Постижение Платона

Еженедельник «Площадь Труда» о фильме Галичанина.

Преуспевающий банкир и политический деятель, до ночи разыскивает своего сына-подростка увлекшегося какими-то непонятными идеями. Но в итоге сын вместе с друзьями похищает папашу чтобы доставить его в ашрам — некий лагерь на берегу Финского залива, где собрались люди близкие по духу и чуждые жестокому окружающему миру, одетые в набедренные повязки и произносящие монологи Платона о любви и свободе под звуки шотландской волынки или восточную мелодию.

Цель похищения — побеседовать по душам с отцом, ибо в обычной обстановке это оказывается невозможным. Каким-то непонятным образом в нашу эпоху переносится Сократ, становящийся тоже участником происходящего. Забавные аллюзии напоминают о нашем времени. Некто могущественный хочет построить порт там, где наслаждаются природой герои фильма. А в заключительной сцене предстают… «разносчики цикуты» в камуфляжных костюмах и масках. Однако философ, вопреки версии историков, не выпивает смертельное зелье, а выплескивает в лицо тирану.

Впрочем, пересказывать фильм «Диалоги Платона» — дело неблагодарное. Фильм нужно смотреть. Добавлю только, что он снят в жанре мениппеи — тонкой философской сатиры, перекликающейся с нашим временем. Хочется отметить также, что фильм, выполненный на профессиональном уровне, снят и смонтирован при помощи обычной видеокамеры и компьютерной программы. Талант и владение техникой в наше время позволяют человеку самостоятельно реализовать свою оригинальную творческую идею, испытав себя в роли философа, сценариста и режиссера.

— Андрей, почему вы решили обратиться именно к Платону?

— Меня всегда интересовала античная литература. Мне повезло с преподавателем, Татьяной Георгиевной Мальчуковой. Она преподает античную культуру в Петрозаводском университете. От неё я впервые услышал слово «кризис» применительно к искусству. Она говорила о кризисе гуманизма в искусстве. Авторы разучились рассматривать человека, его переживания, его душу как основу всех явлений.

Непонятно, зачем нужно было в течение двух тысячелетий городить огород, когда Платон сказал всё, что нужно об отношениях между людьми, между человеком и государством. Я считаю, что в Древней Греции произошёл прорыв. Сейчас мы к этому объективно возвращаемся.

Мой друг философ Вадим Штепа, который играет в фильме Сократа, сейчас пишет труд. который называется «Новая античность». История развивается по спирали и мы  возвращаемся к идеям Платона. Главный посыл моего фильма — обращение к душе человека. Я сначала написал сценарий, связанный с нашим временем и потом в диалоги героев вставлял тексты Платона.

— Среди исполнителей ролей нет профессионалов. Как происходил выбор актёров?

— Я склоняюсь к стилистике документального кино. Я старался поставить исполнителей в такие ситуации, чтобы они вели себя естественно. 

— Андрей, расскажите немного о Вашем творческом пути.

— Родился в Петрозаводске, закончил Петрозаводский государственный университет, филологический факультет. После окончания стал работать журналистом в Карелии. Но всегда тянуло писать пьесы, романы. Начал писать сценарии и вот так увлёкся кино. Переехал в Петербург, потому что здесь позиционировать себя легче.  В регионах, честно говоря, все пока что как-то замкнуты на себя.

Андрей Пюккенен, еженедельник «Площадь Труда», №38(156), 1 окт. 2009 г.

Добавить комментарий