Арт-журнал «Солнечный город Люстгальм», интервью с творцами и мастерами. 18+

Интервью

Петербургский фотограф и театральный критик Анна Французова рассказывает о своей первой персональной выставке, даёт краткий, но ёмкий совет начинающим фотографам и объясняет, почему нужно ходить на реальные выставки, а не сидеть у монитора.

Персона

Анна ФранцузоваАнна Французова

Журналист, фотограф

Родилась в Ленинграде, закончила филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета и факультет фотокорреспондентов имени Ю.А. Гальперина при Союзе журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Область журналистских интересов: искусство, культурная жизнь, общество, развитие технологий информационного общества и электронного правительства.

Сотрудничает с газетами «Поиск», «Невское время», «Вечерний Петербург» и др., была выпускающим редактором информационного бюллетеня «Электронное правительство и электронные услуги».

В настоящее время является сотрудником СПбГУ (специалист в области информационных систем в искусстве, информационная поддержка мероприятий) и фотокорреспондентом Союза журналистов СПб; выступает в качестве приглашенного фотографа и журналиста на различных фестивалях, участвует в выставках.

+7-911-215-52-88 chizhik.spinus@gmail.comстраница в контакте

Журналист

hrustalev-dmitrijХрусталёв Дмитрий

Журналист, дизайнер

Основатель веб-журнала «Солнечный город Люстгальм» и его постоянный ведущий.Биография.

+7-965-287-62-28 hrustall@gmail.com

art

Старайтесь видеть лучшее, во всяком случае, фиксировать в памяти лучшее, это поднимает человека.

— Анна, открылась твоя фотовыставка «Саломея. Посвящение мастеру», которая по счёту и какая по значимости в твоей жизни?

— Раньше мои работы выставлялись в рамках коллективных творческих проектов, я была частью целого. Сейчас открылась моя персональная выставка, и она для меня — первая. Она связана с моим увлечением театром, случайна по времени, но неслучайна по своей сути. Во многом с этого спектакля началась моя судьба фотографа...

— Роман Виктюк для тебя идеал, любовь, источник вдохновения? Что тебя связывает с ним и с его театром?

— Роман Виктюк — талантливый режиссер, чьё видение мира, красоты, эстетики человека во многом совпадает с моим. Его театр принял меня сначала как юного зрителя, потом — как начинающего творческого человека. Сейчас я готовлюсь к защите диссертации, в основание которой положена «Саломея» Романа Виктюка.

— Для тебя как фотографа есть любимцы на сцене театра? Кто они и что именно цепляет в том или ином актёре?

— Театральный фотограф — исследователь. Если внимательно изучать спектакль, много раз на него приходить, снимать его с разных точек, смотреть его каждый раз новым взглядом, то возникает образ, собственное прочтение темы.

— Что самое главное для тебя в этой выставке? Есть там что-нибудь интимное? Там есть послание?

— Часть послания — в названии: моё преклонение перед Романом Виктюком, перед любим спектаклем. Потом, это своеобразный отчёт перед собой — в этом, наверное, интимность.

— Ты постоянно в театральной тусовке, эта среда сдвинутых по фазе людей (может это расхожий и неверный стериотип), а ты сама здоровый и осознанный человек или в тебе есть сумасшествие?

— Кто тебе сказал, что я всё время там? Всё время я в музыкальной среде, теперь часто оказываюсь в среде журналистов... Что касается театральной тусовки: надо помнить, что есть «театральная», а есть «околотеатральная».

— Какой период охватывает подборка фотографий для выставки? Сколько лет ты с Виктюковцами?

— В выставку включены фотографии, сделанные с 2007 по 2014 год, за это время несколько раз менялся актёрский состав, актёры проживали чуть-чуть по-другому истории своих героев, лишь роли Саломеи и Ирродиады неизменно играют Дмитрий Бозин и Людмила Погорелова, которые на протяжении этих лет исследуют своих героев, находя в них всё новые и новые грани. И я вижу всё новые и новые грани в этом спектакле.

