Рок-клуба или вносится извне, но принимается исходя из полезности и необходимости для развития и роста самого Рок-клуба.

Петербургский Рок-Клуб — это не какая-то застывшая и неизменяемая данность. Это, скорее, постоянно изменяемое и стремящееся к саморазвитию и экспериментам сообщество людей, групп и личностей. Как общественная организация Рок-клуб просто обязан прислушаться к любым интересным и развивающимся новациям. Объединяться или принимать в себя все интересное, связанное с рок-культурой, и не в коем разе не застывать и не каменеть. Что по-настоящему и свойственно рок-культуре и рок-музыке — быть постоянно впереди и во главе процесса..

В ближайших планах на сезон 2013-2014 года членов Петербургского Рок-клуба ожидает выпуск календаря с участием всех действительных групп — членов рок-клуба. Создание целевой радио программы и целевого телевизионного проекта, о сроках и участниках которого будет объявлено дополнительно. Рок-Клуб начал совместную деятельность с Союзом Одиночек «Соборище» и после осенне-зимней пробы пера продолжает работу в плановом порядке в жанре рок-акустики.


— Как же можно вступить в рок-клуб?

— Вступить в Петербургский Рок-Клуб можно двумя путями. Для рок-групп — посредством участия в рок-фестивалях ПРОРЫВ, через прохождение отборочных туров и прохождения в Финал фестиваля. Что смогли проделать за последние 5 лет 140 рок-групп. Из которых вступившими можно считать не более 50-ти групп.

Для индивидуальных членов рок-сообщества, в которое входят люди различных профессиональных интересов и профессиональной деятельности в рамках процесса рок-культуры, а именно: продюсеров, организаторов, администраторов, пиарщиков, рекламистов, фотографов, видео операторов, режиссеров, ведущих, звуко и свето- режиссеров, техников, журналистов, редакторов, поэтов, работников видео и аудио студий, репетиционных точек, арт-директоров клубов, — путем свободного волеизъявления и полезности для самой общественной организации.

— Расскажите о командном составе...

— Командный состав Петербургского Рок-Клуба определяется его членами на ежегодных отчетно выборных собраниях. Первым Президентом был Бурлака Андрей Петрович — со дня основания и до мая 2012 года. А членами Совета были основатели Рок-Клуба: Юрий Рулев, Алексей Рахов, Сергей Наветный, Сергей Соколинский, Михаил Борзыкин, Павел Кондратенко, Олег Азаров, Александр Кострикин, Павел Пироган, Марк Бомштейн, Сергеей Ваганов. Большое спасибо этим замечательным и бескорыстным людям.

В мае 2012 года на отчетно-выборном собрании было выбрано другое руководство. Президентом стал Семенов Александр Алексеевич. И членами Совета: Байдак Юрий Станиславович — директор Рок-Клуба, Соколинский Сергей — Секретарь Совета, Кострикин Александр — ревизор Рок-Клуба. Члены Совета: Котенко Светлана, Наветный Сергей, Новиков Андрей, Иванов Павел, Соколов Александр, Марюхта Алина, Бурлака Андрей.

В июне 2013 года на отчетно-выборном собрании вновь были выбраны Президент и члены нового Совета Петербургского Рок-Клуба. Президентом переизбран Семенов Александр Алексеевич. Директором Рок-Клуба назначен Байдак Юрий.

— Чем же для вас привлекательна роль директора рок-клуба?

— Привлекательна?.. Скорее ответственна, и лишь отчасти привлекательна. В очень не большой части. Сейчас наступило ожидаемое многими время свободы, а следовательно, эту «свободу» нередко принимают и понимают, как анархию и безответственность. Но это понимание для всех незрелых демократий. Которые не доросли до понимания свободы, как осознанной необходимости... А раз мы живем во времена перемен и «незрелых демократий», то период сейчас переходный, неопределенный и не стойкий... Какой есть, такой и воспринимаем.

Соответственна и роль директора во времена перемен! Выкручивайся, как хочешь. Организация общественная, денежных рычагов пока нет... Те ценности, что были при «Советах» ушли, а «новые ценности» сплошь и рядом основаны на финансовых, либо «псевдо престижных» ценностях псевдо демократий... Короче, крутимся, как уж на сковородке, но все равно интересно. Интересно делиться своими знаниями и опытом с молодежью и получать от них же новые знания.

— Ваша рок-н-ролльная биография? Как Вы дошли и до жизни такой?

— Моя рок-н-рольная биография слишком большая для этого интервью... Но схематически с 1968 года по 2013 год в процессе рок культурного пространства. До такой жизни дожился, в основном, молча, в основном, потому, что не играл на гитаре, а основные друзья вокруг именно этим и грешили. Получается, что заманила Судьба. Мне понравилось, я и остался в этом культурном слое!

— Есть ли какие-то характеристики, по-вашему, человека рок-н-ролла? Принадлежите ли Вы к этой «группе избранных»?

— Скажу честно. Никогда не задумывался об особенностях людей рок-н-ролльной культурной среды. Наверняка такие особенности должны быть и есть. Потому то эта среда возникла, существует и имеет своих героев, врагов , свою массу, своих лидеров и тому подобное.

