Встреча с художницей Анной Силивончик случайным или неслучайным образом состоялась среди работ ее новой выставки «Мартовские зайцы». По словам самой художницы, это портреты ее собственного «Я» в разных ракурсах, ипостасях и амплуа, ведь они являются частью ее самопознания и творческого поиска.
Журналист Татьяна Дячок.
Именно желание и готовность человека видеть чудеса и определяет их место в жизни человека. А чудеса везде и повсюду, только нужно научиться замечать их и радоваться.
— Анна, не секрет, что мы все родом из детства, и первые наши проявления следует искать именно в этой светлой поре. А каким Вам помнится детство?
— На самом деле, я не могу сказать, что у меня было особенно счастливое детство. Наоборот, у меня оно ассоциируется, например, с множеством запретов — это нельзя, то нельзя. Нельзя есть мороженое — горло заболит, и, если даже на улице довольно-таки тепло, нас кутают в меховые одежды. Были, конечно, и свои нелепые маленькие радости. Наше детство отличалось от детства сегодняшнего поколения.
В детстве мы собирались всем двором и играли в казаки-разбойники, хали-хало, резиночки, сооружали домики из барахла с помойки, строили песочные города. И, что сейчас интересно, когда возвращаешься в свой родной двор в Гомеле, он кажется теперь таким маленьким, а до этого ты знал в нем буквально каждый уголок, каждый кустик, каждую щелочку, и мир представлялся огромным.
— В настроении некоторых работ угадывается и радость, и одиночество, и грусть, и ранимость детской души. Опишите, каким Вы были ребенком?
— Я была-таки довольно мечтательным и застенчивым ребенком, и всегда (потом долго себя от этого отучала) любила что-нибудь напевать вслух, иногда разговаривала сама с собой. Я могла часами что-то мастерить, клеить, лепить, рисовать. Если меня увлекала какая-то книга, хотелось тут же сесть и придумать что-то в этом роде самой. Если впечатляло кино, хотелось обязательно в нем сниматься или снимать, если нравились какие-то вещи, картины, хотелось это не купить или повесить дома на стену, а именно сделать подобное своими руками. Словом, всегда хотелось быть не зрителем, а находиться внутри творческого процесса.
— Когда Вы впервые осознали себя как творца, художника, который хочет сказать свое слово миру?
— Я не осознаю себя человеком, который способен своим творчеством повлиять на массы или изменить что-либо кардинально в мире. И даже в более скромных масштабах я ни к чему такому не стремлюсь. И все, что я делаю, я делаю исключительно из эгоистических соображений получения удовольствия от творческого процесса. Вообще мне очень приятно, и я, конечно, очень везучий человек в том, что в итоге, как ни странно, находятся люди, которым мое творчество тоже нравится, и даже такие, кого оно вдохновляет, радует и на кого оно положительно влияет. Но заслуги в этом моей никакой нет, потому что это все происходит совершенно случайно и непреднамеренно.
— Ваша творческая манера сочетает в себе легкость, свободу, даже некоторую детскость восприятия и аллегорию, метафорику. Как происходило формирование и становление вашего стиля? Не мешала ли Вам академическая школа в становлении как художника?
— Приходилось, конечно, выполняя учебные задания, соответствовать требованиям преподавателей Академии. В студенческие годы я выполняла часть работ в свое удовольствие и совсем другие делала для учебы. Не могу сказать, что они были действительно достойного уровня. Ведь когда что-то делаешь без интереса, то выходит в лучшем случае посредственно. С течением времени пришло чувство сожаления, что они уничтожены, и сейчас их невозможно восстановить даже ради того, чтобы посмотреть и освежить в памяти свою манеру письма в прошлом. Сейчас даже жалею, нужно было хотя бы фотографировать.
Да и в целом это был довольно странный процесс обучения, когда писать реалистично тебя в основном учат люди, которые сами давно такую живопись не практикуют. Уже тогда я знала, что мне самой близко, какие темы меня интересуют, и с помощью каких приемов, образов я могу их выразить, и уже тогда мне было ясно, что реалистическая манера для этого не годится.
— Какие художники повлияли на становление Вашей творческой манеры письма?
— Обычно принято причислять еще молодых художников, не имеющих яркого имени в искусстве к той или иной группе, проводя аналогии со стилем знаменитых художников. Чаще всего говорят, что моя манера напоминает картины Марка Шагала. Я же не стану отрицать, что мои работы больше похожи на то, что делал Шагал, чем на то, чем занимался, например, Малевич. Творчество Шагала меня всегда привлекало поэтичностью, и в отдельных своих работах я тоже стремлюсь порой к тому же. Также среди тех художников, что повлияли на меня в свое время, можно назвать французских примитивистов, еще я всегда любила художников-самоучек, детское творчество.