— Расскажи о двух самых ценных для тебя кадрах на этой выставке.

— Они все ценные, ты же представляешь, что значило отобрать из архива за 7 лет 20 кадров? На афише — кадр последней съёмки, января этого года, мне он кажется очень удачным. Сейчас...

— В эпоху интернета нужны реальные выставки? Зачем ходить куда-то если всё то же самое можно посмотреть не вставая со стула?

— Не всё. Многое ты не найдешь в Интернете вообще, потом, в случае фотографий недополучишь атмосферы, монитор ограничит масштаб картинки в конце концов... Потом, если ты листаешь подборку «Яндекса», высветившуюся на фамилию фотографа, это не значит, что ты увидишь развитие темы, видение сюжета, а на выставке фотографии выстроены в определённую концепцию. Это вопрос целей и мотивации увидеть, а не посмотреть.

— Ты позиционируешь себя как репортажного фотографа, с одной стороны это вполне прагматическая работа, заказчики, события... где в этом процессе открывается творческий аспект? Что такое творчество репортёра?

— Честно говоря, я никак себя не позиционирую. Ведь у меня есть и другого толка работы. Например, сейчас я занимаюсь серией арт-фотографий. Есть очень неплохие художественные портреты. Просто показывать людям репортажные работы поводов больше.

Творчество репортёра заключается в умении отразить события, которые видят все, индивидуальным взглядом. А в театре у фотографа есть власть отразить спектакль как нечто прекрасное или, наоборот, уродливое, в этом — тоже творчество.

— Какие темы для работы тобою любимы больше всего? Есть темы которые вызывают страсть и мурашки по коже?

— Люблю снимать харизматичных людей, из общения с ними обычно вырастают интересные проекты. Ещё люблю снимать умных людей, когда в глазах видны мысли. Люблю снимать балет, в том числе и рабочую его часть с репетициями, гримом...

— Часто звучит мнение, что в репортажной фотографии затянувшийся кризис, что все вершины многократно достигнуты и ничего нового не происходит, что жанр топчется на месте, это так?

— И да, и нет. Сейчас есть тенденция брать в качестве иллюстрации к материалам в СМИ фотографии, снятые любителями на «мыльницу», потому что это бесплатно, от этого и ощущение кризиса. Но жанр развивается, есть профессионалы, которые умеют снимать, появляются хорошие интересные проекты, случаются выставки.

— Есть мастера фотографии, которые для тебя — непререкаемые авторитеты? Кто твои учителя? Почему ты выбрала их?

— Мой учитель — Павел Михайлович Маркин — абсолютно уникальный фотокорреспондент, преданный и журналистике, и своему детищу — факультету фотокорреспондентов. Я очень благодарна за воспитанное им во мне чувство интереса к окружающему миру, желание рассказать людям о событиях. Я всегда хожу на мастер-классы Анатолия Бисинбаева и Владимира Вяткина. Они так же вызывают у меня восхищение. Люблю смотреть фотоработы Дмитрия Конрадта и Дмитрия Долинина.

— Какой самый неожиданный поворот в твоём становлении как художника произошёл? О чём бы ты в юности сказала «Этого не будет со мной никогда!», но это случилось?

— Я неожиданно выбираю себе учителей, например, решение поступить на фотофакультет было спонтанным, но удачным для меня. Но, вообще, мне кажется, слова «этого со мной не будет никогда» говорят не в юности, а когда человек сформировался и точно для себя решил, в каком направлении двигаться. А я юная и в поиске.

— И всё-таки ты художник, созерцатель, мастер, ремесленник? Если честно, кто ты сейчас и каковы твои амбиции в будущем?

— Я сама очень люблю мучить людей искусства вопросом про художника и ремесленника. Наверное, примкну к позиции, что я — художник и профессионал. Даже, занимаясь съёмками в Законодательном собрании, можно сделать красивый репортаж с эмоциями. Кто-то в нём сможет увидеть проблески искусства. Я как любой человек, занимающийся творчеством, амбициозна. Стараюсь делать новые проекты на чуть более высоком уровне, и именно в этом мои амбиции.