По поводу избранности?.. Я не согласен с таким определением. Это не избранность, а, скорее, судьба, склонность характера, потребность в именно подобной жизни... Когда-то давно были на этот счет какие-то обсуждения, рассуждения и делались какие-то выводы. В каждом историческом и во временном слое возникали свои причинно-следственные связи и зацепки.

В целом, эта среда объединяет людей с обостренным чувством внутренней свободы, совести и острого желания изменить мир в лучшую сторону, как, наверное, и людей многих иных культурных слоев. В условиях Советского Союза именно эта среда была наиболее взрывоопасной, свободолюбивой и патриотической одновременно. Это объяснение тоже требует отдельного интервью.

Когда я до такой жизни дошел, то я в ней утвердился и так и живу последние 45 лет... Понравилось, наверное. Как еще объяснить? По другому жить не получается. Единственное, что приходит в голову, так это то, что нет привязки к вещам, нет вещизма. Из меня не получился обыватель!

— Что, по-Вашему, важнее: быть хорошим человеком или же профессионалом своего дела? Что вам лично интереснее — рок-команда, состоящая из друзей, или профессиональный вокалист и сессионные музыканты?

— Или-или?.. Так не бывает. Жизнь на много сложнее простых ответов и простых форм. Важнее всего быть хорошим профессионалом с сохранением качеств хорошего человека. Это же в упор дилемма. Без чего можно жить? И без одного, и без другого, либо с сохранением обоих качеств. Профессионализм нужен для работы, а человеческие качества и для жизни, и для работы! Одно не исключает другое!

Вторая часть вопроса точно так же дает свободу изложения вариантов. Мне лично ближе вариант группы друзей, нежели вариант с вокалистом и с нанятыми музыкантами. Этот вариант более холодный и не живой. Он временный, а все временное не долговечно, хотя может быть всякое. Это жизнь. Она без штампов!

— Три ценных совета молодой рок-группе от Юрия Байдака?

1. Любите искусство в себе, а не себя в искусстве. (Это не я, а Станиславский).

2. Талант - это на 90% работа. Долгая, иногда нудная. Но без него не добиться совершенства. А без совершенства не будет побед, не будет ответной любви слушателей. Все завязано в единый клубок.

3. Много раз подумайте, нужно ли Вам отдавать жизнь за рок искусство. Класть жизнь на эту плаху. Вариантов всегда несколько. Музыка для себя, играть для себя и друзей. А отдаваться с потрохами — не всегда понимается близкими и родными. На этом пути можно остаться отверженным и одиноким. Но и иного пути нет. Нельзя чуть-чуть умереть, нельзя не по- настоящему забеременеть. Нельзя положить на алтарь искусства себя наполовину. Тогда и все остальное будет наполовину, то есть никак. Выбор за тобой!

  • Антон Соя: я — за сказку!

    Антон Соя: я — за сказку!

    Король русского галлюциногенного реализма, писатель Антона Соя рассказывает о двух изданных сказках. Одна — для взрослых, вторая — для детей. Осталось только разобраться, кто из нас кто. Хотя?.. Сказкам все возрасты покорны! Read More
  • Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Актриса, чье появление на сцене обеспечивает невообразимую игру контрастов, увлечение зрителя в коридоры смыслов и идей. Людмила Погорелова — ведущая актриса Театра Романа Виктюка и женщина, вдохновляющая и преображающая мир своей неповторимостью. Read More
  • Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Единственный в своем роде творческий тандем дизайнера Alex Theatre_No и фотографа Раисы (Чешшш) Канаревой, не устает удивлять… Следя за их совместной работой, несложно предположить, что гармония творческих отношений существует! Read More
  • Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Интервью с Вадимом Курылевым, лидером группы «Электрические Партизаны». Вадим Курылёв развеивает стереотипы об анархистах, рассказывает о взаимопомощи, борьбе против массовой культуры. Read More
  • Рок Янки Дягилевой

    Рок Янки Дягилевой

    Скажешь просто — Янка, и всё ясно, не нужно ничего больше добавлять, и так понятно о ком идёт речь. Объяснять, кто она, тем, кто слышал её песни, не нужно, тем, кто не слышал, бесполезно. В этом году ей исполнилось бы 47 лет. Так и хочется добавить — всего-навсего 47 лет! Read More
  • Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Бард-рок музыкант Кошка Сашка, песни которой приписывают то Янке Дягилевой, то народу, утверждает что в современном искусстве здоровая конкуренция, делится планами турне по России и рассказывает как собрать стадион. Read More
  • Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Художник Юлия Виданова считает, что творческие соревнования — вещь субъективная, она видит богатство полутонов в тёмной палитре и говорит, что в современном веке не хватает остановки для созерцания. Read More
  • Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин рассказывает о работе над спектаклем «Несравненная», о своём превращении в Флоренс Фостер Дженкинс и мечтает построить гиперболоид инженера Бозина, топливом для которого называет энергию молодости. Read More