— Ваши картины наполнены совершенно разными героями, среди них есть и люди-животные, люди-птицы, люди-ангелы, львы и мифологические существа — единороги, сирены. Тем самым, на наших глазах рождается сказка-миф. Насколько, на Ваш взгляд, миф проникает в нашу реальность, какую роль он играет в жизни человека?
— Я думаю, что любые мифы они украшают, романтизируют и поэтизируют жизнь.
— В связи с этим, хотелось бы в отдельности спросить про образ кошки, который часто повторяется в Ваших работах. Есть ли в Вашем характере что-либо от нее?
— На самом деле, я не могу сказать, что я ассоциирую себя с кошкой, я вообще даже не знаю, с кем могу соотнести себя, может скорее с птичкой-синичкой. Но в некоторые моменты, в зависимости от ситуации, могу быть и кошкой, и слоном и выхухолью. В детстве я больше любила собак, но спустя время больше стала увлекаться котами, и по сей день люблю больших, мягких и очень ленивых, будто плюшевых, котов с огромными пушистыми хвостами, которые прямо свисают от своей тяжести.
— Однажды Марк Шагал сказал, что в его картинах нет «никаких небылиц, никаких сказок и притч», и он пытается наполнить свои полотна объектами и фигурами, которые рассматривает как звучащие формы-эмоции. Близок ли Вам такой подход в создании художественной реальности?
— То, что рисую я, это мои размышления о жизни. И даже когда на них наталкивает случившаяся со мной ситуация, это не рассказ о происходящем со мной, а некие обобщения, аналогии и собирательные образы. Изначально появляется какая-то тема, вопрос, который ты долго вынашиваешь, обдумываешь, в какой-то момент происходит щелчок — и ты более или менее отчетливо видишь картинку, будущий образ, который уже сложился в голове. Только в самом финале работы над картиной я думаю о зрителе, о том, как он воспримет картину, какое настроение, эмоции она способна у него вызвать.
— В одном из интервью Вы упомянули, что будь Вы Творцом, то многое бы изменили в устройстве мира. Как бы выглядел новый мир, мир Анны Силивончик?
— Не то, чтобы весь мир, скорее, некоторые его стороны, а точнее, убрала бы как-нибудь из него подлецов и негодяев. Даже не знаю, как изменить этот мир, вот была бы какая-то волшебная таблетка, чтобы злые люди стали добрыми. А с другой стороны, наверно, их присутствие для чего-то нужно, может, чтобы мы над чем-то задумались, сами стали лучше. Но я бы злых людей ставила в угол, а добрым — раздавала пряники.
— В Ваших работах присутствуют тема человека, смысла жизни, любви, взаимоотношений человека с самим собой и с другими. Какая тема для Вас лично сегодня является по-настоящему живой, злободневной?
— Не могу сказать, что в настоящее время есть какая-то одна тема, над которой постоянно размышляю. Вот сейчас работаю над новым проектом, создаю серию иллюстраций к известному произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц ». Всего будет 20 иллюстраций. Но я такой человек, что не могу долгое время заниматься каким-то одним проектом. Мне надо все время переключаться, иначе даже самое приятное дело превращается в рутину, становится скучно, и это в итоге приводит к тому, что ты не доволен результатами своей работы. Поэтому я чередую работу над книгой с работой над другими картинами, мультфильмами или новым спектаклем.
— Довольно часто творческую биографию художников можно разделить на определенные периоды, окрашенные той или иной краской. Какой будет краска настоящего для Вас?
— Это зависит от того, что называть настоящим — сегодняшний день, эту минуту или в целом настоящее время. Не могу сказать, что в моей жизни есть место каким-то всплескам и резким переменам красок. Впрочем, как и у обычного человека, есть стандартные периоды — детство, учеба, студенчество, замужество, появление дочери, но не могу сказать, чтобы они контрастно отличались друг от друга. Все плавно перетекало одно в другое, и не было никаких кардинальных перемен или бросаний в крайности.
Разве что можно особо выделить тот период, когда появляется ребенок, потому что тогда все как-то сглаживается, приобретает новое звучание, новые полутона, и, таким образом, налаживается некая гармония с миром, немного по-другому видишь какие-то вещи. А любимых красок или сочетаний красок не могу выделить, разве что всегда любила яркие цвета и в живописи, и в одежде.
— При создании определенной серии работ ставите ли Вы для себя какую-либо цель, сверхзадачу или целиком полагаетесь на импровизацию, эксперимент?
