Скажешь просто — Янка, и всё ясно, не нужно ничего больше добавлять, и так понятно о ком идёт речь. Объяснять, кто она, тем, кто слышал её песни, не нужно, тем, кто не слышал, бесполезно. В этом году ей исполнилось бы 47 лет. Так и хочется добавить — всего-навсего 47 лет!
Текст © Иван Тимофеев.
Слушать Янку не просто. Слушать альбомами — это тяжёлая эмоциональная работа. Слова песен, как правило, ассоциации, коллажи, тени реальности.
Дата не круглая, и едва ли сможет заинтересовать обывателя. Поэтому в этих размышлениях я не стану касаться фактов её биографии и загадочных обстоятельств гибели. Те, кому нужно, найдут сами, тем более, что это не сложно. Рок-музыка — поразительная область деятельности, в которой, пожалуй, как ни в какой другой биография не менее важна, чем непосредственно само творчество. Примеров тому море по обе стороны океана.
Жизнь Янки Дягилевой идеально вписывается в схему: жить — петь — и умереть. Жить быстро, петь круто, умереть рано. Определить, кто такая Янка путём навешивания на неё ярлыков, невозможно. Её называли и женской (бабьей) песней Башлачёва, и первой леди сибирского панка, и русской Дженис Джоплин (которую, говорят, Янка очень любила) и много еще как. Сравнение Дженис Джоплин, кстати, не смотря на всю очевидность (кого только с ней — с Дженис — не сравнивали) притянуто за уши. Да, есть отдалённое внешнее сходство, но творческих пересечений я не усматриваю, с таким же успехом можно сравнить с Дженис Джоплин и Жанну Агузарову. Девушка поёт в мужской группе — вот и вся история.
Безусловно, что Башлачёв повлиял на Янку, но называть её каким бы то ни было ответвлением от Башлачёва, я бы не стал. Он скорее стал для Янки толчком к тому, что можно вот так писать песни и вот так их исполнять.
Первая леди сибирского панка. Ну да. Я не вижу второй. Во всяком случае ничего о ней не знаю. Женская песня Башлачёва — это уже что-то непосредственно о творчестве. И да, и нет. Известно, что они были знакомы ещё до активного периода написания песен Янкой. Безусловно, что Башлачёв повлиял на Янку, но называть её каким бы то ни было ответвлением от Башлачёва, я бы не стал. Он скорее стал для Янки толчком к тому, что можно вот так писать песни и вот так их исполнять. Более того, виделись и общались они не часто, а в этой ситуации сложно сверять ориентиры.
Совсем по-другому было с Егором Летовым, рядом с которым Янка провела предостаточно много времени. Он безусловно повлиял на Янку, но это уже влияние в процессе самостоятельного развития. Одно можно говорить со стопроцентной уверенностью — Янка абсолютно самобытный автор. Нигде заграницей ничего подобного нет, кто бы что ни говорил (сравнивают ещё с Патти Смит, но это то же, что и с Джоплин только под другим углом зрения). Ничего подобного не было и нет и у нас в России.
Существует ряд песен, приписываемых Янке. Например, песня «Дети» (реальный автор Елена Свирипа), песня «Враг» (Кошка Сашка), «Хочу к тебе» (Ксения Солдатова), «Протест» (группа Патология), «Прыгай вниз» (автор Олеся Троянская, исполнитель Олеся Дицель). Вконтакте поисковик аудио записей выдаст вам эти произведения как «Янка Дягилева». Ни чем другим, кроме как незнанием настоящих авторов и исполнителей объяснить эту ситуацию невозможно. Сходство лишь поверхностное, да и просто стилистическое. При мало-мальски внимательном прослушивании понятно, что это песни ни чего общего с тем, что делала Янка Дягилева не имеют.
В таких ситуациях говорят, что можно больше ничего не писать. Но не писать было невозможно, и Янка стала сочинять песни, открыв ещё одну грань своего таланта — природный мелодизм. Песни её распевны, как русские народные…
Уже первые, датируемые 1985—1986 годами, стихотворения Янки «Порой умирают Боги» и «Нарисовали икону» — сразу же запредельный уровень! В таких ситуациях говорят, что можно больше ничего не писать. Но не писать было невозможно, и Янка стала сочинять песни, открыв ещё одну грань своего таланта — природный мелодизм. Песни её распевны, как русские народные, только совмещённые, как правило, с жёстким гитарным боем. В принципе то, что играет Янка на гитаре, — чёс, достаточно брутальный звук, но в сочетании с её голосом, песни ее становятся высоким искусством. Обречённые слова в подобной ритмической поддержке звучат жутко и даже страшно. Надрыв её голоса пробирает до печенок. Слушать Янку не просто. Слушать альбомами — это тяжёлая эмоциональная работа. Слова песен, как правило, ассоциации, коллажи, тени реальности. Янка не бытописец среды своего обитания, это вам не Майк Науменко. Её песни выведены из контекста происходящих вокруг событий. Они не о том, что происходит с каждым из нас, но о том, что происходит внутри каждого из нас.
И создана эта картина ею практически подручными средствами — гитара и голос. Янка Дягилева ни в коем случае не была бардом. Она играла рок-музыку, у неё были электрические составы. С Майком, кстати, её роднит то, что многим её песням электрический звук практически ничего не добавляет, особенно тем, что заложены в лекало песен «Гражданской обороны». Рок Янки Дягилевой — это не стиль музыки, это то, что понятие «рок» значило в русском языке ещё до появления всяких стилей. Судьба, от которой не убежишь.
…мне очень странно, что протестное рок-движение переродилось настолько, что начинает просить у власти официального увековечения.
Её нет в живых уже 22 года — достаточный срок чтобы осознать, кого мы потеряли. В Новосибирске местные власти отказали поклонникам Янки в праве установить мемориальную доску на её доме, сославшись на то, что Дягилева была «начинающей поэтессой», известной только специфической «социальной среде». Ректор Новосибирской консерватории прокомментировал это следующим образом: «Во-вторых, мне очень странно, что протестное рок-движение переродилось настолько, что начинает просить у власти официального увековечения. Почему тогда не Егору Летову доска или кому-то ещё из тех ребят, которые тогда один за другим из жизни уходили? Представьте, если бы Янка была жива и ей сказали, что хотят ей поставить доску. Я думаю, она бы нахрен всех послала».
Да уж… о какой мемориальной доске могла бы идти речь, будь Янка жива. Мёртвым не нужны наши мемориальные доски, им даже память наша не нужна, память нужна нам…
Яна Станиславовна Дягилева (Янка)
Рок-певица, поэтесса
4 сентября 1966, Новосибирск — ок. 9 мая 1991 Автор песен, участница панк-рок-групп «Гражданская оборона», «Великие Октябри» и др. Одна из самых ярких представителей сибирского андерграунда конца 1980-х годов. В становлении личности Янки сыграли решающую роль Александр Башлачёв и Егор Летов.
При содействии Егора Летова начала давать концерты, в основном квартирные, на которых исполняла свои песни под гитару. Дягилева быстро завоевала известность и уважение в советском рок-андеграунде. Опять-таки при содействии Летова вышли в свет неавторизированные альбомы Янки.
При жизни Янка фактически не была замечена официальными средствами массовой информации. Она очень не любила давать интервью, отклонила предложение «Мелодии» о выпуске диска, видеоматериалов о Янке телевидение не снимало. Дягилева никогда не стремилась к популярности и не содействовала каким-либо образом «раскрутке» своего имени.