— Что самое главное нужно знать начинающему фотографу?

— Где кнопка спуска на фотоаппарате.

— Сейчас человек купивший полупрофессиональную камеру и настрелявший пару сотен снимков зачатую зовёт себя фотографом... их стоит отстреливать? Как адаптироваться к нынешнему обилию лузеров?

— Если речь идёт о «мыльницах», планшетах и телефонах, такие снимки имеют право на жизнь, но их нельзя брать в СМИ, вешать в галереях. Проблема в этом. Люди, делающие бизнес, связанный с фотографией, должны понимать, что есть профессионалы, и что стоит поднимать искусство фотографии, а не опускать его.

— Почему стоит посетить твою выставку?

— Те, кто любит театр и режиссуру Романа Виктюка, смогут увидеть индивидуальный взгляд на его спектакль, который играют уже 15 лет. Те, кто не знает спектакля, может быть, заинтересуется им, увидев мои фотографии. Вообще людям, которые склонны к визуальным искусствам, нужно ходить на выставки ради расширения кругозора.

— Твои пожелания человечеству?

— Старайтесь видеть лучшее, во всяком случае, фиксировать в памяти лучшее, это поднимает человека.

Понравилось? Смотри новые фотографии в личном блоге фотографа!
  • Антон Соя: я — за сказку!

    Антон Соя: я — за сказку!

    Король русского галлюциногенного реализма, писатель Антона Соя рассказывает о двух изданных сказках. Одна — для взрослых, вторая — для детей. Осталось только разобраться, кто из нас кто. Хотя?.. Сказкам все возрасты покорны! Read More
  • Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Людмила Погорелова. Те, кто имеет маски — сильны

    Актриса, чье появление на сцене обеспечивает невообразимую игру контрастов, увлечение зрителя в коридоры смыслов и идей. Людмила Погорелова — ведущая актриса Театра Романа Виктюка и женщина, вдохновляющая и преображающая мир своей неповторимостью. Read More
  • Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Арт-группа DTN. Творческий акт — вещь магическая

    Единственный в своем роде творческий тандем дизайнера Alex Theatre_No и фотографа Раисы (Чешшш) Канаревой, не устает удивлять… Следя за их совместной работой, несложно предположить, что гармония творческих отношений существует! Read More
  • Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Вадим Курылев. Остаюсь собой

    Интервью с Вадимом Курылевым, лидером группы «Электрические Партизаны». Вадим Курылёв развеивает стереотипы об анархистах, рассказывает о взаимопомощи, борьбе против массовой культуры. Read More
  • Рок Янки Дягилевой

    Рок Янки Дягилевой

    Скажешь просто — Янка, и всё ясно, не нужно ничего больше добавлять, и так понятно о ком идёт речь. Объяснять, кто она, тем, кто слышал её песни, не нужно, тем, кто не слышал, бесполезно. В этом году ей исполнилось бы 47 лет. Так и хочется добавить — всего-навсего 47 лет! Read More
  • Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Кошка Сашка. Здоровая конкуренция

    Бард-рок музыкант Кошка Сашка, песни которой приписывают то Янке Дягилевой, то народу, утверждает что в современном искусстве здоровая конкуренция, делится планами турне по России и рассказывает как собрать стадион. Read More
  • Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Юлия Виданова. Падение в образы и неизвестность

    Художник Юлия Виданова считает, что творческие соревнования — вещь субъективная, она видит богатство полутонов в тёмной палитре и говорит, что в современном веке не хватает остановки для созерцания. Read More
  • Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин. Техника превращения

    Дмитрий Бозин рассказывает о работе над спектаклем «Несравненная», о своём превращении в Флоренс Фостер Дженкинс и мечтает построить гиперболоид инженера Бозина, топливом для которого называет энергию молодости. Read More