— Безусловно, всегда хочется сделать что-то необычное, подготовить для выставки определенную серию работ, выполненных специально в одной тематике, которые бы органично дополняли друг друга. Но пока этого, к сожалению, практически не удавалось в силу разных причин, в частности из-за спонтанности предложений и сроков проведения выставок. В основном, происходит так, что уже к выставке подбирается какая-то часть из готовых картин, которые дополняются двумя-тремя новыми, затем возникает какое-то объединяющее, общее название. Так, например, создавалась выставка «Мартовские зайцы», посвященная весне и пробуждению природы, которая буквально в самые последние сроки пополнилась новыми графическими работами, образами зайцев, которые и стали ее главными героями.
— Насколько приобщение к живописи с детства влияет впоследствии на становление человека?
— Насколько сильно влияет не знаю. На всех, наверное, по-разному. Но занятия живописью, мне кажется, благотворно влияют в любом возрасте. Это в некотором роде медитация, и очень способствует наведению порядка, равновесия и гармонии в своем внутреннем мире и в жизни тоже.
— Несомненно, великие учителя есть великие ученики. Чему Вы учитесь у своих подопечных во время мастер-классов?
— Могу сказать, что мастер-классы для детей, которые я провожу, например, в сотрудничестве арт-студией «Талант», это разовые мероприятия и их задача просто дать общее представление о технике масляной живописи, многообразии возможных приемов и показать, что творчество — занятие интересное и увлекательное. Не считаю, что я прирожденный педагог, ведь далеко не каждый художник способен стать талантливым педагогом. Этому нужно уделять много времени и сил — я же пока не готова заниматься преподаванием в ущерб личному творчеству.
А поучиться, наверно, у детей можно тому, что они широко мыслят, у них нет какой-то четкой схемы представлений, и они не боятся выражать свои, пусть даже самые фантастические идеи, в рисунках. У них более креативное мышление, нежели у взрослых.
— В 2012 году увидел свет уникальный сборник народных песен, колыбельных и пословиц «Где Купала ночевала», который был создан в сотрудничестве с писательницей Аленой Масло. Чем запомнилось участие в этом проекте?
— Меня привлекло в этом проекте то, что это было именно то, о чем я и сама мечтала. До этого я неоднократно обращалась в редакцию, чтобы поместить свои работы как иллюстрации в какую-либо книгу, но что-то не заладилось. И вот спустя какое-то время писательница Алена Масло, которая работала тогда в издательстве, обратилась ко мне с просьбой поучаствовать в совместном проекте. Получился чудесный проект, но работы снимались довольно примитивным фотоаппаратом, и поэтому в печати картинка получилась не такого хорошего качества, как хотелось бы, а сейчас переснять уже нет возможности, потому что сами работы давно разбрелись по всему свету, и их вместе уже не соберешь.
— Какую роль в Вашем творчестве играет фольклор, герои народных сказок?
— Многие работы, связанные с фольклорными мотивами, были созданы примерно в 2005 году, но и позднее время от времени я возвращаюсь к этой теме. В этих картинах мне хотелось не просто изложить традиционный сюжет с уже известными зрителю героями, а показать в нем что-то нестандартное, развить его или включить какие-то новые детали, оживить его. Ведь это сейчас мы воспринимаем традиционный фольклор как нечто уже сложившееся и незыблемое, тогда как раньше он жил своей жизнью и каждый новый исполнитель или рассказчик мог дополнить канонический сюжет новыми подробностями и переиначить на свой лад.
— Книга «Счастливый случай» — это органичный симбиоз стихов и сказок, написанных по мотивам собственных картин. В ней Вы рассказываете о чудесах в повседневной жизни. Как Вы думаете, какое место занимает чудо в жизни современного человека?
— Вы знаете, это как новая вещь в квартире, для которой каждый сам определяет место, делает так, как лично ему удобно. И это тоже какая-то такая реальность, в которой мы сами все обустраиваем, как дом, жилье, в котором решаем, где, например, поставить какую-то новую вазу, повесить картину. Ведь один человек повесит ее в центре комнаты и будет любоваться ею, а другой поставит в угол за шкаф и вовсе забудет, поэтому здесь все зависит конкретно от индивидуальности человека, особенностей его восприятия: каким он видит мир внутри себя, таким он и предстает перед ним. Именно желание и готовность человека видеть чудеса и определяет их место в жизни человека. А чудеса везде и повсюду, только нужно научиться замечать их и радоваться.
— Одно из Ваших последних увлечений — театр теней, декорации, драматургию и фигуры действующих лиц для которого Вы создаете сами. Каким образом пришла идея собственноручно воплотить столь древний и, вместе с тем, не теряющий актуальности вид искусства?
— Конкретной идеи что-то создавать не было, просто хотелось немного отвлечь дочь от современных технологий — телевизора, компьютера и телефона, которые занимают очень большое место в жизни детей. И хотелось просто приучать заниматься чем-то, что сам привык делать в детстве. Мы в свое время издавали газету, писали друг другу стишки, создавали книги ручного производства, мастерили куклы, разыгрывали для домашних концерты, сценки, номера. Это очень интересное и, вместе с тем, очень полезное занятие, и сначала дочери не очень нравилось, но со временем она сама ждала новых представлений и спрашивала, когда будет следующее.
— В Ваших работах можно отыскать и мечтательность, и сон, и яркость и безмятежность детства, и они очень близки как для детей, так и для взрослых. Наверняка со многими постоянными посетителями выставок Вы уже знакомы. Задумывались ли Вы когда-либо о том, каков Ваш зритель и, если да, то как представляете его образ?
— Могу сказать, что очень часто я замечаю, что это очень светлые и добрые люди, с которыми так или иначе мы часто через некоторое время начинаем тесно общаться, становимся друзьями. Наверное, так происходит потому, что в картину ты закладываешь частичку себя, свое отношение к жизни, свое мироощущение. А, соответственно, люди, которых интересуют твои работы, думают примерно в том же направлении, и в чем-то близки тебе по духу.
— Читала о том, что Вы работали на киностудии «Беларусьфильм» над мультфильмом «Мышка», однако Вашей мечтой всегда было создание собственного мультфильма. А в этом году Вам, наконец, удалось закончить работу над первым мультфильмом…
— Мультфильм, над которым я работала на киностудии, это целиком и полностью режиссерский проект, а художник здесь как рабочий, который должен воплотить его идею и видение. Поэтому мне захотелось сделать мультфильм самой. Первый мультфильм «Кстати, о птичках» уже есть, и он совсем короткий, но для первого опыта, мне кажется, вполне не плох. А вот второй мультфильм будет создан по моей сказке «Сказка про пап», и рассказывает историю о мальчике, растущем в окружении разных пап, которые постоянно появляются и тут же исчезают. И, в общем-то, это далеко не детская история с открытым финалом — очередной папа мальчика куда-то уходит, и неизвестно, вернется он когда-то или нет.
— Какие творческие направления для Вас сейчас наиболее привлекательны? Возможно, уличный арт-проект, инсталляции, кукольные представления, короткометражное кино?
— Мне многое интересно, но не до всего доходят руки. Почему я, например, практически не занимаюсь инсталляциями — наряду с идеей сразу же возникает очень много вопросов: а где это потом хранить после выставки? что с этим делать? куда это девать, раз выбросить жалко?
Хочешь увидеть больше? Держи руку на пульсе жизни художника — подпишись на страницу в контакте!
Анна Силивончик
Художник
Пишет картины в «наивном» стиле, сохраняя детско-непосредственный взгляд на мир, наполняя его теплом, светом и тонким юмором, но темы её работ простираются гораздо шире «детской иллюстрации», захватывая психологию и философию.
Родилась в 1980г. в городе Гомеле. В настоящее время живет и работает в г. Минске.
Образование: 1992-1999 Республиканский лицей искусств, Минск. 1999-2007 Белорусская Государственная Академия Искусств (отделение станковой живописи) Минск.
В 2008 Вступила в Белорусский союз художников. 2009 — Награждена медалью «Талант и призвание» международного альянса «Миротворец».
Работы находятся в Национальном музее Республики Беларусь, музее современного искусства (г.Минск .Беларусь), музее современного русского искусства (Джерси Сити . США), фондах Гомельского дворцово-паркового ансамбля (Гомель, Беларусь), Елабужском государственном музее-заповеднике (Елабуга, Россия), частных коллекциях Беларуси, России, Франции, США, Японии, Израиля, Италии, Германии, Польши.
Татьяна Дячок
Журналист
Родилась 18 марта 1990 года в городе Бобруйск (Республика Беларусь). В 1993 — 2003 годах жила и училась в городе Кривой Рог (Украина).
В 2007 — 2012 годах училась на филологическом факультете БГУ по специальности «романо-германская (английская) филология».
В 2013 году окончила магистратуру филологического факультета БГУ (специальность «Литература народов стран зарубежья»).
Принимала участие в подготовке театрального фестиваля «Панорама-2011», а также первого некоммерческого кинофестиваля короткометражного кино в Минске Cinema Perpetuum Mobile (январь 2012 г.).
В период с сентября 2012 года занималась подготовкой материалов для альманаха и портала театрального движения «Двери».
С 2013 года — корреспондент в Белорусском телеграфном агентстве «БелТА», редактор по сопровождению официального сайта Беларуси (Belarus.by). Сотрудничаю с альманахом «Двери» (dverifest.org) и арт-журналом «Art aktivist» (artaktivist.org).